СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Тема: Корень - главная значимая часть слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема: Корень - главная значимая часть слова.»














Конспект урока

По русскому языку

Для учащихся 3 класса


Тема: Корень - главная значимая часть слова.

(По программе «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)

























Цели:


Образовательные:

- Формирование представления о возможном составе (строении) основы слова;

- уточнение представления о корне слова как о главной части основы слова.


Развивающие:

- развивать умение самостоятельного применения правил к словам на

изученные орфограммы;

- абстрактное, логическое мышление;

- способность к анализу и синтезу;

- речь;

- внимание;

-творческие способности;

-развивать орфографическую зоркость;

-развивать навык каллиграфического письма.

Воспитывающие:

- аккуратность;

- усидчивость;

- четкость в рассуждениях;

- коллективизм.


Оборудование: рабочий стол, классная доска, наглядный материал, учебник.


Методы обучения:

- Словесные (объяснение, инструкция, беседа);

- Наглядные (таблички, карточки);

-Практические (письмо).


План урока:

І Орг. момент 1-2 мин.


  • Приветствие

  • Проверка готовности к уроку

  • Проверка готовности классного помещения

  • Организация внимания



ІІ Основной этап

  • Минутка чистописания 1 мин

  • Выполнение заданий предлагаемых

  • учителем 20 мин

  • Психофизиологическая разминка 1 мин

  • Закрепление: выполнение упражнений

в учебнике 5-10 мин


ІІІ Заключительный этап 7мин.


  • Вопросы для контроля усвоения знаний

  • Домашнее задание

  • Подведение итогов урока, выставление оценок.



Ход урока:


1.Организационный момент

У: Здравствуйте ребята.

У: Смотрим на доску, читаем орфографически; открываем тетрадь, записываем число, классная работа:

Словарная работа:

У: Сегодня мы поработаем над словом желтый

У: Записываем это слово в тетрадь (проговариваю орфографически).

Поставим ударение, подчеркнем непроверяемые безударные гласные.

У: подберите однокоренные слова, записываем.

Д: желтенький, желтизна, желтить

У: Что может быть желтым?

Д: краска, лицо, солнце, карандаш

У: подберите синонимы ( слова, близкие по значению)

Д: золотой, лимонный, яичный.

У: Прочитайте предложение и скажите, откуда оно?

Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

Д: А. Пушкин «Зимнее утро»

У: Выделите у сущ. окончание и основу.


У: У. А сегодня нам предлагают принять участие ещё в школьном конкурсе эрудитов.

- Хотите вы принять участие?

Д. - Да!

У. - Задание находится в конверте. Вскройте и прочитайте его.

Д. - Дети вскрывают конверт и читают задание:

Дорогие ребята! Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе "Знатоки русского языка". Для этого вы должны выполнить трудное задание.

1. Прочитайте слова:

ЗВОНОК, ЗВОНИТЬ, ЗВОНКИЙ, ПЕРЕЗВОН.

2. Выделите корень.

Желаем успехов!

Оргкомитет конкурса.

У: Значит, чтобы выполнить это задание, что мы должны узнать? Какой возникает вопрос?

Д.- Что такое корень?

- Как выделить корень в слове?

У.- Чтобы ответить на ваши вопросы, предлагаю провести наблюдение.

(На доске картинки с изображением дома, домика, домище. Под ними карточки со словами дом, домик, домище.)

У.- Посмотрите на картинки прочитайте слова под ними. Что вы заметили?

(Одинаковое ли значение у этих слов?)

Д.- У этих слов близкое значение.

У.- Определите лексическое значение слов

Д.- дом - жилище для ...

домик - это маленький дом

домище - это большой дом

У.- Что их объединяет?

Д.- У них общая часть: -дом-.

У.- Можно ли сказать, что дом, домик, домище - это три формы одного и того же слова?

Д.- Нет.

У.- Почему?

Д.- При изменении формы слова изменяется окончание, а значение слова не меняется.

У.- Давайте проверим!

У.- Измените форму

Д.- Изменяют форму слов.

У.- Если "убрать" части, которыми отличаются слова, что останется?

Д.- (ответы детей).

У.- Давайте проверим. Способом перегибания "уберите" части, которыми отличаются слова.

Д.- (дети выполняют задание)

У.- Вы убрали части, которыми отличаются слова.

Какая часть слова осталась?

Д.- Останется часть слова -дом-.

У.- Какая она во всех этих словах?

Д.- Одинаковая или общая.

У.- Как, по вашему, может называться общая часть в таких словах?

Д.- (ответы детей).

У.- Знаете ли вы, как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению?

Д.- однокоренные

У: Родственные слова по-другому ещё называют - однокоренными словами.

У: прочитаем вывод на с. 92



2 Постановка темы урока.

