Тема урока: «Письмо строчной и заглавной буквы Я».
Цель:
научить писать строчную букву я;
учить писать буквы Яя в соединении с другими буквами;
Задачи:
познакомить с особенностями звуков [йа];
совершенствовать умение выделять звуки [йа] из слов, различать печатный и письменный шрифт;
умение делить на слоги слова и отмечать в них опасные места;
ставить ударение в словах, способствовать развитию логического мышления, связной речи детей;
воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность.
Методы и приемы: современный звуковой аналитико-синтетический метод, беседа, наглядный, практический, копировальный, генетический, линейный, показ и комментирование написания, письмо в воздухе, анализ элементов.
Наглядность и оборудование: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий,»Чудо- прописи» В.А.Илюхина, раздаточные материалы, мультимедийное оборудование(интерактивная доска и проектор), письменные принадлежности.
1.Организующее начало урока.
Актуализация знаний.
Учитель:
-Доброе утро, ребята!
- Проверьте, всё ли есть на партах: учебник, пропись, ручка.
- У всех есть?(Ответы учеников: да или нет).
- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего дня.
- Приготовьте ушки, приготовьте глазки, чтобы всё услышать, чтобы всё увидеть, чтобы всё запомнить.
- Я вам тоже желаю всем успехов.
- Давайте начнем наш урок с отгадывания загадок:
– Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
– Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
– Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
– Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
– Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь).
Слова-отгадки появляются на интерактивной доске.
– Какая же буква гость нашего сегодняшнего урока? (На какую букву начинаются все слова)
-Назовите первые звуки в этих словах. [йа].
Что вы можете сказать о слиянии звуков [йа]? (Эти два звука можно обозначить одной буквой).
-Дети, вспомните, какие еще буквы обозначают два звука?
-Два звука, образовавших слияние [йа], принято обозначать не двумя буквами, а одной.
-Ребята, дайте характеристику букве Я . (Ответы учеников: она хитрая: гласная, обозначает два звука [йа], если стоит в начале слова или после гласных).
-Назовите слова, с буквой Я в начале слова.
(Ответы учеников: язык, январь, яблоко ит.д.)
На письме звуки [йа] обозначаются одной буквой я.
Показ буквы на интерактивной доске.
Вывод: когда буква я обозначает два звука, а когда один?
2. Работа по теме урока. Сравнение строчной и заглавной букв.
Учитель:
-Ребята, сравните заглавную и строчную буквы .
Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить всегда готова
– А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква, слог и слово!
-Чем они похожи, чем различаются? (Ответы учеников: высотой, наклоном и т.д.)
.3.Работа по формированию правильного написания буквы и соединения строчной буквы я.
Работа в «Чудо-прописи» на с.29
Учитель:
“Правила красивого письма”
а) Учимся писать букву Я.
Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овальчик до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу.
б) «Письмо» пальцем на ладошке.
в) «Письмо» пальцем на спине товарища.
Г) «Письмо» ручкой в воздухе.
Буква пишется безотрывно. Начинаем писать тем же движением, что и буквы л и м, но не доводим до верхней линии, а закругляем влево, пишем небольшой овал, ведем до верхней линии и опускаем вниз черту с закруглением (или возвращаемся по той же линии вниз, с закруглением.)
А теперь обведем букву в прописи и дальше напишем самостоятельно до конца строки.
Пишем красиво и аккуратно.
Под самой красивой буквой, которую вы написали, поставьте точку.
Прочитайте слоги. Запишите слоги с нашей новой буквой.
Ученики записывают букву, слоги, слова.
4.Музыкальная физминутка для глаз.
Автор физминутки
Фокина Лидия Петровна «По малину в сад пойдём».
Письмо предложений с буквой я.
«Чудо-прописи» с.29:Россия-Родина моя. Умная голова не скажет пустого слова.
5. Работа по формированию правильного написания буквы и соединения заглавной буквы Я.
Работа в «Чудо-прописи» на с.30.
Письмо на рабочей строке буквы Я (строчной и заглавной)
Упражнение в письме слов с буквой Я.
– Почему эти слова записаны с большой буквы?
6.Физминутка.
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок.
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Вправо, влево поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
7.Письмо предложений с заглавной буквой Я.
– Какое задание вы предложите выполнить на следующей строке?
– Прочитайте предложение. Что можете о нем сказать?
– Запишите предложение.
Найдите в них заглавную букву я. Почему в этих словах она встречается? Объясните правило.
(Ответы учеников: имена собственные пишутся с заглавной буквы).
7.Итог урока. Рефлексия.
-О какой букве мы говорили на уроке?
- Что узнали об этой букве?
-Как вы работали на уроке? (Ответы учеников:
старались)
– Что вам понравилось на уроке?
– Какие задания показались интересными и почему?
– Как вы работали на уроке? За что вы можете себя похвалить?
-Молодцы! Урок окончен, до свидания!