Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | Каждый ученик получает карточку со словами: «мы…», «ма…на». Учитель читает стихотворения, учащиеся «печатают» в слова сочетание ши. Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут… (мыши). Не поедут без бензина Ни автобус, ни… (машина). С. Маршак – Почему слоги ши вы «печатали»? Чему будем учиться на уроке? Слова с какими слово- сочетаниями будем писать? | Слушают стихотво- рение. – Научимся писать букву ш в словах и предло- жениях с этой буквой, а также сочетание ши | Распознают в словах новые звуки. Совместно с учителем формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и спо- | Фронтальная, индивидуальная. Практичес- | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок». На двери висит замок. | Руки сложить в замок, переплетая пальцы. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответст- | Индивидуальный. Правильное выполнение упражне- |
собов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | кий, словес-ный. Упражнение для развития мелкой моторики | Кто его открыть бы мог? Постучали, покрутили. Потянули и открыли! | Читая стихотворение, ритмично раскачивать «замок». Ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. Затем одну руку тянуть к себе, другую – от себя, попеременно меняя их. Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замка полностью. Затем резко отпустить руки, развести их широко в стороны | вии с показом учителя | ния для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство с написанием строчной | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, | – Рассмотрите образец строчной буквы ш. – Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей | Слушают объяснение учителя, следят за на- писанием буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква | Фронтальный. Наблюдение учителя |
буквы ш в «Прописи 4» (с. 3) | практичес-кий. Объяснение с опорой на показ | строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается на середине рабочей строки. – Пропишите элементы буквы ш в воздухе | | состоит из трех элементов | |
4. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш, слогов | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Рассмотрите образец строчной буквы ш. – Сколько элементов в букве ш? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. Обведите узор. – Допишите элементы буквы ш. – Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах, напишите слоги | Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят узор, элементы буквы и пишут букву ш и слоги | Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы ш, соблюдая высоту, ширину | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
5. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов и предложения (с. 3) | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо | – Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом. – Выполните слого-звуковой анализ слов школа, школьник, школьники. – Обведите слово школьник. – Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова. – Запишите вместо точек слово школьники | Выполняют анализ слов. Читают слова, выполняют их письмо. Читают предложение, записывают недостающее слово | Выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Вставляют пропущенное слово в предложение с использованием приема комментирования | Фронтальный, индивидуальный. Письмо, устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Вот бегут машины, Шуршат своими шинами, Желтые и красные – Все такие разные! | Выполняют движения по тексту за учителем | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультми- нутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
IV. Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта (с. 3) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Подберите слова к слову шишки и запишите прописными буквами. – Запишите письменными буквами слово карандаши | Записывают пропис- ными буквами слова сосновые, еловые, карандаши | Списывают без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Пишут грамотно слова с сочетанием ши | Фронтальный. Наблюдение учителя |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какую букву мы учились сегодня писать на уроке? – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Что получилось? Над чем надо еще пора- ботать? – Дома потренируйтесь в написании буквы ш | – Строчную букву ш. Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома самостоятельно) | Фронтальный. Устные ответы. Самооценка |
| | | | | | | | | |