СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. Сложное предложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по  теме "Сложное предложение".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Сложное предложение.»





План – конспект

урока русского языка

(10 класс)





Синтаксис и пунктуация сложного

союзного и бессоюзного предложения.

Знаки препинания в сложном

союзном и бессоюзном предложении









Учитель МБОУ «Гимназия №1»

г. Почепа Королёва А.П.












Синтаксис и пунктуация сложного

союзного и бессоюзного предложения.

Знаки препинания в сложном

союзном и бессоюзном предложении


Цель занятия : отработка навыков постановки знаков препинания в сложных союзных и бессоюзных предложениях.



Ход занятия

1. Организационный момент.

Слово учителя о целях занятия.



2. По следам районной олимпиады по русскому языку.

На прошлых занятиях мы приступили к разбору заданий районной олимпиады,

Выполнили задания №1,2

К сегодняшнему занятию вам нужно было поработать с фразеологизмами: выяснить их значение

и историю происхождения. Кроме того, разделить на группы в соответствии с историей

происхождения.

Что же вы выяснили?

Сообщения учащихся.


Ахиллесова пята

Глас вопиющего в пустыне

Тришкин кафтан

Вавилонское столпотворение

Демьянова уха

Кричать во всю ивановскую

Варфоломеевская ночь

Ящик Пандоры


На какие же группы можно разделить эти фразеологизмы в соответствии с историей их происхождения?


1. Из Библии

2. Из мифов

3. Из басен Крылова


Ребята, а надо ли нам знать эти фразеологические выражения?

(Конечно, любой уважающий себя человек стремится знать как можно больше.

И знание этих выражений даёт нам возможность расширить свой лексикон. Употребляя их, мы делаем нашу в речь более богатой и эмоциональной.)





3.Переход к теме занятия.

Верно. А чтобы знать больше, надо много читать, выяснять непонятное, неизвестное,

обращаясь к справочникам, словарям, энциклопедиям, т.е. изучать родную речь, родной язык, который полон тайн. И прав был наш великий писатель Н.В.Гоголь, чьё 205-летие мы отметим в 2014 году, сказав: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».


4. Тема, цель урока.

И на сегодняшнем занятии мы тоже будем постигать «чудные законы» русского языка. А речь пойдёт о сложных предложениях и знаках препинания в них.


Как вы думаете, что необходимо вам знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях?


Итак, что вы должны знать? (на доске плакаты) !!!

Знать:

*определение сложного предложения,

*особенности строения сложного предложения,

*основные типы сложных предложений,


*определение сложносочинённого предложения,

*разряды сочинительных союзов,

*основные правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении,


*определение сложноподчинённого предложения,

*из каких частей состоят сложноподчинённые предложения,

*чем различаются союзы и союзные слова,

*основные правила постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении,

*определение бессоюзного сложного предложения,

*условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.



Что вы должны уметь? (на доске плакаты) !!!

Уметь:

*находить сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения,

*определять вид придаточного предложения в сложноподчинённых предложениях,

*различать союзы и союзные слова,

*определять тип подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными,

*ставить знаки препинания в сложных предложениях,

*составлять схемы сложных предложений,

*делать синтаксический разбор сложных предложений.





5.Новая тема


1) Беседа:

- какое предложение называется сложным?

(это такое пр-е, которое состоит из 2 и более простых пр-й)

- какие виды сложных предложений вы знаете?

(союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые), если его части соединены интонацией и союзами) и бессоюзные, если его части соединены только интонацией).



2) Сложносочинённое предложение.

- какое предложение называется сложносочинённым?

(Сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами)

- назовите сочинительные союзы.

- какие знаки препинания ставятся между частями сложносочинённого предложения?

- в каком случае между частями, соединёнными одиночным соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится?


1.если у этих предложений есть общий второстепенный член


В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

Новое

Или общую придаточную часть

Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать.

2.если обе части являются назывными предложениями:

Прогулка в лесу и катание на лодках.

3.если обе части являются вопросительными предложениями:

Который теперь час и сколько времени осталось до отправления поезда?

4.если обе части являются безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых:

Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.


Задание: расставьте знаки, если они нужны, объясните их.


3)Сложноподчинённое предложение.

- какое предложение называется сложноподчинённым?

(слож.пр., части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами)

- из каких частей состоит спп? (главной и придаточной)

- чем различаются союзы и союзные слова? (союз служит только средством связи между частями предложения и членом предл. не является, а союзное слово не только связывает части пр-я, но и является членом предложения).

- какие виды спп вы знаете?

(СПП * с придат. определительными, местоименно-определительными,

* с прид. изъяснительными,

* с прид. обстоятельственными: времени, места, образа действия, меры и степни, причины, цели, сравнения, условия, уступки, следствия.

  • с придаточными присоединительными.


- что вы знаете о постановке знаков препинания в спп?

Новое

Если перед подчинительным союзом или союзным словом в придаточной части стоит отрицание не или повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т.д., то придаточная часть от главной запятой не отделяется

Важно не что он сказал, а как он сказал.

Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в

столовой.

- какие вы знаете типы подчинения в спп с двумя или несколькими придаточными?

(однородным, последовательным, параллельным)

- какие случаи постановки знаков препинания в таких предложениях необходимо помнить?

(1.при последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза ;запятая между ними ставится, если далее следует вторая часть союза то, так;

2. однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми знаки ставятся так, как при однородных членах)


Задание: расставьте знаки, если они нужны, объясните их.



4.)Бессоюзное предложение

- какое предложение называется бессоюзным сложным предложением? (это такое пр-е, части которого связаны по смыслу, интонационно)

- какие знаки препинания ставятся на границе предложений в БСП?

- когда в БСП ставится запятая ?

(если выражается значение перечисления _ между частями можно поставить союз и)


- когда в БСП ставится точка с запятой?

(если выражается значение перечисления, но части более распространены)


- когда в БСП ставится двоеточие?

(когда вторая часть имеет значение причины – потому что;

пояснения – а именно;

изъяснения – что)


- когда в БСП ставится тире?

(когда первая часть имеет значение времени или условия – когда, если;

когда вторая часть имеет значение следствия, результата – так что;

когда содержание первой части противопоставляется содержанию второй – а)


Задание: объясните знаки препинания.


6.Подготовка к ЕГЭ (тесты)










7.Итоги занятия

Что я знаю?

Что я умею?

Над чем надо поработать?



8.Домашнее задание:

попробуйте выполнить ещё одно задание из районной олимпиады-

это работа с текстом, с отрывком из поэмы «Мёртвые души» Гоголя

(задание № 6, 7, 8: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки

препинания в предложениях текста; поясните выделенные слова;

найдите в тексте слова этимологически родственные словам:

напёрсток, шить, облако).