18.02.2019 2 – Б класс
Русский язык
Тема: Имя существительное. Обобщение знаний об имени существительном.
Цель:
образовательная: закрепить и обобщить знания учащихся об имени существительном.
развивающая: развивать речь (устную и письменную), внимание, память, мышление, наблюдательность, расширять словарный запас;
воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник по русскому языку, 2 класс, 2 часть (Канакина, Горецкий), наглядный материал (кластеры), раздаточный материал (карточки с заданиями).
Ход урока:
I.Организационный момент
Проверка готовности к уроку
II.Актуализация опорных знаний
1) каллиграфическая минутка
-Посмотрите внимательно на доску.
СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе
-Какие буквы видите? (Заглавные и строчные)
-Какая буква лишняя? (ь)
-Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)
-Откройте тетрадь, напишите число, классная работа. Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.
-Какое слово получилось? (существительное)
-Молодцы.
2) блиц-опрос
-Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)
-Что же такое имя существительное?
-На какие вопросы оно отвечает?
-Имена существительные бывают…
-Как изменяются имена существительные?
III.Cообщение темы и цели урока
-Ребята, вы догадались какова тема нашего урока?
-Совершенно верно, сегодня на уроке мы закрепим и обобщим наши знания по теме «Имя существительное».
IV.Обобщение и систематизация
1) работа с шифрограммой
-Ребята, а знаете ли вы, что такое шифрограмма?
-Шифрограмма – это специальная головоломка, где зашифрованы слова.
-Посмотрите на доску. В предложенном наборе букв найдите 6 слов. О готовности пары сообщите поднятием рук.
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП
ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ
БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ
-Какие слова нашли в первой строчке?(вьюга, зверёк)
-Какие орфограммы в этих словах? (разделительный «ь» и безударная гласная «е», проверочное слово «зверь»)
-На второй строчке? (сугроб, рыбка) (орфограммы: парный согласный на конце –сугробы, в середине слова- рыба)
-На третьей строчке? (лисички, трава)(безударные гласные-лисы, травы, ЧК без ь знака)
-На какие две группы можно разделить эти слова?(одушевлённые и неодушевлённые)
-Итак, 1в.запишет в столбик одушевлённые существительные. 2в. запишет в столбик неодушевлённые существительные. Подчеркните орфограммы.
Проверка выполнения задания
-Не возникали ли сомнения в определении некоторых слов? (лисички – два значения)
-Какое значение имеет слово «лисички»?
-Устно составим предложения с двумя значениями.
Итак, на какие же группы мы можем разделить имя существительное?
-Хорошо, молодцы.
2) Игра «Найди ошибку»
-Коля написал предложения под диктовку. Ребята, какое правило не знает мальчик?
Домик для скворцов делал Алёша скворцов.
Улетел орёл за город орёл.
Не бойся морозов, Серёжа морозов.
Наша поля вернулась с поля.
-Давайте исправим ошибки. 1 вариант записывает и исправляет первое и второе предложение, 2 вариант – 3 и 4.
Взаимопроверка
-Как называются эти слова?(имена собственные)
- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
3) работа по группам
-Имя существительное является самой представительной, самой существенной частью речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. А кроме предметов, что ещё обозначает имя существительное?(явления природы, события, чувства, действия, качества людей, вещи, людей, животных)
-Сейчас мы с вами поработаем в группах. Прежде чем начать работать, давайте вспомним правила работы в группах. Сейчас вы объединитесь на 6 групп. Из предложенных слов каждая группа должна выбрать подчеркнуть слова со «своим» значением и устно составить предложение с любым словом.
Гроза, свист, соль, праздник, счастье, снегопад, жажда, грусть, золото,
покой, концерт, зависть, дождь, сливки, болезнь, верчение, поездка, прыжок.
1 группа – явления.
2 группа – события.
3 группа – чувства.
4 группа – действия.
5 группа – вещества.
6 группа – состояние человека.
Проверка
-А теперь давайте вспомним, как изменяются имена существительные?
-Найдите и выпишите в тетрадь слова, которые не изменяются по числам и имеют форму только единственного или множественного числа. (Соль, счастье, жажда, грусть, золото, покой, зависть, сливки)
Физкультминутка
4) работа по карточкам
-У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием. Сверху напишите фамилию и имя. Работать вы будете индивидуально. На выполнение заданий вам дается 10 минут.
5) кроссворд (если останется время)
| | | | | М | о | р | о | з | | | | | |
| | | | с | о | б | а | к | а | | | | | |
| | | м | а | л | и | н | а | | | | | | |
| | | | л | о | п | а | т | а | | | | | |
т | е | т | р | а | д | ь | | | | | | | | |
| м | е | с | я | ц | | | | | | | | | |
| | | я | з | ы | к | | | | | | | | |
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
Гладишь – ласкается,
Дразнишь- кусается.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Рогатый, а не бодается.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
-Что объединяет эти слова? (имена существительные и словарные слова)
-Охарактеризуйте каждое слово (одуш./неодуш., собственное/нарицательное, какой род, число)
-Какое слово выделено в кроссворде?
-Да, ребята, вы сегодня и вправду молодцы!
V.Домашенее задание
-Откройте дневник, запишите домашнее задание. Страница 67, №5.
VI. Итоги урока
-С какой частью речи мы сегодня работали?
-Что такое имя существительное?
-На какие группы оно делится?
-Как может изменяться имя существительное?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
(оценивание)
-На этом наш урок окончен.