Конспект коррекционного урока по русскому языкув 3 классе «Твердые и мягкие согласные»
Цели: формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки.
Задачи:
Образовательная: вырабатывать умения учащихся различать слова с твёрдыми и мягкими согласными. Формировать умение применять правило для обозначения мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и, ь.
Коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух учащихся, словесно- логическое мышление через разгадывание загадок, развитие умения обобщать, выделять полученные знания по теме, развивать память, внимание, связную речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать положительную мотивационную сферу к учебной деятельности.
Оборудование: презентация, касса букв, опорные схемы, сказочные герои Тим и Том.
Ход урока:
Подруга осень
В окне подруга Осень
Листвою шелестит,
Она меня без спроса
Печалью угостит.
Листвой осыплет жёлтой,
А ветерком хлестнет,
И взяв меня под руку
По парку поведет.
2) Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Какое сегодня число? Запишите в тетрадь.
- Назовите осенние месяцы. Запишите их названия в тетрадь.
Запись в тетради: Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах?
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный прочитать. (ь)
- Что показывает мягкий знак?
- Подчеркните мягкий согласный на конце. Каким цветом? (зеленым)
3) Определение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем различать твердые и мягкие согласные в словах и узнаем какими буквами обозначается мягкость согласных на письме.
3. Изучение нового материала.
1) Словарная работа. Игра «Буквы рассыпались».
- Многие слова требуют особого внимания.
- Вот беда, я приготовила вам словарное слово, а буквы рассыпались. Соберите слово.
Подсказка.
Чтобы в квартире стало уютно,
Купим ее мы, расставим как нужно. (Мебель)
- Прочитайте слово по слогам.
- Какую букву в слове надо запомнить?
- Запишите слово по образцу. Подчеркните трудную гласную.
2) Создание проблемной ситуации
- Послушайте сказку про ь.
Собрались однажды все буквы вместе, и мягкий знак расхвастался: «Я самая волшебная буква! Только я могу превращать одно слово в другое! Было слово ел, а я сделаю ель, было слово галка, а я захочу — и получится галька!» А некоторые буквы рассмеялись и сказали: «Если мы захотим, то мышка превратиться в мишку, а рад в ряд». Замолчал мягкий знак, задумался. Какие буквы, по-вашему, могли поспорить с мягким знаком? Какие буквы тоже обозначают на письме мягкость согласных звуков.
3) Упражнение в различении твердых и мягких согласных. Обозначение на письме мягких согласных гласными я, е, ё, ю, и.
- Прослушайте внимательно стихотворение.
Был мышонок очень сер,
Важный как английский сэр,
Задирая кверху нос,
Он кусочек сыра нёс,
Был мышонок очень рад:
Увидал торговый ряд.
Захотел купить он лук-
Угодил в открытый люк.
И потом сестрёнка Мила
Два часа мышонка мыла.
Сэр – вежливое обращение к мужчине в Англии.
- Прочитайте выделенные слова, запишите их парами.
- Объясните, чем они различаются.
(Гласными буквами).
Вывод: Твёрдость согласного звука на письме обозначается буквами: а, о, у, ы, э
Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами: е, ё, и, ю, я или ь
4. Закрепление пройденного материала.
1) - Замени выделенные слова одним словом и запиши предложение в тетрадь.
В мебельный магазин привезли кровати, стулья, кресла.
Чистить ботинки, сапоги, туфли нужно каждый день.
2) Мультимедийный тест «Твердые и мягкие согласные»
5. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, ы, у, э)
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного? (е, ё, и, ю, я)
- Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
- Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке.