СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Род и число имён прилагательных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, воспитывать любовь к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Род и число имён прилагательных".»

Класс 4.

Предмет. Русский язык

Тема урока. Род и число имён прилагательных.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цели: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, воспитывать любовь к предмету.

Планируемые предметные результаты: познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных.

Метапредметные УУД: познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытомрегулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать, на вопросы отвечать.

- Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принёс вам новые знания и радость.

2. Актуализация знаний

а) Орфографическая каллиграфическая минутка.

- Хозяйкой чистописания будет та буква, с которой начинается слово-отгадка. Слушайте загадку:

Это кто по проводам

В каждый дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно. (Электричество)

- О чём говорится в загадке? (Об электричестве)

    -Назовите первый звук в слове «электричество»? ([э])

    - Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен на письме? (буквой Э)

   - Пропишите буквосочетания: Ээ Эл эле эм эк эх (Дети прописывают буквосочетания в тетради, а учитель на доске, оформляют запись в тетради: число, классная работа)

б) Словарная работа.

Электричество, конечно, очень помогает –

Без него компьютер в игры не играет,

Телевизор не покажет детям передачу,

Электричка не поедет вечером на дачу. А Валевский

- Объясните значение слова «электричество». (работа с википедией в презентации)

- А какой образ встает у вас перед глазами, когда вы слышите слово «электричество»? (лампочка)

- Назовите орфограммы в слове «электричество» (с.8 в учебнике)

-Напишите это слово, подчеркните орфограммы.

- Составьте однокоренные слова к слову «электричество». (Электроутюг, электровоз, электростанция и др.).

- От каких слов были образованы слова электровоз и электростанция? Какой способ словообразования? (Сложение корней). Чем будет являться о в этих словах? (Соединительная гласная).

- Допишите эти слова со с.8, подчеркните орфограммы, запомните их написание.

- Разберите слова электростанция и электровоз по составу.

3. Самоопределение к деятельности.

- Без электричества и электроприборов в современном мире, конечно, никак не обойтись.

Но и о правилах безопасности при обращении с ними забывать не стоит:

Никогда не пользуйтесь какими электроприборами? (неисправными).

Вилку в розетку вставляем только какими руками? (сухими).

- Какой частью речи являются слова «неисправные» и «сухие»? (именем прилагательным)

На доску: Имя прилагательное.

- Что обозначают имена прилагательные? (признак предмета)

- Какое слово лишнее? Почему? (электрический, прилагательное)

-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном?    

  - Определите род и число имен существительных, надпишите над словами.  

  1.    Электровоз – м.р., ед.ч.

  2.    Электростанция – ж.р., ед.ч.

  3.    Электричество – с.р.; ед.ч.

  4.    Лампочки – мн.ч.

-Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)

На доску: род, число.

- По опорным словам, которые появились на доске, сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Род и число имен прилагательных.».

- Назовите цель урока. (Узнать об изменении прилагательных по родам и числам)

- Что для этого нужно будет сделать? (Найти необходимую информацию, понаблюдать, потренироваться и сделать вывод)

4. Работа по теме урока

а) Повторение признаков имени прилагательного как части речи

- Итак, что же такое имя прилагательное и что мы о нем знаем? (по мере ответов детей учитель на доску вывешивает опорные слова о прилагательном)

б) Работа по учебнику

- В начале урока вы говорили, что нужно провести наблюдение. Предлагаю этим и заняться. Наблюдать мы будем над изменением прилагательных.

Упражнение 12 со с.8. Прочитайте задание (составить словосочетания, определить род, выделить окончания).

Первый ряд выполняет первую строчку, второй – вторую, третий – третью.

Три человека работают у доски.

- Почему одно и то же прилагательное имеет разные окончания?

- Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?

- Сделайте предположение, от чего зависит окончание имен прилагательных.

На доску: окончание прилагательных – имя существительное?

в) Объяснение нового материала.

– Послушайте сказку «Скромные просители» и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

– А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

– Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? (Род, число, падеж)

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

- Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)

- В упражнении 10 на с.8 есть блок-схемы. Поработаем с ними.

- На какие вопросы будут отвечать имена прилагательные в женском роде единственного числа? Какие окончания?

- В форме мужского рода единственного числа? Какие окончания?

- В форме среднего рода единственного числа? Какие окончания?

5. Физминутка

- Если я называю словосочетание, в котором имена прилагательные стоят в мужском роде – приседают учащиеся первого ряда, в женском роде – приседают учащиеся второго ряда, в среднем роде –учащиеся третьего ряда, во множественном числе – все хлопают:

6. Закрепление изученного

а) Работа в карточках.

Карточка № 1

Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных и определи род имён прилагательных.

Интересн __ книга, солнечн __ день, широк __ поле, ранн __ весна, золот __ луч, зимн __

пейзаж, летн __ утро.

Карточка № 2

Спиши словосочетания и определи число имён прилагательных.

Нежный крем, дружные ребята, ночная тишина, спелые фрукты, голубое небо.

Карточка № 3

От данных имен существительных образуйте имена прилагательные в форме множественного числа, выделите окончания. Подберите к прилагательным подходящие существительные.

Снег –

Солнце –

Небо –

Аромат –

7. Рефлексия.

Все ли у вас в классе могут определить число и род имен прилагательных по окончаниям?

(Дети перечисляют окончания имен прилагательных и соотносят их с родами).

Давайте закончим наш урок, подобрав такие прилагательные, которые характеризуют нас и нашу общую работу сегодня.

(-АЯ – это окончание прилагательных единственного числа женского рода: работа у нас дружная, коллективная, общая, полезная, интересная, учебная…

- ЫЕ – это окончание прилагательных множественного числа: мы веселые, дружные, внимательные, серьезные…

- ОЕ – это окончание прилагательных единственного числа среднего рода: хорошее (настроение), учебное (время) …

- ЫЙ – это окончание имен прилагательных единственного числа мужского рода: удачный, интересный, увлекательный урок…)

- Оцените свою работу на уроке. Кто работал лучше всех? Чью работу вы хотите отметить?

8. Домашнее задание.

1. Упражнение 11 с.8.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!