СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: "Разбор слова по составу" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: "Разбор слова по составу" 3 класс»

Тема: «Разбор слова по составу», 3-й класс.

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков в разборе слов по составу.

Ход урока

  1. Организационный момент (психологический настрой).


- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.

Посмотрите на меня.

Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно.

Объясняйте обстоятельно.

Ответить хотите – не шумите,

А только руку поднимите.


  1. Актуализация знаний.


  1. «Разминка для ума»

- Проведем разминку для ума.

Быстро отвечайте на вопросы.

1. Общая часть родственных слов называется … (корнем).

2. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – … (окончание).

3. Часть слова без окончания – это … (основа).

4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов – … (приставка).

5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов – это … (суффикс).

- Мы назвали части слова. Это корень, окончание, основа, приставка, суффикс.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Разбор слов по составу)

- Все ли мы знаем для того, чтобы справиться с темой урока? (Да)

- Предположите, что мы будем делать на уроке. (Отрабатывать умения разбирать слова по составу, составить алгоритм, выделять значимые части слова)

- Это и будут задачи нашего урока.

3) Минутка чистописания.

На доске: -еньк- , пере-, над-, -ов-, под-, -ушк-.

- Выписать приставки.

- Выписать суффиксы.

(Обратить внимание на соединение букв)

- А какие из сочетаний могут быть предлогами? (над, под)


4) Орфографическая минутка.

Запись слов под диктовку: ПИРОГ, ОБЕД, УЖИН, СТОЛИЦА, ПОМИДОР, КАРТОФЕЛЬ, ОГУРЕЦ, ОВОЩИ. (Проверка по таблице. Самооценка)

- На полях карандашом оцените свою работу.

- Кто без ошибок выполнил работу? У кого 1 ошибка?

- Что вам помогло выполнить работу без ошибок? (Знание слов из словарика)

- Подберите к слову ОБЕД однокоренные слова разных частей речи и запишите в тетрадь.

ОБЕД – сущ., ОБЕДАТЬ – глаг., ОБЕДЕННЫЙ – прил.

- Выделите корень.

- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково)

- На слайде дана схема:

мороз

- Составьте слова по схеме.

- Какие слова составили? Как эти слова называются?

- Какой «секрет» есть у всех однокоренных слов?(одинаковый корень и близкое значение)

Мороз, морозец, морозный, заморозки


3. Работа по теме урока.

1.Алгоритм разбора по составу. Работа в парах

У детей на партах пошаговый план алгоритма.

-Составим алгоритм разбора слова по составу.

-Запиши слово.

-Измени слово и выдели окончание.

-Отдели окончание от основы и выдели основу.

-Подбери однокоренные слова и выдели корень.

-Найди и обозначь приставку и суффикс.


Проверка:

-Какой первый шаг?

-Что нужно сделать потом?

-Мы составили свой алгоритм. Давайте убедимся в правильности его построения.

Памятка 5 «Как разобрать слово по составу» (стр. 146 учебника).

-Чем отличается наш алгоритм от предоставленного в учебнике?(Для устного разбора, а наш для письменного).


Последовательность разбора слов:





2. Разбор слов по составу. Запись слов в тетрадь.

На доске: ХЛЕБНЫЙ, ПРОБЕЖКА, ПЕРЕХОД.

Проверка. 3 учащихся разбирают слова на доске.

- Дети, задайте по одному вопросу по теме урока (оценивание ответов).

3. Физкультминутка.

- Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС, САД, ТРАВА. Если в слове услышите корень ЛЕС – хлопок в ладоши, корень САД – топанье ногами, корень ТРАВ – тишина.

ЛЕСНИК, ТРАВИНКА, САДОВНИК, САДОВОД, ТРАВУШКА, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИЧИЙ, ПЕРЕСАДКА, ТРАВЯНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК.


4. Работа по учебнику – упражнение 187 (работа в парах).

ПОДРУЖКА

  1. Прочитать вслух.

  2. Один учащийся записывает слово ПОДРУЖКА на доске и разбирает слово по составу с кратким объяснением.

  3. Задается 1 вопрос и ставится оценка.

- Что нам помогло выполнить задание верно? (Знание частей слова)

Упражнение 181

1ряд – мастерица 2ряд – пёрышко 3 ряд - дошкольный

5. Работа в группах.

У каждой группы имеются схемы и слова. К каждой схеме подбираются соответствующие слова.



БЕРЕЗА, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, ЗВЕЗДОЧКА, КОРМУШКА, ДОЧКА, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПОЕЗДКА, ЗАМОРОЗКИ

Проверка с доской. Каждая группа прикрепляет схемы со словами.

- Оцените работу своей группы (после проверки).

- Теперь пускай каждый из вас оценит свою работу: поднимите зеленый кружок, если вам легко было справиться с заданием; поднимите красный кружок, если при выполнении задания у вас возникли сложности.

6. Работа с текстом.

На доске текст с пропущенными буквами.

Осенью дуют холодные ветры. На землю падают желтые листья. Журавли полетели в теплые края.

Задания по тексту:

  1. списывание текста с доски;

  2. объяснение орфограмм;

  3. разборы: слово ХОЛОДНЫЕ – по составу, второе предложение – по членам.

7. Самостоятельная работа по тетради с печатной основой.


4. Рефлексия.

- Назовите части слова.

- Какая часть самая важная? (Корень)

- Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)

- Какие части служат для образования слов? (Приставка и суффикс)

- Что служит для связи слов в предложении? (Окончания)

- Все ли задачи урока мы выполнили?

- Что помогло нам выполнить задачи урока? (Знания правил, частей слов, умение их находить, разбирать слова по составу)

1. Правильно ли выбраны слова к схеме. Поможет тебе выполнить это задание алгоритм разбора слов по составу.

медный снежок медовый

подружка дерево подводник

2. Шарады

1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

2. В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

5. Домашнее задание.

Творческое домашнее задание: подберите 1-3 слова для разбора по составу. Упр188 с. 98


6. Подведение итогов.

- Ребята, если вам понравился урок – поднимите зеленый кружок, если не понравился – красный.




Запиши слово.





Измени форму слово и выдели  окончание.








Отдели окончание от основы

и выдели основу.
















Подбери однокоренные слова

и выдели корень.



Найди и обозначь приставку и суффикс.























Работа по карточкам.

Карточка №1

Разбор слова по составу.

ЗАМОРОЗКИ, ПРИГОРОД, ДРУЖОК

Карточка №2

Разбор слова по составу.

ДОЖДЛИВЫЙ, ЗВОНИТ, ПЕРЕПИСКА


8