СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку тема урока "Имя существительное" Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Имя существительноее. Обобщение" 3 класс, УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку тема урока "Имя существительное" Обобщение"»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

класс: 3

УМК: Школа России


Цели:

1. Умение определить имя существительное в тексте.


2. Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.


3. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.


4. Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.


5. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.


Оборудование:пластмассовые шарика, карточки со словами: морфология; фрукты, реки, города; снег, заяц, лисицы, дятел; изображение дома с фундаментом;


Ход урока:


Оргмомент.


Прозвенел долгожданный звонок –


Начинается урок!


- Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку!

Проверка готовности к уроку.


II. Гимнастика для пальцев рук.


(у всех на парте лежат пластмассовые шарики)


Для того, чтобы выполнять работу в тетради аккуратно, не уставать, разомнём наши пальчики с помощью пластмассовых шариков. (выполняют гимнастику за учителем).


Открываем тетради. Запишите число, классная работа.


Сообщение темы и цели урока; Словарная работа


Прочитайте слова.


Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.


- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)


- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)


- О чем мы сегодня будем вести речь?

Ответ детей - сегодня мы обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.


- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)


- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?....) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.


IV. Работа по теме.


- У каждого дома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).


И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)


Распределите данные слова на две группы: Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.


- Какие слова написали в первую группу? Почему?


- Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?


-На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)


- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)


-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.


ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.


Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.


Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор,стучит,гром, гвоздь, муха, платок,красный.


Классификация существительных


- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени сущ – го. Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)


- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.


Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:


Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ


Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ


Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ


Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ


Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА


Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА


Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ


Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ


Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.


(Работа в парах)


- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны.


Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.


- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)


Роль существительных в речи и предложении.


на доске текст: Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).


- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)


- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)


- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.


- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)


- Запишите первое предложение с комментированием.


- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)


- Треть предложение пишут по памяти


- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)


- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)


- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)


- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.


1. Весной животные любят греться на солнце.


2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.


3. Только не спит в своей берлоге медведь.


(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)


- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).


- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)


Свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце


- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите на 3 группы


- По какому признаку вы разделили слова?


- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? (например: свеча – она , так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ и т.д.)


- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)


- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)


- По какому признаку их разделили? (по родам)


- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.


Женский род запомню я

И скажу: она, моя

И запомню род мужской

И опять скажу: он, мой

Средний род – оно моё

Это правило твоё!


Род имен существительных будет первым этажом для дома имени существительного


ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).


- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).


V. Итог


Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)


Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.


Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»


Игра «Да – нет»


- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.


Имя существительное – это часть речи? (Да!)


Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)


Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)


Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)


Имена существительные обозначают предмет? (Да!)


VI. Оценивание


Оцените свою работу на уроке.


«Светофор»


Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.


- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке и наклейте на кружок светофора соответствующего цвета (красный – я затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!