Конспект урока
По русскому языку
Для учащихся 3 класса
Тема: Корень - главная значимая часть слова.
(По программе «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)
Цели:
Образовательные:
- Формирование представления о возможном составе (строении) основы слова;
- уточнение представления о корне слова как о главной части основы слова.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельного применения правил к словам на
изученные орфограммы;
- абстрактное, логическое мышление;
- способность к анализу и синтезу;
- речь;
- внимание;
-творческие способности;
-развивать орфографическую зоркость;
-развивать навык каллиграфического письма.
Воспитывающие:
- аккуратность;
- усидчивость;
- четкость в рассуждениях;
- коллективизм.
Оборудование: рабочий стол, классная доска, наглядный материал, учебник.
Методы обучения:
- Словесные (объяснение, инструкция, беседа);
- Наглядные (таблички, карточки);
-Практические (письмо).
План урока:
І Орг. момент 1-2 мин.
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Проверка готовности классного помещения
Организация внимания
ІІ Основной этап
Минутка чистописания 1 мин
Выполнение заданий предлагаемых
учителем 20 мин
Психофизиологическая разминка 1 мин
Закрепление: выполнение упражнений
в учебнике 5-10 мин
ІІІ Заключительный этап 7мин.
Вопросы для контроля усвоения знаний
Домашнее задание
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока:
1.Организационный момент
У: Здравствуйте ребята.
У: Смотрим на доску, читаем орфографически; открываем тетрадь, записываем число, классная работа:
Словарная работа:
У: Сегодня мы поработаем над словом желтый
У: Записываем это слово в тетрадь (проговариваю орфографически).
Поставим ударение, подчеркнем непроверяемые безударные гласные.
У: подберите однокоренные слова, записываем.
Д: желтенький, желтизна, желтить
У: Что может быть желтым?
Д: краска, лицо, солнце, карандаш
У: подберите синонимы ( слова, близкие по значению)
Д: золотой, лимонный, яичный.
У: Прочитайте предложение и скажите, откуда оно?
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.
Д: А. Пушкин «Зимнее утро»
У: Выделите у сущ. окончание и основу.
У: У. А сегодня нам предлагают принять участие ещё в школьном конкурсе эрудитов.
- Хотите вы принять участие?
Д. - Да!
У. - Задание находится в конверте. Вскройте и прочитайте его.
Д. - Дети вскрывают конверт и читают задание:
Дорогие ребята! Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе "Знатоки русского языка". Для этого вы должны выполнить трудное задание.
1. Прочитайте слова:
ЗВОНОК, ЗВОНИТЬ, ЗВОНКИЙ, ПЕРЕЗВОН.
2. Выделите корень.
Желаем успехов!
Оргкомитет конкурса.
У: Значит, чтобы выполнить это задание, что мы должны узнать? Какой возникает вопрос?
Д.- Что такое корень?
- Как выделить корень в слове?
У.- Чтобы ответить на ваши вопросы, предлагаю провести наблюдение.
(На доске картинки с изображением дома, домика, домище. Под ними карточки со словами дом, домик, домище.)
У.- Посмотрите на картинки прочитайте слова под ними. Что вы заметили?
(Одинаковое ли значение у этих слов?)
Д.- У этих слов близкое значение.
У.- Определите лексическое значение слов
Д.- дом - жилище для ...
домик - это маленький дом
домище - это большой дом
У.- Что их объединяет?
Д.- У них общая часть: -дом-.
У.- Можно ли сказать, что дом, домик, домище - это три формы одного и того же слова?
Д.- Нет.
У.- Почему?
Д.- При изменении формы слова изменяется окончание, а значение слова не меняется.
У.- Давайте проверим!
У.- Измените форму
Д.- Изменяют форму слов.
У.- Если "убрать" части, которыми отличаются слова, что останется?
Д.- (ответы детей).
У.- Давайте проверим. Способом перегибания "уберите" части, которыми отличаются слова.
Д.- (дети выполняют задание)
У.- Вы убрали части, которыми отличаются слова.
Какая часть слова осталась?
Д.- Останется часть слова -дом-.
У.- Какая она во всех этих словах?
Д.- Одинаковая или общая.
У.- Как, по вашему, может называться общая часть в таких словах?
Д.- (ответы детей).
У.- Знаете ли вы, как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению?
Д.- однокоренные
У: Родственные слова по-другому ещё называют - однокоренными словами.
У: прочитаем вывод на с. 92
2 Постановка темы урока.
