СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку: «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»»

Алгоритм работы

с предложением




1. Прочитать предложение.

2. Найти подлежащее и сказуемое.

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.





«СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";

  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;

  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

  • развивать навык чёткого и красивого письма;

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

  • закрепить навык определения простых осложнённых  и сложных предложений;

  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;

  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

  • воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства;

  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный    и другие   методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация, таблица со схемами предложений, карточки с упражнениями и тестами.

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

2. Коррекционная работа.

3. Актуализация знаний.

Учитель: А теперь, ребята, на доске даны 3 предложения. Давайте выделим в этих предложениях подлежащее и сказуемое. 

 1)Снег выпал и покрыл всю землю.

 

2)Снег выпал, и деревья покрылись инеем.

 

3)Снег выпалдеревья покрылись инеем.

 Учитель: Сколько грамматических основ в первом предложении? Как называется это предложение?                                                                        

(Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа)

Учитель: Что общего во 2-м и 3-м предложениях?                                 

(В этих предложениях 2 грамматические основы)

Учитель: Как можно назвать эти предложения?                                 

 (Сложные)

Учитель: Какой знак препинания стоит между простыми предложениями?                                                                                       

(Запятая)

Учитель: Прочитаем 2-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения?                                                                                               

 (При помощи интонации и союза и)

Учитель: Исходя из наших рассуждений, сделаем вывод, какие предложения называются сложными?                                                                     

(Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)

Учитель: Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в составе сложного?                                                  

 (Запятые)

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель: А теперь, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема сегодняшнего урока — «Сложные предложения).

На доске записывается тема урока.

Цели:

  1. Познакомиться с сложными предложениями;

  2. Научиться различать простые и сложные предложения;

  3. Научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

  4. Научиться определять, как связываются простые предложения в составе сложного.





4. Изучение нового материала.

Работа по карточкам

Найти подлежащее и сказуемое. 

  1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

 Учитель: Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

(Если в предложении одна грамматическая основа – предложение простое)

(Если две или несколько основ, то предложение сложное.) 

(Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)

(Простые предложения в сложном соединяются при помощи союзов или только при помощи интонации)


Физкультминутка

Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

• Поют птицы.

• Ярко светит солнце, поют птицы.

• Краб крабу сделал грабли.

• В долине пар белеет тонкий.

• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.

• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.

------------------------------------------------------------------------------------------------

5.Закрепление.

Учитель: А теперь выполним упражнение №11 по учебнику

----------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Подведение итогов. Рефлексия. Д/З

 

 

 

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.



 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.



 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.



 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.



 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.



 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.



 1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!