Тема: «Разбор слова по составу», 3-й класс.
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков в разборе слов по составу.
Ход урока
Организационный момент (психологический настрой).
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.
Посмотрите на меня.
Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Слушайте внимательно.
Объясняйте обстоятельно.
Ответить хотите – не шумите,
А только руку поднимите.
Актуализация знаний.
«Разминка для ума»
- Проведем разминку для ума.
Быстро отвечайте на вопросы.
1. Общая часть родственных слов называется … (корнем).
2. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – … (окончание).
3. Часть слова без окончания – это … (основа).
4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов – … (приставка).
5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов – это … (суффикс).
- Мы назвали части слова. Это корень, окончание, основа, приставка, суффикс.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Разбор слов по составу)
- Все ли мы знаем для того, чтобы справиться с темой урока? (Да)
- Предположите, что мы будем делать на уроке. (Отрабатывать умения разбирать слова по составу, составить алгоритм, выделять значимые части слова)
- Это и будут задачи нашего урока.
3) Минутка чистописания.
На доске: -еньк- , пере-, над-, -ов-, под-, -ушк-.
- Выписать приставки.
- Выписать суффиксы.
(Обратить внимание на соединение букв)
- А какие из сочетаний могут быть предлогами? (над, под)
4) Орфографическая минутка.
Запись слов под диктовку: ПИРОГ, ОБЕД, УЖИН, СТОЛИЦА, ПОМИДОР, КАРТОФЕЛЬ, ОГУРЕЦ, ОВОЩИ. (Проверка по таблице. Самооценка)
- На полях карандашом оцените свою работу.
- Кто без ошибок выполнил работу? У кого 1 ошибка?
- Что вам помогло выполнить работу без ошибок? (Знание слов из словарика)
- Подберите к слову ОБЕД однокоренные слова разных частей речи и запишите в тетрадь.
ОБЕД – сущ., ОБЕДАТЬ – глаг., ОБЕДЕННЫЙ – прил.
- Выделите корень.
- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково)
- На слайде дана схема:
мороз
- Составьте слова по схеме.
- Какие слова составили? Как эти слова называются?
- Какой «секрет» есть у всех однокоренных слов?(одинаковый корень и близкое значение)
Мороз, морозец, морозный, заморозки
3. Работа по теме урока.
1.Алгоритм разбора по составу. Работа в парах
У детей на партах пошаговый план алгоритма.
-Составим алгоритм разбора слова по составу.
-Запиши слово.
-Измени слово и выдели окончание.
-Отдели окончание от основы и выдели основу.
-Подбери однокоренные слова и выдели корень.
-Найди и обозначь приставку и суффикс.
Проверка:
-Какой первый шаг?
-Что нужно сделать потом?
-Мы составили свой алгоритм. Давайте убедимся в правильности его построения.
Памятка 5 «Как разобрать слово по составу» (стр. 146 учебника).
-Чем отличается наш алгоритм от предоставленного в учебнике?(Для устного разбора, а наш для письменного).
Последовательность разбора слов:
2. Разбор слов по составу. Запись слов в тетрадь.
На доске: ХЛЕБНЫЙ, ПРОБЕЖКА, ПЕРЕХОД.
Проверка. 3 учащихся разбирают слова на доске.
- Дети, задайте по одному вопросу по теме урока (оценивание ответов).
3. Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС, САД, ТРАВА. Если в слове услышите корень ЛЕС – хлопок в ладоши, корень САД – топанье ногами, корень ТРАВ – тишина.
ЛЕСНИК, ТРАВИНКА, САДОВНИК, САДОВОД, ТРАВУШКА, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИЧИЙ, ПЕРЕСАДКА, ТРАВЯНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК.
4. Работа по учебнику – упражнение 187 (работа в парах).
ПОДРУЖКА
Прочитать вслух.
Один учащийся записывает слово ПОДРУЖКА на доске и разбирает слово по составу с кратким объяснением.
Задается 1 вопрос и ставится оценка.
- Что нам помогло выполнить задание верно? (Знание частей слова)
Упражнение 181
1ряд – мастерица 2ряд – пёрышко 3 ряд - дошкольный
5. Работа в группах.
У каждой группы имеются схемы и слова. К каждой схеме подбираются соответствующие слова.
БЕРЕЗА, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, ЗВЕЗДОЧКА, КОРМУШКА, ДОЧКА, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПОЕЗДКА, ЗАМОРОЗКИ
Проверка с доской. Каждая группа прикрепляет схемы со словами.
- Оцените работу своей группы (после проверки).
- Теперь пускай каждый из вас оценит свою работу: поднимите зеленый кружок, если вам легко было справиться с заданием; поднимите красный кружок, если при выполнении задания у вас возникли сложности.
6. Работа с текстом.
На доске текст с пропущенными буквами.
Осенью дуют холодные ветры. На землю падают желтые листья. Журавли полетели в теплые края.
Задания по тексту:
списывание текста с доски;
объяснение орфограмм;
разборы: слово ХОЛОДНЫЕ – по составу, второе предложение – по членам.
7. Самостоятельная работа по тетради с печатной основой.
4. Рефлексия.
- Назовите части слова.
- Какая часть самая важная? (Корень)
- Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)
- Какие части служат для образования слов? (Приставка и суффикс)
- Что служит для связи слов в предложении? (Окончания)
- Все ли задачи урока мы выполнили?
- Что помогло нам выполнить задачи урока? (Знания правил, частей слов, умение их находить, разбирать слова по составу)
1. Правильно ли выбраны слова к схеме. Поможет тебе выполнить это задание алгоритм разбора слов по составу.
медный снежок медовый
подружка дерево подводник
2. Шарады
1. Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
2. В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
5. Домашнее задание.
Творческое домашнее задание: подберите 1-3 слова для разбора по составу. Упр188 с. 98
6. Подведение итогов.
- Ребята, если вам понравился урок – поднимите зеленый кружок, если не понравился – красный.
Запиши слово. |
Измени форму слово и выдели окончание. |
Отдели окончание от основы и выдели основу. |
Подбери однокоренные слова и выдели корень. |
Найди и обозначь приставку и суффикс. |
Работа по карточкам.
Карточка №1
Разбор слова по составу.
ЗАМОРОЗКИ, ПРИГОРОД, ДРУЖОК
Карточка №2
Разбор слова по составу.
ДОЖДЛИВЫЙ, ЗВОНИТ, ПЕРЕПИСКА
8