СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о глаголе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о глаголе"»

Тема: Обобщение знаний о глаголе ( 4 класс)

Цель: закрепить знания о глаголе, формировать умение выделять глаголы в речи, формировать умение определять грамматические признаки глагола, развивать навыки грамотного письма, умение сравнивать.


Планируемые результаты:

1. Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение;

- контролировать и оценивать свои действия проверять сказанное и написанное.

2. Познавательные УУД:

- сформулировать и составить алгоритм для разбора глагола как части речи;

- систематизировать знания о глаголе, как части речи;

- формировать умение определять  грамматические признаки  глагола,

- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, желание помочь друг другу, умение работать сообща и самостоятельно.

Ход урока

1.Организация класса. Психологический настрой

1)Я раскрываю почки

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня…


- На дворе весна, тает снег, светит солнышко. Скажите чего вы ждёте от природы, чего хотите больше всего. (Солнца , радости, здоровья)


2)Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку…


3)Упражнение «Надежда»

- Какой урок вы надеетесь увидеть, что ожидаете от него?

Упражнение «Ледокол»

На доске три плаката со словами: урок, учитель, ученик. По начальным буквам учащиеся и учитель выражают свои надежды, ожидания.


2. Актуализация знаний

1) Минутка каллиграфии

м р т п р л м й

- Что вы можете сказать об этих буквах?

- На какие две группы их можно разделить?

- Давайте подберем такие гласные, чтобы у нас получились слова. Какие слова у вас получились?

- Запишите названия весенних месяцев на следующей строке. В каком из этих слов есть орфограмма?

- А кто знает, какие еще названия есть у весенних месяцев?

- У марта – первого весеннего месяца множество имен, одно ласковей другого: капельник, протальник, весновей, гречевник, березень, позимник, зимобор. Пушкин назвал март «утром года». Как вы думаете, почему?

- Запишем это предложение на третьей строке.

2). Орфографическая минутка.

- Мы сегодня узнаем много нового о весенних месяцах, но для этого нам нужно будет выполнить ряд заданий.

- В следующем задании нам нужно составить из слов предложение и записать его, вставив пропущенные орфограммы.

В середин., ож.вут, примут, марта, скв.речн.ки, нов.сёлов, св.их, хл.п.тливых, скв.рцов.

- Выполните синтаксический разбор этого предложения.

- К какой части речи относятся однородные члены предложения?

- Сформулируйте тему урока.


3. Работа по теме урока.

1) - Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы.

- У каждой части речи есть начальная форма. Есть ли у глагола начальная форма?

- Как она называется?

- На какие вопросы отвечает начальная форма глагола? Приведите примеры.

- Почему данную форму называют неопределенной? (нельзя определить число, лицо, время).

2) - Апрель известен прекрасной весенней погодой и приближением праздника Пасхи, когда все начинают украшать пасхальные яйца. А что ещё вы знаете об апреле? 

- Мы сейчас поработаем с текстом, из которого узнаем новые факты об этом месяце. А также попробуем найти глаголы в неопределённой форме

Апрель — отличный месяц для метеоритных дождей. Во времена древних римлян этот месяц посвящался богине Венере.

Мелкие животные, которые остаются зимовать в Северном полушарии, обычно начинают выходить из своих нор в апреле.

В этом же месяце птицы мигрируют на север и оседают на лето, чтобы спариваться.

- Найдите и запишите в столбик глаголы в неопределённой форме.

- А у других глаголов можно определить время?

- На что указывают глаголы настоящего времени? (действие в момент речи)

- На что указывают глаголы будущего времени? (действие после сообщения)

- На что указывают глаголы прошедшего времени? (действие до сообщения)

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

- Что характерно для глаголов настоящего и будущего времени? (изменяются по числам и лицам)

- Что характерно для глаголов прошедшего времени (суффикс -л, изменяются по родам, числам)

- Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

3) - О весенних месяцах существует множество примет. Давайте прочитаем приметы и попробуем их объяснить.

Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

В апреле земля преет.

- Как вы понимаете эти приметы?

- Назовите глаголы. В каком времени они употреблены? Как изменяются эти глаголы?

Светишь, растут, распускаюсь, зеленеет, зацветут, прорастёте, соберём, сверкаешь, увижу.

- По какому признаку можно распределить эти слова на 3 группы (лицо)

- Запишите (самостоятельная работа - взаимопроверка)

    1. лицо 2 лицо 3 лицо

-Что вы можете сказать о правописании глаголов 2 лица единственного числа?

- Определите число данных глаголов.

4) -Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

- Прочитайте стихотворение и назовите глаголы в прошедшем времени.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

- Измените данные глаголы по родам.

5) - Я проверяла ваши тетради по русскому языку и встретила ошибки.

Давайте найдем эти ошибки вместе. Правильно ли записаны окончания глаголов?

Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть - с этим март справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть - апрель тридцать дней только этим и занимаится; третий долг - теплую землю в зелень нарядить - достается маю, который лес наряжаит, лето в гости приглашаит.

- Чего не знали ученики, допустившие ошибки?

- Сейчас мы поработаем корректорами и исправим ошибки вместе.

- Сколько существует спряжений?

- Что называется спряжением? (Изменение по числам и лицам)

- Как определить спряжение глаголов?

1) способ: по 3 лицу мн. ч. –окончание -ут,-ют 1 спряжение,- ат, - ят 2 спряжение.

2) способ: По неопределенной форме окончание - ить 2 спряжение, остальные - 1 спряжение.

- Какие глаголы являются исключением из общего правила?

6) Самостоятельная работа по карточкам.

Определить спряжение, вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

Проверка.

7) Составление алгоритма для разбора глагола как части речи.

Выполнить разбор одного глагола на выбор.

4. Рефлексия

- Учитель:

Мы радуемся солнцу,

Разбуженной весне,

Земле своей прекрасной,

И мирной тишине.

Цените слух, цените зренье.

Любите зелень, синеву –

Всё, что дано вам во владенье

Двумя словами: я живу.

Самооценка учащихся

Мы оценкою «отлично»

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Знай, хорошие отметки –

Как плоды в саду на ветке.


Учащиеся оценивают себя сигнальными карточками в виде веера.

5. Итог урока

Не дорого начало, а похвален конец.

Так гласит народная мудрость.

- Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать? 
- Сравните реальный результат с ожидаемым.

- Дайте словесную оценку урока