План – конспект
урока русского языка
(10 класс)
Синтаксис и пунктуация сложного
союзного и бессоюзного предложения.
Знаки препинания в сложном
союзном и бессоюзном предложении
Учитель МБОУ «Гимназия №1»
г. Почепа Королёва А.П.
Синтаксис и пунктуация сложного
союзного и бессоюзного предложения.
Знаки препинания в сложном
союзном и бессоюзном предложении
Цель занятия : отработка навыков постановки знаков препинания в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Слово учителя о целях занятия.
2. По следам районной олимпиады по русскому языку.
На прошлых занятиях мы приступили к разбору заданий районной олимпиады,
Выполнили задания №1,2
К сегодняшнему занятию вам нужно было поработать с фразеологизмами: выяснить их значение
и историю происхождения. Кроме того, разделить на группы в соответствии с историей
происхождения.
Что же вы выяснили?
Сообщения учащихся.
Ахиллесова пята
Глас вопиющего в пустыне
Тришкин кафтан
Вавилонское столпотворение
Демьянова уха
Кричать во всю ивановскую
Варфоломеевская ночь
Ящик Пандоры
На какие же группы можно разделить эти фразеологизмы в соответствии с историей их происхождения?
1. Из Библии
2. Из мифов
3. Из басен Крылова
Ребята, а надо ли нам знать эти фразеологические выражения?
(Конечно, любой уважающий себя человек стремится знать как можно больше.
И знание этих выражений даёт нам возможность расширить свой лексикон. Употребляя их, мы делаем нашу в речь более богатой и эмоциональной.)
3.Переход к теме занятия.
Верно. А чтобы знать больше, надо много читать, выяснять непонятное, неизвестное,
обращаясь к справочникам, словарям, энциклопедиям, т.е. изучать родную речь, родной язык, который полон тайн. И прав был наш великий писатель Н.В.Гоголь, чьё 205-летие мы отметим в 2014 году, сказав: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
4. Тема, цель урока.
И на сегодняшнем занятии мы тоже будем постигать «чудные законы» русского языка. А речь пойдёт о сложных предложениях и знаках препинания в них.
Как вы думаете, что необходимо вам знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях?
Итак, что вы должны знать? (на доске плакаты) !!!
Знать:
*определение сложного предложения,
*особенности строения сложного предложения,
*основные типы сложных предложений,
*определение сложносочинённого предложения,
*разряды сочинительных союзов,
*основные правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении,
*определение сложноподчинённого предложения,
*из каких частей состоят сложноподчинённые предложения,
*чем различаются союзы и союзные слова,
*основные правила постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении,
*определение бессоюзного сложного предложения,
*условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
Что вы должны уметь? (на доске плакаты) !!!
Уметь:
*находить сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения,
*определять вид придаточного предложения в сложноподчинённых предложениях,
*различать союзы и союзные слова,
*определять тип подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными,
*ставить знаки препинания в сложных предложениях,
*составлять схемы сложных предложений,
*делать синтаксический разбор сложных предложений.
5.Новая тема
1) Беседа:
- какое предложение называется сложным?
(это такое пр-е, которое состоит из 2 и более простых пр-й)
- какие виды сложных предложений вы знаете?
(союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые), если его части соединены интонацией и союзами) и бессоюзные, если его части соединены только интонацией).
2) Сложносочинённое предложение.
- какое предложение называется сложносочинённым?
(Сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами)
- назовите сочинительные союзы.
- какие знаки препинания ставятся между частями сложносочинённого предложения?
- в каком случае между частями, соединёнными одиночным соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится?
1.если у этих предложений есть общий второстепенный член
В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
Новое
Или общую придаточную часть
Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать.
2.если обе части являются назывными предложениями:
Прогулка в лесу и катание на лодках.
3.если обе части являются вопросительными предложениями:
Который теперь час и сколько времени осталось до отправления поезда?
4.если обе части являются безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых:
Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.
Задание: расставьте знаки, если они нужны, объясните их.

3)Сложноподчинённое предложение.
- какое предложение называется сложноподчинённым?
(слож.пр., части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами)
- из каких частей состоит спп? (главной и придаточной)
- чем различаются союзы и союзные слова? (союз служит только средством связи между частями предложения и членом предл. не является, а союзное слово не только связывает части пр-я, но и является членом предложения).
- какие виды спп вы знаете?
(СПП * с придат. определительными, местоименно-определительными,
* с прид. изъяснительными,
* с прид. обстоятельственными: времени, места, образа действия, меры и степни, причины, цели, сравнения, условия, уступки, следствия.
- что вы знаете о постановке знаков препинания в спп?
Новое
Если перед подчинительным союзом или союзным словом в придаточной части стоит отрицание не или повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т.д., то придаточная часть от главной запятой не отделяется
Важно не что он сказал, а как он сказал.
Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в
столовой.
- какие вы знаете типы подчинения в спп с двумя или несколькими придаточными?
(однородным, последовательным, параллельным)
- какие случаи постановки знаков препинания в таких предложениях необходимо помнить?
(1.при последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза ;запятая между ними ставится, если далее следует вторая часть союза то, так;
2. однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми знаки ставятся так, как при однородных членах)
Задание: расставьте знаки, если они нужны, объясните их.

4.)Бессоюзное предложение
- какое предложение называется бессоюзным сложным предложением? (это такое пр-е, части которого связаны по смыслу, интонационно)
- какие знаки препинания ставятся на границе предложений в БСП?
- когда в БСП ставится запятая ?
(если выражается значение перечисления _ между частями можно поставить союз и)
- когда в БСП ставится точка с запятой?
(если выражается значение перечисления, но части более распространены)
- когда в БСП ставится двоеточие?
(когда вторая часть имеет значение причины – потому что;
пояснения – а именно;
изъяснения – что)
- когда в БСП ставится тире?
(когда первая часть имеет значение времени или условия – когда, если;
когда вторая часть имеет значение следствия, результата – так что;
когда содержание первой части противопоставляется содержанию второй – а)
Задание: объясните знаки препинания.

6.Подготовка к ЕГЭ (тесты)






7.Итоги занятия
Что я знаю?
Что я умею?
Над чем надо поработать?
8.Домашнее задание:
попробуйте выполнить ещё одно задание из районной олимпиады-
это работа с текстом, с отрывком из поэмы «Мёртвые души» Гоголя
(задание № 6, 7, 8: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания в предложениях текста; поясните выделенные слова;
найдите в тексте слова этимологически родственные словам:
напёрсток, шить, облако).