СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: Три склонения имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: Три склонения имён существительных.»

Тема: Три склонения имён существительных.

Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.

  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  • Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы урока:  доска, компьютер, проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч.  В.П.Канакина,  толковый словарь, раздаточный материал.

Урок посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.




Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа.

2. .Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной проблемы.

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

– Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное.)

- Сколько падежей в русском языке? (6) Повернитесь друг к другу и начиная с 1 варианта перечислите все падежи с падежными вопросами. (спросить 1 ученика)

3. Выявление места и причины затруднения.

Создать проблемную ситуацию для определения темы и цели урока
- У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1 Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?


2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?


3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?


4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?


5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?


6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?


- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)

4 .Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

Так чем же мы с вами сегодня на уроке будем говорить? - Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).

И цель нашего урока..( узнать что такое склонение имен существительных и сколько их)

-Итак, Тема нашего урока «Три склонения имён существительных» слайд 1(.1)

5 . Работа по теме урока. «Открытие» новых знаний.

Познакомить с склонением существительных.

Слайд 1(.2) - Посмотрите на слайд, прочтите слова.

Война, героизм, печаль, победа, войско, радость, слава оружие медаль

О какой именно войне вы вспоминаете, когда слышите эти слова?

О Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг

-Все вы знаете, что 2020 год был объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом Памяти и Славы.

- Прочитайте предложение. (на доске)

Бабушка рассказала мне о побед... и радост....

- Найдите в предложении однородные члены предложения (о победе и радости)

- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения - дополнением)

- Какой частью речи они выражены? (Это имена существительные)

- Определите их род, падеж. (Женский род, предложный падеж)

- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей) (дописать окончания) Бабушка рассказала мне о победе и радости.

- Что вы заметили? (окончания разные)

- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание)

- Прочитайте название темы на стр. 89 учебника

Ребята, а как вы понимаете слово склонение?

- Давайте, обратимся к толковому словарю. (на столе ) В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование: Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями) Слайд 2

- Попробуйте подобрать родственные слова. (Склониться, склонённый , поклон,)

- Что значит "Имя существительное склоняется"? (Изменяется по падежам и числам)

- Почему же склонения три? (Ответы детей)

- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных)

6. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

- Просклоняйте письменно группы слов слайд 3 (слова написаны на слайде):

война(Андрей) героизм (Даша) печаль (Сафина)

победа (Арстан) войско (Вика) радость (Анара)

(с каждой группы три ученика работают у доски слава оружие медаль)

- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Окончания всех

существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они

отличаются от окончаний существительных двух других групп)

- Прочитайте материал рубрики "Обратите внимание!" стр. 89 учебника.

- Сколько групп склонений в русском языке? (Три)

- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

Комментированное письмо. Работа с учебником, стр. 90, упр. 155.

(Устный разбор - имя существительное юноша мужского рода, в именительном падеже единственного числа имеет окончание -а, значит, оно относится к 1-му склонению. И т.д).

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

- Приведите свои примеры существительных 1-го склонения.

- Выполните звуко-буквенный разбор слова Илья. (один ученик работает у доски)

7.Физкультминутка (Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы)

8 . Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала

- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагают вам выполнить задание. - Работа по карточкам (самостоятельно)

- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:

Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...

Матросов, Вит... Хоменко.

- Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе употреблены? (Это существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, в единственном числе)

- Чьи имена написаны в этом упражнении? (Имена героев Великой Отечественной войны)

- Обратите внимание на то, что окончание -а пишется в словах после твёрдых согласных, а окончание -я - после мягких согласных.

- Прочитайте в рубрике "Обратите внимание!" стр. 89 учебника, какие имена

существительные вы записали. (Это имена существительные 1-го склонения)

9.. Включение в систему знаний и повторений

Работа по учебнику.

Упражнение 156 страница 90 учебника.

- Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному

склонению? (Ответы детей)

- Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова? (Да).

- Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите.

(Существительное беседа женского рода с окончанием -а в именительном падеже

единственного числа, поэтому оно относится к 1-му склонению, существительное

собеседник мужского рода с нулевым окончанием, поэтому к 1-му склонению не

относится.)

- Выполните задание. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов, называют существительные 1-го склонения. Самооценка)

- Запишите в словарик слова победа, оборона, поставьте ударение, подчеркните

орфограммы.

- Подберите однокоренные слова к слову победа, запишите их.

- Как определить склонение имен существительных? (поставить слово в начальную форму

- именительный падеж, единственное число)

10.. Подведение итогов урока

- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

- Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных.

(Именительный падеж, единственное число, род, окончание)

11.Домашнее задание. слайд

- Выписать из толкового словаря 10 слов 1-го склонения.

- Написать 10 слов 1-го склонения по теме «победа».

По учебнику стр 92 упр 159 по вариантам

12.Рефлексия Работа в парах

- Перед вами отрывок стихотворение Константина Симонова "Родина". Из него выпали несколько слов имен существительных .

Ваша задача подобрать слова и вернуть их на место. Далее определить склонение этих имен существительных.

Касаясь трех великих…..,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта …..меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя …..

Уже занесена в твоей …..

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не …. большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в ….увидал.

Слова для справок: (океанов, страну, граната, сеткою, в детстве , руке)

- Давайте проверим.(если будет время можно разобрать и другие имена существительные)

Касаясь трех великих океанов, (Рп.)

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,(Тп)

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната (Вп)

Уже занесена в твоей руке (Пп)

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую, (Вп)

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал. (Пп)

- Оцените свою работу на уроке с помощью звезд, которые лежат у вас на парте, красная

звезда – отличная работа, зелёная звезда – хорошо поработал, жёлтая звезда –

удовлетворительная работа.

Выставление итоговой оценки

- Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?

-Поднимите руки у кого – 5-ки и 4-ки. А как думаете, какое настроение у меня, когда я вижу такие результаты?

-Молодцы! Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!