Алгоритм работы
с предложением
1. Прочитать предложение.
2. Найти подлежащее и сказуемое.
3. Определить сложное или простое.
4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
«СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели урока:
образовательные:
познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)
развивающие:
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
развивать навык чёткого и красивого письма;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;
закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление
воспитательные:
расширять коммуникативные способности детей;
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;
воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, таблица со схемами предложений, карточки с упражнениями и тестами.
Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.
2. Коррекционная работа.
3. Актуализация знаний.
Учитель: А теперь, ребята, на доске даны 3 предложения. Давайте выделим в этих предложениях подлежащее и сказуемое.
1)Снег выпал и покрыл всю землю.
2)Снег выпал, и деревья покрылись инеем.
3)Снег выпал, деревья покрылись инеем.
Учитель: Сколько грамматических основ в первом предложении? Как называется это предложение?
(Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа)
Учитель: Что общего во 2-м и 3-м предложениях?
(В этих предложениях 2 грамматические основы)
Учитель: Как можно назвать эти предложения?
(Сложные)
Учитель: Какой знак препинания стоит между простыми предложениями?
(Запятая)
Учитель: Прочитаем 2-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения?
(При помощи интонации и союза и)
Учитель: Исходя из наших рассуждений, сделаем вывод, какие предложения называются сложными?
(Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)
Учитель: Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в составе сложного?
(Запятые)
3. Формулирование темы и цели урока
Учитель: А теперь, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема сегодняшнего урока — «Сложные предложения).
На доске записывается тема урока.
Цели:
Познакомиться с сложными предложениями;
Научиться различать простые и сложные предложения;
Научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;
Научиться определять, как связываются простые предложения в составе сложного.
4. Изучение нового материала.
Работа по карточкам
Найти подлежащее и сказуемое.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
Учитель: Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
(Если в предложении одна грамматическая основа – предложение простое)
(Если две или несколько основ, то предложение сложное.)
(Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)
(Простые предложения в сложном соединяются при помощи союзов или только при помощи интонации)
Физкультминутка
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
• Поют птицы.
• Ярко светит солнце, поют птицы.
• Краб крабу сделал грабли.
• В долине пар белеет тонкий.
• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.
• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.
------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Закрепление.
Учитель: А теперь выполним упражнение №11 по учебнику
----------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Подведение итогов. Рефлексия. Д/З
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.
1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.