У: Что такое корень слова. Каким знаком выделяется корень в слове мы и узнаем сегодня на уроке.

3. Работа по теме урока.

Дидактическая игра: "Найди родственные слова".

У. Прочитайте слова, которые являются родственными или однокоренными и назовите на карточках развешаны их. Докажите правильность своего ответа.

лес, лесник, лесом, лесок, лесной

Д.- лес, лесник, лесок, лесной.

У.- Почему вы выбрали именно эти слова?

Д.- Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - лес-. Эти слова близки по значению:

лес - место, где растёт много деревьев

лесник - профессия человека работающего в лесу

лесок - маленький лес

лесной - воздух, житель

У.- Какое слово лишнее среди этой группы слов?

Д.- Это слово - лесом. Так как это форма слова лес.



У: откр. Учебники на стр. 92 №7. Прочитайте задание. Запишем слова у доски и в тетрадях.

Работа в группах.

У.Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в группах.

- Вам нужно:

  1. Взять пакет с заданием.

  2. Прочитать задание.

  3. Выполнить задание.

  4. Подготовить отчёт по плану.

  5. Представить отчёт группы.

На выполнение этого задания даётся 4 минуты.

Задание для группы № 1.

Ребята!

  1. Прочитайте группу слов.

  2. По каким признакам эти слова объединены в одну группу и как они называются?

  3. Докажите правильность своего ответа.

  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

 

Слова для наблюдения в группе №1:

город, городской, городок, пригородный

 

Задание для группы № 2.

Ребята!

  1. Прочитайте текст.

  2. Найдите родственные слова.

  3. Докажите правильность своего ответа

  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

 

Текст для наблюдения для группы № 2:

Грибники.

Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!

 

Задание для группы № 3.

Ребята!

1. Соберите из пазлов картинку и наклейте её на картон.

2. Рассмотрите её и прочитайте слова.

3. Найдите родственные слова.

4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

 

Слова для наблюдения в группе №3:

море, морской, моряк, заморский

 

2. Отчёт групп - проверка выполнения задания.

План отчёта группы № 1.

  1. Мы работали с группой слов (назвать слова).

  2. У этих слов схожее _____________________.

  3. Во всех словах есть общая часть ____________.

  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

План отчёта группы № 2.

  1. Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).

  2. У этих слов схожее _____________________.

  3. Во всех словах есть общая часть ____________.

  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

План отчёта группы № 3.

  1. Мы работали с пазлами и нашли на картинке слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).

  2. У этих слов схожее _____________________.

  3. Во всех словах есть общая часть ____________.

  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

4. Физминутка:


Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете.


Лес –лесник, река –ручей, стена –потолок, кот-котик, сад –садовый, дом – домашний, дом-дым, гриб –грибной, обед –стол.


5.Продолжение работа по теме урока.


У: Упр. 9, прочитайте задание.

У: запишите эти слова, выделите корень, основу слова, окончание.


Самостоятельная работа по рядам.

У: - На доске вы видите карточки: - ход-, -лёт-, -сад-.

1-й ряд образует однокоренные слова с корнем – ход-.

2-й ряд образует однокоренные слова – лёт-.

3-й ряд образует однокоренные слова с корнем – сад-.



У: Прочитайте слова.


Хлеб, дубрава, скрипучий, хлебница, озеро, дубок, хлебный, дуб, озерцо, скрипеть, хлебец, озерный, дубовый, скрип.


У: корни заблудились. Помогите каждому корню найти свою «семью» и назовите получившиеся ряды. Назовите корень и основу.


Прочтите слова, основа которых состоит только из корня.




У: Подберите и напишите однокоренные слова с корнем бесед-

Так, чтобы они обозначали: 1) крытая легкая постройка в саду, в парке для отдыха; (беседка) 2) тот, кто участвует в беседе; (собеседник) 3) вести беседу. (беседовать)




Прочитайте и скажите, какое слово лишнее?


Вода, водяной, водный, водянистый, проводка, водичка.

Пятно, пять, пятнистый, пятнышко, запятнать

Полет, летчик, летучий, лето, летать, летательный

Предгорный, гора, гористый, горевать, горка


У: назовите корень в однокоренных словах



6. Итог урока:


У: Ну а теперь вернёмся к началу урока.

- На какие вопросы мы нашли ответы?

Д.- Мы узнали что такое корень. Корень - это главная часть слова.

- Мы сможем выделить корень в словах и обозначить его с помощью обозначения: ...

У.- Значит мы теперь сможем выполнить конкурсное задание?

Д.- Да.

Д.- Выделите корень в словах: звонок, звонить, звонкий, перезвон.



7. Домашнее задание.

У: с. 93 № 12

У: Спасибо за урок!