Класс 4.
Предмет. Русский язык
Тема урока. Род и число имён прилагательных.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цели: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, воспитывать любовь к предмету.
Планируемые предметные результаты: познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных.
Метапредметные УУД: познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.
Будем грамотно писать, на вопросы отвечать.
- Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принёс вам новые знания и радость.
2. Актуализация знаний
а) Орфографическая каллиграфическая минутка.
- Хозяйкой чистописания будет та буква, с которой начинается слово-отгадка. Слушайте загадку:
Это кто по проводам
В каждый дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно. (Электричество)
- О чём говорится в загадке? (Об электричестве)
-Назовите первый звук в слове «электричество»? ([э])
- Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен на письме? (буквой Э)
- Пропишите буквосочетания: Ээ Эл эле эм эк эх (Дети прописывают буквосочетания в тетради, а учитель на доске, оформляют запись в тетради: число, классная работа)
б) Словарная работа.
Электричество, конечно, очень помогает –
Без него компьютер в игры не играет,
Телевизор не покажет детям передачу,
Электричка не поедет вечером на дачу. А Валевский
- Объясните значение слова «электричество». (работа с википедией в презентации)
- А какой образ встает у вас перед глазами, когда вы слышите слово «электричество»? (лампочка)
- Назовите орфограммы в слове «электричество» (с.8 в учебнике)
-Напишите это слово, подчеркните орфограммы.
- Составьте однокоренные слова к слову «электричество». (Электроутюг, электровоз, электростанция и др.).
- От каких слов были образованы слова электровоз и электростанция? Какой способ словообразования? (Сложение корней). Чем будет являться о в этих словах? (Соединительная гласная).
- Допишите эти слова со с.8, подчеркните орфограммы, запомните их написание.
- Разберите слова электростанция и электровоз по составу.
3. Самоопределение к деятельности.
- Без электричества и электроприборов в современном мире, конечно, никак не обойтись.
Но и о правилах безопасности при обращении с ними забывать не стоит:
Никогда не пользуйтесь какими электроприборами? (неисправными).
Вилку в розетку вставляем только какими руками? (сухими).
- Какой частью речи являются слова «неисправные» и «сухие»? (именем прилагательным)
На доску: Имя прилагательное.
- Что обозначают имена прилагательные? (признак предмета)
- Какое слово лишнее? Почему? (электрический, прилагательное)
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
Что вы знаете об имени существительном?
- Определите род и число имен существительных, надпишите над словами.
Электровоз – м.р., ед.ч.
Электростанция – ж.р., ед.ч.
Электричество – с.р.; ед.ч.
Лампочки – мн.ч.
-Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)
На доску: род, число.
- По опорным словам, которые появились на доске, сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Род и число имен прилагательных.».
- Назовите цель урока. (Узнать об изменении прилагательных по родам и числам)
- Что для этого нужно будет сделать? (Найти необходимую информацию, понаблюдать, потренироваться и сделать вывод)
4. Работа по теме урока
а) Повторение признаков имени прилагательного как части речи
- Итак, что же такое имя прилагательное и что мы о нем знаем? (по мере ответов детей учитель на доску вывешивает опорные слова о прилагательном)
б) Работа по учебнику
- В начале урока вы говорили, что нужно провести наблюдение. Предлагаю этим и заняться. Наблюдать мы будем над изменением прилагательных.
Упражнение 12 со с.8. Прочитайте задание (составить словосочетания, определить род, выделить окончания).
Первый ряд выполняет первую строчку, второй – вторую, третий – третью.
Три человека работают у доски.
- Почему одно и то же прилагательное имеет разные окончания?
- Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?
- Сделайте предположение, от чего зависит окончание имен прилагательных.
На доску: окончание прилагательных – имя существительное?
в) Объяснение нового материала.
– Послушайте сказку «Скромные просители» и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
– А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
– Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.
– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? (Род, число, падеж)
- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.
- Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)
- В упражнении 10 на с.8 есть блок-схемы. Поработаем с ними.
- На какие вопросы будут отвечать имена прилагательные в женском роде единственного числа? Какие окончания?
- В форме мужского рода единственного числа? Какие окончания?
- В форме среднего рода единственного числа? Какие окончания?
5. Физминутка
- Если я называю словосочетание, в котором имена прилагательные стоят в мужском роде – приседают учащиеся первого ряда, в женском роде – приседают учащиеся второго ряда, в среднем роде –учащиеся третьего ряда, во множественном числе – все хлопают:
6. Закрепление изученного
а) Работа в карточках.
Карточка № 1
Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных и определи род имён прилагательных.
Интересн __ книга, солнечн __ день, широк __ поле, ранн __ весна, золот __ луч, зимн __
пейзаж, летн __ утро.
Карточка № 2
Спиши словосочетания и определи число имён прилагательных.
Нежный крем, дружные ребята, ночная тишина, спелые фрукты, голубое небо.
Карточка № 3
От данных имен существительных образуйте имена прилагательные в форме множественного числа, выделите окончания. Подберите к прилагательным подходящие существительные.
Снег –
Солнце –
Небо –
Аромат –
7. Рефлексия.
- Все ли у вас в классе могут определить число и род имен прилагательных по окончаниям?
(Дети перечисляют окончания имен прилагательных и соотносят их с родами).
- Давайте закончим наш урок, подобрав такие прилагательные, которые характеризуют нас и нашу общую работу сегодня.
(-АЯ – это окончание прилагательных единственного числа женского рода: работа у нас дружная, коллективная, общая, полезная, интересная, учебная…
- ЫЕ – это окончание прилагательных множественного числа: мы веселые, дружные, внимательные, серьезные…
- ОЕ – это окончание прилагательных единственного числа среднего рода: хорошее (настроение), учебное (время) …
- ЫЙ – это окончание имен прилагательных единственного числа мужского рода: удачный, интересный, увлекательный урок…)
- Оцените свою работу на уроке. Кто работал лучше всех? Чью работу вы хотите отметить?
8. Домашнее задание.
1. Упражнение 11 с.8.