СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме " Имя существительное. Обобщение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме " Имя существительное. Обобщение"»

Конспект урока русского языка по теме

«Имя существительное. Обобщение».

Дата проведения: 22января 2021 года

Цели урока (образовательные , воспитательные, развивающие)

Познавательные

  1. Обобщение и углубление знаний об именах существительных.

  2. Развитие умений распознавать имена существительные. Определение морфологических признаков имён существительных: одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные, род, число.

  3. Учимся определять роль имён существительных в предложении.

  4. Анализировать и находить в именах существительных изученные орфограммы.


Регулятивные

1. Развитие умений самостоятельно планировать свою деятельность, совместно с учителем ставить цели и задачи урока.

2.Развитие умений оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников по созданному алгоритму.

3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий через коррекцию модели морфологического разбора имени существительного.


Личностные

1. Мотивация учения через самоопределение в учебной деятельности.

2. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.


Задачи:

1. Перевести представления детей в области темы "Имя существительное" в разряд компетенций.

2. Выявить проблемы в представлениях детей с помощью игровых и групповых развивающих технологий, скорректировать их.

3. Выявить уровень компетенций детей в разделе языкознания "Морфология имён существительных".

материалы для урока: карта путешественника, карточки с индивидуальными заданиями, карточки с заданиями для выполнения в парах, модель алгоритма морфологического разбора имени существительного, учебники русского языка, словари со словарными словами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Эмоциональный настрой обучающихся.

Учитель. Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь

Подарите улыбки друг другу....

Улыбнитесь друг другу, приятного вам и удачного дня....

Начинаем урок русского языка.

Записываем число, классная работа.

2. Постановка целей и задач урока.

Ребята, отгадайте загадку.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное).

Записываем тему урока.

Ребята, давайте вместе подумаем, какую цель урока мы с вами поставим, а как будем достигать эти цели. записываем задачи.

( Кто формулирует цель?)

Цель: обобщить знания и представления об имени существительном).

Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока.

Задачи:

1. Повторить признаки имени существительного.

2. Учиться определять морфологические признаки имён существительных.

3. Вспомнить орфограммы, которые могут встречаться в именах существительных.

4. Научиться определять роль имени существительного в предложении.


Учитель

Большинство частей речи в русском языке - это имена существительные. Существительные появились в речи человека в числе самых первых слов.( Какое первое слово говорит ребенок?) И сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по теме "Имя существительное". Это будет не простой урок, а урок-путешествие, в этом путешествии мы будем собирать кристаллы знаний. Кто соберёт больше кристаллов, тот и будет самым успешным знатоком русского языка, путешественником по миру знаний.

-Ребята, кого называют путешественником?

- Где мы можем посмотреть лексическое значение слова? Дети. В толковом словаре, электронном словаре.

Учитель. Ищем подсказку в словаре. Подведение итогов этапа урока. Кто, сколько получид кристаллов.


3. Повторение. Изученные орфограммы.

Продолжим наше путешествие по стране знаний. Первый город, который мы посетим на своём пути называется Орфограмма. Дорога будет не лёгкая, нам потребуются знания, приобретенные на предыдущих уроках, собранность, быстрота реакции. Наши тетради временно превращаются в записные книжки путешественников, в них мы будем записывать свои открытия и наблюдения.

Итак, начинаем. Засчитываются только ответы тех ребят, которые поднимают руки. В городе « Орфограмма» много разных жителей, птиц и зверей. Сейчас мы с ними познакомимся.

Я загадываю загадки, а вы их отгадываете. Так мы узнаем, какие птицы живут в этом городе.

- Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов.

(Птицы)

Подбирает он проворно Для большей организованности

Кинутые ему зерна прикрепить картинки с

И гнездится на карнизе изображением птиц

Наш любимый…

(голубь)

- Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает

(ястреб)

-Шея, словно буква S? Выгнута особо,

Белый цвет ей так к лицу, Птице бесподобной.

(Лебедь)

-Пятнисто-бурая обновка,

Поёт он песни с расстановкой...

(Дрозд)

Д авайте еще раз посмотрим ра эти слова ( записаны в столбик на доске). Какая орфограмма спряталась в них?

Предполагаемый ответ детей: "Проверяемые согласные по глухости - звонкости". Докажите.

Учитель.

Едем в следующий город. Чтобы до него добраться, нам необходимо вспомнить следующие правила:

-Какие это части речи? ( разве это правило?)

( С существительными закончили?)


Подведение итогов этапа урока .


Наше путешествие продолжается. Ответьте мне на вопрос:

Что обозначают эти части речи? ( какие?)

-Если птица живёт дома и мы ей даём имя, то это имя мы будем писать с заглавной буквы. Это......

4. Введение в тему урока.

Второй город, который мы посетим - это город Ошибка. Она может бегать по разным словам и портить имена существительные. На доске задание: записаны предложения. В корне слова имен существительных записаны неправильно буквы безударных гласных.

Кто хочет пойти к доске исправить ошибки? При этом нужно подобрать проверочные слова и только потом записать правильные буквы. Напоминаю, что для того, чтобы выйти к доске, нужно поднять руку.


Итак, какое правило мы вспомнили? Кто хочет четко сформулировать его еше раз? ( можно спросить 2х человек).


Работа со словарями и словарными словами. ( как это относится к этапу урока?)

Подведение итогов этапа урока.


  1. Закрепление полученных знаний. Следующий город имеет очень длинное название: Род и число имён существительных. ( И где же это задание?)

?

Сейчас вы получите задание на карточках для работы в парах. Найдите лишнее слово и определите род имён существительных.

Карточка ( у всех одинаковые?)

1. Чулки, носки, яблоки, сад.

2.Чистота, сапоги, груши, рельсы.

3. Медали, село, камни, острова.

4.Школьники, скрипки, утро, столы.

5. Папа, волны, ключи, перья.

6.Ромашки, ягоды, встреча, огни.


Где закончился этап урока? Его итог?


Физкультминутка. 4 стихии, которые помогают нам в путешествии.


5. Закрепление материала. Следующий город, который мы посетим и где будем искать кристаллы - это город Морфология. Для удобства путешествия нам необходимо разбиться на группы по 4 человека. ( как это будет сделано?)

Работаем со стихотворением В Викторова. "Берёзка встречает весну" ( проекция или запись на доске).

Задание. Подчеркнуть имена существительные. ( Лучше сделать это всем в рабочих тетрадях)

Ребята, у меня проблема: не могу сделать морфологический разбор имени существительного: "весну".

Работа в малых группах.( каким группам?) Создаем "Карту морфологического разбора имён существительных".

Часть карты создана учителем, дети в малых группах ( каких?) дописывают морфологические признаки имён существительных.

Презентация карт ( каким образом?).

6. Подводим итоги урока, рефлексия.

Учитель.

-На доску прикрепляю яркие кристаллы. А дети обобщают морфологические признаки имени существительного (термин «морфологические признаки» даже не звучал на уроке!!!) .

Считаем, кристаллы, которые мы заработали в процессе путешествия.

А рефлексия?( чему научились, что повторили?) Оценки?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!