У: Что такое корень слова. Каким знаком выделяется корень в слове мы и узнаем сегодня на уроке.
3. Работа по теме урока.
Дидактическая игра: "Найди родственные слова".
У. Прочитайте слова, которые являются родственными или однокоренными и назовите на карточках развешаны их. Докажите правильность своего ответа.
лес, лесник, лесом, лесок, лесной
Д.- лес, лесник, лесок, лесной.
У.- Почему вы выбрали именно эти слова?
Д.- Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - лес-. Эти слова близки по значению:
лес - место, где растёт много деревьев
лесник - профессия человека работающего в лесу
лесок - маленький лес
лесной - воздух, житель
У.- Какое слово лишнее среди этой группы слов?
Д.- Это слово - лесом. Так как это форма слова лес.
У: откр. Учебники на стр. 92 №7. Прочитайте задание. Запишем слова у доски и в тетрадях.
Работа в группах.
У.Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в группах.
- Вам нужно:
Взять пакет с заданием.
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Представить отчёт группы.
На выполнение этого задания даётся 4 минуты.
Задание для группы № 1. Ребята! Прочитайте группу слов. По каким признакам эти слова объединены в одну группу и как они называются? Докажите правильность своего ответа. Подготовьте отчёт о работе по плану. |
Слова для наблюдения в группе №1: город, городской, городок, пригородный |
Задание для группы № 2. Ребята! Прочитайте текст. Найдите родственные слова. Докажите правильность своего ответа Подготовьте отчёт о работе по плану. |
Текст для наблюдения для группы № 2: Грибники. Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп! |
Задание для группы № 3. Ребята! 1. Соберите из пазлов картинку и наклейте её на картон. 2. Рассмотрите её и прочитайте слова. 3. Найдите родственные слова. 4. Подготовьте отчёт о работе по плану. |
Слова для наблюдения в группе №3: море, морской, моряк, заморский |
2. Отчёт групп - проверка выполнения задания.
План отчёта группы № 1. Мы работали с группой слов (назвать слова). У этих слов схожее _____________________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______. Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются _________________________________. |
План отчёта группы № 2. Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова). У этих слов схожее _____________________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______. Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются _________________________________. |
План отчёта группы № 3. Мы работали с пазлами и нашли на картинке слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова). У этих слов схожее _____________________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______. Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются _________________________________. |
4. Физминутка:
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете.
Лес –лесник, река –ручей, стена –потолок, кот-котик, сад –садовый, дом – домашний, дом-дым, гриб –грибной, обед –стол.
5.Продолжение работа по теме урока.
У: Упр. 9, прочитайте задание.
У: запишите эти слова, выделите корень, основу слова, окончание.
Самостоятельная работа по рядам.
У: - На доске вы видите карточки: - ход-, -лёт-, -сад-.
1-й ряд образует однокоренные слова с корнем – ход-.
2-й ряд образует однокоренные слова – лёт-.
3-й ряд образует однокоренные слова с корнем – сад-.
У: Прочитайте слова.
Хлеб, дубрава, скрипучий, хлебница, озеро, дубок, хлебный, дуб, озерцо, скрипеть, хлебец, озерный, дубовый, скрип.
У: корни заблудились. Помогите каждому корню найти свою «семью» и назовите получившиеся ряды. Назовите корень и основу.
Прочтите слова, основа которых состоит только из корня.
У: Подберите и напишите однокоренные слова с корнем бесед-
Так, чтобы они обозначали: 1) крытая легкая постройка в саду, в парке для отдыха; (беседка) 2) тот, кто участвует в беседе; (собеседник) 3) вести беседу. (беседовать)
Прочитайте и скажите, какое слово лишнее?
Вода, водяной, водный, водянистый, проводка, водичка.
Пятно, пять, пятнистый, пятнышко, запятнать
Полет, летчик, летучий, лето, летать, летательный
Предгорный, гора, гористый, горевать, горка
У: назовите корень в однокоренных словах
6. Итог урока:
У: Ну а теперь вернёмся к началу урока.
- На какие вопросы мы нашли ответы?
Д.- Мы узнали что такое корень. Корень - это главная часть слова.
- Мы сможем выделить корень в словах и обозначить его с помощью обозначения: ...
У.- Значит мы теперь сможем выполнить конкурсное задание?
Д.- Да.
Д.- Выделите корень в словах: звонок, звонить, звонкий, перезвон.
7. Домашнее задание.
У: с. 93 № 12
У: Спасибо за урок!