Класс: 4
Урок: русский язык
Тема. Признаки наречия. Образование наречий.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: познакомить со способом образования наречий от прилагательных, отработать умение находить наречия и задавать к ним вопрос; развивать внимание, речь, умение размышлять и формулировать свои мысли, расширять и обогащать словарный запас; воспитывать самостоятельность мышления, учебную мотивацию, уважение к чужому мнению.
Наглядное обеспечение: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Учебник «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч. 1., таблица «Части речи», задания для работы в паре и группе, карточки для индивидуального контроля знаний
Ход урока
I. Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня вас ожидает много интересных заданий и открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация знаний
1.С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке?
Карточки для индивидуальной работы
2.Вы смогли найти наречия в домашнем задании? Назовите наречие с вопросом, на которое оно отвечает. Работаем по цепочке.
3. Давайте вместе вспомним, что мы уже знаем о наречии.
- Поиграем в игру « Истина или ложь». Я буду говорить утверждения. Если вы согласны – хлопаете, если не согласны – поворачиваете голову вправо и влево.
Истина ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия?
Истина ли, что наречие – это служебная часть речи?
Наречие отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? КОГДА?
Наречие изменяется по родам и числам.
Наречие – это неизменяемая часть речи.
Наречия поясняют местоимения.
- Дайте определение, что такое наречие.( правило)
IІI. Каллиграфическая минутка
Поработаем пальчиками, возьмем правильно ручку. Урок продолжим каллиграфической минуткой:
Зв - верхнее Вз- среднее
Ае -нижнее Еа- нижнее
.десь .ч.ра т.перь за.тр.
* что можно сказать о буквах первого ряда, второго?
*обратите внимание на соединение заглавной и строчной букв …
* посмотрите, в третьем ряду я записала слова..но Дед- буквоед съел некоторые буквы.. помогите восстановить запись..
* почему эта буква? Как проверить? загляните в словарь!
* так почему эти слова попали на нашу строку словарных слов? (ошибкоопасные места)
Гимнастика для глаз с лазером + разговор об ошибкоопасных местах
* Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам губами
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
Прочти медленно, как будешь писать. (Все выполнять с закрытыми глазами.)
IV. Самоопределение к деятельности
Наши глаза немного отдохнули, расслабьте и мышцы лица -улыбнитесь. Давайте составим и запишем хорошее предложение о погоде. Что подскажет нам изображение осени?
Вчера стояла теплая и ясная погода. (Повеств., невоскл., прост., распрост, с однород. второст. членами)
- доказать, что простое, почему члены предложения однородные? какое СС еще можно выделить в предложении? надписать части речи.
Я могу сказать, что на улице было тепло и ясно? Запишите слово, от какого слова я его образовала? Какая это часть речи?
Тепло- теплая
*как можно назвать пару слов?
* выделите корень и окончание у прилагательного
*с помощью чего образовано? Суффикса о..
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способами образования наречий, научиться правильно писать наречия.)
V. Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 76.
— От какой части речи образовались эти наречия? С помощью какого суффикса? Это подтверждает и наше исследование!
2.Дифференцированное задание.
Дети из группы А будут работать со мной и консультантом у доски… Потренируемся в образовании наречий.
Группа Б откроет упражнение 132. Ваше задание: найти и выписать наречия, выделить в них суффикс и сделать вывод!!
Сильный - сильно, быстрый - быстро, глубокий – глубоко, хороший – хорошо, быстрый – быстро, красивый – красиво.
- В прилагательных выделите основы и окончания.
- Понаблюдайте, как от прилагательных образовались наречия.
- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? (основа)
- Какая часть слова отбрасывается? (окончание).
- Какая часть слова присоединяется? (суффикс)
- Верно. Выделите суффиксы у наречий.
Подведение итогов работы групп.
- А могут ли быть окончания у наречий? Почему?
- Итак, давайте сделаем вывод, как образуются наречия от прилагательных? ( К основе прилагательного добавили суффикс -О , –Е, - А, -И)
- Такой способ образования наречий по-научному называется суффиксальный. Как вы думаете, почему?
VІ. Динамическая пауза
VІІ. Закрепление изученного материала.
Прием «Два, четыре, вместе» Объединяем в пары, четверки.
Задание первым парам : записать наречие и отметить от какой части речи оно образовано
Bepx – ... вверх (существительное)
Догонять – ...вдогонку (глагол)
Сильный – ...сильно (прилаг)
Двое – ...вдвоём (числит.)
– К какой части речи относится каждое из этих слов? Какой вывод мы можем сделать?
Задание вторым парам - дополнить словосочетание наречием
Кричать…, …, …, играть …, …, …, подниматься…, …, …, ……, …, …, любить.
Обсудить проблему уже вчетвером и прийти к единому решению вопроса, дополнить и уточнить ответы пар.( 1мин, 1мин)
Зачитать ответы и выводы.
Наречия образуются из разных частей речи с помощью суффиков О А Е И
Что обозначает эта часть речи?
Признак действия.
Правильно. Ведь недаром еще древние римляне называли ее «приглагольем».
VІІІ. Рефлѐксия
Наречие очень интересная часть речи. Еще больше о ней узнаете в старших классах. Но, я думаю, что и сегодня вам есть, что сказать о нашем уроке…
Продолжите любую фразу:
Сегодня я узнал…
Я научился…
Было интересно…
Было трудно...
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось …
ІX. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся
- Какие же открытия мы сегодня сделали?
- Что вы узнали о правописании и образовании наречий?
Спасибо за урок.
Задание первым парам Сильный – ...сильно (прилагат____) Bepx – ... (_________________) Догонять – (____________) Двое – .. (__________________) – К какой части речи относится каждое из этих слов? Какой вывод мы можем сделать? | Задание вторым парам - дополнить словосочетание наречием Кричать ( как?) громко…, …, …, играть …, …, …, подниматься…, …, …, любить. ……, …, …, |