Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Цель урока: правильное написание окончаний о-е имен существительных после шипящих и ц.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Предметные:
уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.
Матапредметные.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация).
Методы и формы обучения: метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации), частично-поисковый, парная работа, формирования новых умений (работа с упражнениями), самостоятельная работа, метод обобщения и систематизации изученного (создание схем, алгоритма), метод контроля результатов обучения (устные и письменные опросы, создание рисунков, схем, алгоритма).
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
| | |
Мотивация | Здравствуйте, ребята и дорогие гости. Сегодня на уроке вы будете юными исследователями . Итак. начнём с загадок. Зубов много, а ничего не ест. (расчёска) В золотой клубочек спрятался дубочек.(жёлудь) Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь- всю руку обдерёшь. (крыжовник) Какая орфограмма, вам уже известная, встретилась в этих словах? Назовите её. Я предлагаю ваши знания применить для следующего задания. | Фронтальная работа Презентация 3 мин |
Актуализация знаний и фиксация затруднений Выявление места и причины затруднений | Прочитайте слова. Пчёлка, крыжовник, шёлк, обжора, грач..м, туч..й. Все ли слова понятны? Мы уже вспомнили с вами орфограмму о написании О и Ё в корне слова после шипящих. Какие из записанных здесь слов –лишние? -Выделите окончание, поставьте ударение. -Теперь есть какие-нибудь гипотезы? -От чего же зависит правописание О и Е в окончаниях имён существительных? | Фронтальная работа 3 мин |
Тема урока, Формулирование цели урока | П: сформулируйте тему урока У: Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных П: Какую цель можно поставить сегодня на уроке? У: Узнать, от чего зависит выбор О-Е Научиться правильно писать слова с буквами О и Е в окончаниях существительных после шипящих. | Запись темы в тетрадь и на доске 2мин |
Построение проекта выхода из проблемной ситуации | П: Каким образом мы сможем достичь поставленной цели? (учебник, создание алгоритма, схемы) - Предлагаю поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких – Е. Отчет ребят о проделанной работе по рядам. Выводим общее правило. В результате наблюдений ученики должны увидеть, что под ударением в окончании пишется О, а без ударения – Е. | Работа в парах 4 мин Карточка 1 |
| Сравним наши наблюдения с материалами учебника.с.24 Какие же буквы нужно написать в окончаниях существительных ГРАЧОМ - ТУЧЕЙ Как рассуждать, применяя правило? Составление схемы, обсуждение. Выработка общего решения | Работа в парах 5 мин |
Первичное закрепление - физкультминутка | Распределительный лексический диктант под названием «Назови другим словом», выделяя графически изученную орфограмму. П: По какому принципу разделяем? Суп со свёклой называется – борщом Небольшой лес иначе называют – рощей Рисунок, картину, изображающую природу, называем – пейзажем Человека, лечащего людей – врачом Человека, охраняющего помещение – сторожем Границу по-другому называют – рубежом П: Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные, в которых встречается изучаемая вами орфограмма? Физкультминутка. | Фронтальная работа у доски Презентация (физкультминутка) 5 мин |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Работа с учебником. Из упр. 305 выписать 4 слова с основой на –ц, поставить ударение; выписать 6 слов с основой на –ч, поставить ударение | Взаимопроверка 4 мин |
| | |
Включение в систему знаний и повторения нового материала | Магический квадрат (раздать) . Записать в квадрат только буквы О-Е. Проверка на слайде. Обучающиеся оценивают свою работу. | Индивидуальная работа Фронтальная 3 мин |
Итоги урока, д.з | Какие получились результаты.? Обращение к цели урока. Достигли ли поставленной на уроке цели? Д.з. правило на с. 24, упр.308 | |
Рефлексия | | |
1. Карточка-информатор
1. Прочитай слово.
2. Поставь знак ударения.
3. Выдели окончание.
4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
5. Сделай вывод.
3.Сформулируй правило
В окончаниях существительных после________________ и ______
под ударением пишем__________, без ударения__________.
1.Карточка-информатор
1. Прочитай слово.
2. Поставь знак ударения.
3. Выдели окончание.
4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
5. Сделай вывод.
3.Сформулируй правило
В окончаниях существительных после________________ и ______
под ударением пишем__________, без ударения__________.
Карточка 1.
Задание: в левый столбик выпишите слова с О в окончании, а в правый с Е в окончании. Графически обозначьте орфограмму.
1. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крыш..й и кривым крыльц..м.
2. Наступила пора готовить квартиры для скворц…в.
3. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляж..м.
4. Ветер шуршит камыш…м.
5. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащ..м.
6. Последний луч зари над рощ..й угасает.
7.Герасим стал боком перед дверью, толкнул её плеч…м и ввалился в дом со с
7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.
Карточка 1.
Задание: в левый столбик выпишите слова с О в окончании, а в правый с Е в окончании. Графически обозначьте орфограмму.
1. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крыш..й и кривым крыльц..м.
2. Наступила пора готовить квартиры для скворц…в.
3. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляж..м.
4. Ветер шуршит камыш…м.
5. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащ..м.
6. Последний луч зари над рощ..й угасает.
7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.
Карточка 1.
Задание: в левый столбик выпишите слова с О в окончании, а в правый с Е в окончании. Графически обозначьте орфограмму.
1. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крыш..й и кривым крыльц..м.
2. Наступила пора готовить квартиры для скворц…в.
3. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляж..м.
4. Ветер шуршит камыш…м.
5. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащ..м.
6. Последний луч зари над рощ..й угасает.
7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.
Карточка 2
Задание : вставить пропущенные буквы в слова, а затем заполнить квадрат буквами О-Е.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 |
ошибся этаж..м склад с кирпич..м
работать врач..м
рисовать карандаш..м
горжусь столиц..й
вкусной пищ…й
заросло камыш..м
послать за багаж..м
ждать свкорц..в
доволен репортаж..м
племена индейц..в
соревнования пловц..в
упражнения с мяч..м
зачерпнул ковш..м
ждут певц..в
1 ошибка - «5»
2 ошибки- «4»
3-4 ошибки-«3» оценка_______
Карточка 2
Задание : вставить пропущенные буквы в слова, а затем заполнить квадрат буквами О-Е.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 |
ошибся этаж..м склад с кирпич..м
работать врач..м
рисовать карандаш..м
горжусь столиц..й
вкусной пищ…й
заросло камыш..м
послать за багаж..м
ждать свкорц..в
доволен репортаж..м
племена индейц..в
соревнования пловц..в
упражнения с мяч..м
зачерпнул ковш..м
ждут певц..в
1 ошибка - «5»
2 ошибки- «4»
3-4 ошибки-«3» оценка_______