СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные"»

Твёрдые и мягкие согласные звуки

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.


ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


• учащиеся научатся различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки; научатся соотносить звуковые обозначения со словами.


ОБОРУДОВАНИЕ: ПК.


ХОД УРОКА


1. Организационный момент


Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания


Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.


Вариант 1.


ПК. Тема «Буквы й, и»


Упражнение из рабочей тетради.


Задание: соедините противоположные по значению слова.


Вариант 2. Фронтальный опрос.


— Прочитайте слова, противоположные по значению. (Грязный чистый, печальный — весёлый, злой — добрый.)


3. Актуализация знаний

— Заполните клетки кроссворда.




— Определите по высказыванию, о ком или о чём идёт речь.


1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами. (Заяц.)


2. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова.)


3. Человек, который выполняет в порядке очереди какие-либо служебные поручения или обязанности. (Дежурный.)


4. Группа учеников одного и того же года обучения. (Класс.)


5. Хищный зверь с острой мордой, длинным пушистым хвостом. (Лисица.)


— Прочитайте ключевое слово. (Звуки.)


Объясните правописание букв в выделенных ячейках.


Какие звуки бывают? (Звуки гласные и согласные. Согласные звуки — твёрдые и мягкие.)


4. Целеполагание


Работа с учебником (с. 81)


— Прочитайте тему урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки.)


Уточните познавательную задачу урока. (Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?)


— Сегодня на уроке вы будете учиться различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки, а также соотносить звуковые обозначения со словами.

5. Работа по теме урока



1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний


Работа по учебнику (с. 81, упр. 1)


— Прочитайте выразительно стихотворение 3. Александровой.


Постарайтесь объяснить написание выделенных в словах орфограмм.


Спишите предложение, в котором говорится о наступившем времени года. (В лесу у нас весна.)


О каком месяце идёт речь? (Об апреле.)


Сделайте анализ слова апрель. (Апрель — 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 2 глас., 3 согл. [апр'эл’])


Робота по учебнику (с. 81, упр. 2). Наблюдение над произнесением твёрдого и мягкого согласного в слове, смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв в слове, обозначением твёрдого и мягкого согласного звука в звуковых и буквенных записях слов. Выполнение под руководством учителя звуковой записи слов.


лук [лук]


люк [л'ук]


2. Первичная проверка понимания


Работа по учебнику (с. 82, упр. 3)


— Прочитайте каждую пару слов.


Произнесите звуки, которыми обозначены выделенные буквы.


Прочитайте слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука. (Рад, воз, лук, мыл.)


Прочитайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (Ряд, вёз, люк, мил.)


Прочитайте текст в рубрике «Сведения о языке» (с. 82).


Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме мягкости согласных звуков. (Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а так же мягким знаком.)


Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме твёрдости согласных звуков. (Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.)


Работа у доски по учебнику (с. 82, упр. 3, продолжение)


— Спишите слова, запишите рядом с каждым словом его звуковое обозначение.


рад [рат] воз [вое] лук [лук] мыл [мыл]


ряд [р'ат] вёз [в'ос] люк [л'ук] мил [м'ил]


3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу


Работа по учебнику на стр. 82, упр. 4.


— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.


Запишите слова буквами.


Объясните значение каждого слова.


Дополнительная информация для учителя.


Метр — это слово имеет несколько значений.


1. Основная единица длины метрической системы мер, равная ста сантиметрам.


2. Линейка или лента такой длины с делениями.


Лыжня — две параллельные колеи, накатанные лыжами.


Клён — дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений


— Спишите предложения, заменяя буквами звуковое обозначение слов.


Расстояние от сугроба до [кл’она] было сто метров. Миша взял [лыжы]. Он быстро побежал по [лыжн'э].


— Какие орфограммы, которые вы знаете, здесь встретились? Подчеркните эти орфограммы.


7. Самостоятельная работа


Выполнение задание в рабочей тетради (с. 42, упр. 37)


— Соотнесите схемы и слова — раскрасьте схемы нужным цветом.


Способ проверки: самопроверка и коллективная проверка выполненной работы при использовании ПК, тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Упражнение из рабочей тетради. Раскрась схемы слов» или составление схем слов на доске.


8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 42, упр. 38.


9. Подведение итогов урока

— Объясните, как обозначается на письме твёрдый и мягкий согласный звук.

Вспомните, какие гласные буквы стоят в написанном (напечатанном) слове после букв, обозначающих твёрдый или мягкий согласный звук.


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

На уроке я научился...

Я приобрёл умения ...

Я понял, что...

Я попробую самостоятельно...