Тема: Три склонения имён существительных.
Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы урока: доска, компьютер, проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч. В.П.Канакина, толковый словарь, раздаточный материал.
Урок посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать? (да)
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.
-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа.
2. .Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной проблемы.
Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.
– Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное.)
- Сколько падежей в русском языке? (6) Повернитесь друг к другу и начиная с 1 варианта перечислите все падежи с падежными вопросами. (спросить 1 ученика)
3. Выявление места и причины затруднения.
Создать проблемную ситуацию для определения темы и цели урока
- У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».
1 Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что? | |
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа? | |
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода? | |
4. Знаете ли вы, падежи имен существительных? | |
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных? | |
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных? | |
- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)
4 .Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
Так чем же мы с вами сегодня на уроке будем говорить? - Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).
И цель нашего урока..( узнать что такое склонение имен существительных и сколько их)
-Итак, Тема нашего урока «Три склонения имён существительных» слайд 1(.1)
5 . Работа по теме урока. «Открытие» новых знаний.
Познакомить с склонением существительных.
Слайд 1(.2) - Посмотрите на слайд, прочтите слова.
Война, героизм, печаль, победа, войско, радость, слава оружие медаль
О какой именно войне вы вспоминаете, когда слышите эти слова?
О Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг
-Все вы знаете, что 2020 год был объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом Памяти и Славы.
- Прочитайте предложение. (на доске)
Бабушка рассказала мне о побед... и радост....
- Найдите в предложении однородные члены предложения (о победе и радости)
- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения - дополнением)
- Какой частью речи они выражены? (Это имена существительные)
- Определите их род, падеж. (Женский род, предложный падеж)
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей) (дописать окончания) Бабушка рассказала мне о победе и радости.
- Что вы заметили? (окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание)
- Прочитайте название темы на стр. 89 учебника
Ребята, а как вы понимаете слово склонение?
- Давайте, обратимся к толковому словарю. (на столе ) В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование: Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями) Слайд 2
- Попробуйте подобрать родственные слова. (Склониться, склонённый , поклон,)
- Что значит "Имя существительное склоняется"? (Изменяется по падежам и числам)
- Почему же склонения три? (Ответы детей)
- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных)
6. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи.
- Просклоняйте письменно группы слов слайд 3 (слова написаны на слайде):
война(Андрей) героизм (Даша) печаль (Сафина)
победа (Арстан) войско (Вика) радость (Анара)
(с каждой группы три ученика работают у доски слава оружие медаль)
- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Окончания всех
существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они
отличаются от окончаний существительных двух других групп)
- Прочитайте материал рубрики "Обратите внимание!" стр. 89 учебника.
- Сколько групп склонений в русском языке? (Три)
- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
Комментированное письмо. Работа с учебником, стр. 90, упр. 155.
(Устный разбор - имя существительное юноша мужского рода, в именительном падеже единственного числа имеет окончание -а, значит, оно относится к 1-му склонению. И т.д).
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
- Приведите свои примеры существительных 1-го склонения.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова Илья. (один ученик работает у доски)
7.Физкультминутка (Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы)
8 . Контроль и самопроверка знаний.
Выявить качество усвоения материала
- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагают вам выполнить задание. - Работа по карточкам (самостоятельно)
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе употреблены? (Это существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в единственном числе)
- Чьи имена написаны в этом упражнении? (Имена героев Великой Отечественной войны)
- Обратите внимание на то, что окончание -а пишется в словах после твёрдых согласных, а окончание -я - после мягких согласных.
- Прочитайте в рубрике "Обратите внимание!" стр. 89 учебника, какие имена
существительные вы записали. (Это имена существительные 1-го склонения)
9.. Включение в систему знаний и повторений
Работа по учебнику.
Упражнение 156 страница 90 учебника.
- Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному
склонению? (Ответы детей)
- Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова? (Да).
- Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите.
(Существительное беседа женского рода с окончанием -а в именительном падеже
единственного числа, поэтому оно относится к 1-му склонению, существительное
собеседник мужского рода с нулевым окончанием, поэтому к 1-му склонению не
относится.)
- Выполните задание. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов, называют существительные 1-го склонения. Самооценка)
- Запишите в словарик слова победа, оборона, поставьте ударение, подчеркните
орфограммы.
- Подберите однокоренные слова к слову победа, запишите их.
- Как определить склонение имен существительных? (поставить слово в начальную форму
- именительный падеж, единственное число)
10.. Подведение итогов урока
- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
- Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных.
(Именительный падеж, единственное число, род, окончание)
11.Домашнее задание. слайд
- Выписать из толкового словаря 10 слов 1-го склонения.
- Написать 10 слов 1-го склонения по теме «победа».
По учебнику стр 92 упр 159 по вариантам
12.Рефлексия Работа в парах
- Перед вами отрывок стихотворение Константина Симонова "Родина". Из него выпали несколько слов имен существительных .
Ваша задача подобрать слова и вернуть их на место. Далее определить склонение этих имен существительных.
Касаясь трех великих…..,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта …..меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя …..
Уже занесена в твоей …..
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не …. большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в ….увидал.
Слова для справок: (океанов, страну, граната, сеткою, в детстве , руке)
- Давайте проверим.(если будет время можно разобрать и другие имена существительные)
Касаясь трех великих океанов, (Рп.)
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,(Тп)
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната (Вп)
Уже занесена в твоей руке (Пп)
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую, (Вп)
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал. (Пп)
- Оцените свою работу на уроке с помощью звезд, которые лежат у вас на парте, красная
звезда – отличная работа, зелёная звезда – хорошо поработал, жёлтая звезда –
удовлетворительная работа.
Выставление итоговой оценки
- Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?
-Поднимите руки у кого – 5-ки и 4-ки. А как думаете, какое настроение у меня, когда я вижу такие результаты?
-Молодцы! Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.