СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"»

Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цель урока: правильное написание окончаний о-е имен существительных после шипящих и ц.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

  • уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

Матапредметные.

Регулятивные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • Обогащать словарный запас.

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация).

Методы и формы обучения: метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации), частично-поисковый, парная работа, формирования новых умений (работа с упражнениями), самостоятельная работа, метод обобщения и систематизации изученного (создание схем, алгоритма), метод контроля результатов обучения (устные и письменные опросы, создание рисунков, схем, алгоритма).

Оборудование:  учебник, компьютер, мультимедийный  проектор, экран.

















Мотивация


Здравствуйте, ребята и дорогие гости.

Сегодня на уроке вы будете юными исследователями .

Итак. начнём с загадок.

  1. Зубов много, а ничего не ест. (расчёска)

  2. В золотой клубочек спрятался дубочек.(жёлудь)

  3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь- всю руку обдерёшь. (крыжовник)

Какая орфограмма, вам уже известная, встретилась в этих словах? Назовите её.

Я предлагаю ваши знания применить для следующего задания.

Фронтальная работа


Презентация


3 мин

Актуализация знаний и фиксация затруднений




Выявление места и причины затруднений

Прочитайте слова.

Пчёлка, крыжовник, шёлк, обжора, грач..м, туч..й.

Все ли слова понятны? Мы уже вспомнили с вами орфограмму о написании О и Ё в корне слова после шипящих. Какие из записанных здесь слов –лишние?

-Выделите окончание, поставьте ударение.

-Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

-От чего же зависит правописание О и Е в окончаниях имён существительных?

Фронтальная работа

3 мин

Тема урока,



Формулирование цели урока

П: сформулируйте тему урока

У: Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

П: Какую цель можно поставить сегодня на уроке?

У: Узнать, от чего зависит выбор О-Е

Научиться правильно писать слова с буквами О и Е в окончаниях существительных после шипящих.



Запись темы в тетрадь и на доске


2мин

Построение проекта выхода из проблемной ситуации


П: Каким образом мы сможем достичь поставленной цели? (учебник, создание алгоритма, схемы)

- Предлагаю поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких – Е.


Отчет ребят о проделанной работе по рядам.

Выводим общее правило.


В результате наблюдений ученики должны увидеть, что под ударением в окончании пишется О, а без ударения – Е.



Работа в парах 4 мин

Карточка 1












Сравним наши наблюдения с материалами учебника.с.24

Какие же буквы нужно написать в окончаниях существительных ГРАЧОМ - ТУЧЕЙ

Как рассуждать, применяя правило?


Составление схемы, обсуждение. Выработка общего решения





Работа в парах

5 мин

Первичное закрепление - физкультминутка


Распределительный лексический диктант под названием «Назови другим словом», выделяя графически изученную орфограмму.

П: По какому принципу разделяем?

Суп со свёклой называется – борщом

Небольшой лес иначе называют – рощей

Рисунок, картину, изображающую природу, называем – пейзажем

Человека, лечащего людей – врачом

Человека, охраняющего помещение – сторожем

Границу по-другому называют – рубежом

П: Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные, в которых встречается изучаемая вами орфограмма?

Физкультминутка.




Фронтальная работа у доски

Презентация (физкультминутка)

5 мин

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Работа с учебником. Из упр. 305 выписать 4 слова с основой на –ц, поставить ударение; выписать 6 слов с основой на –ч, поставить ударение




Взаимопроверка

4 мин




Включение в систему знаний и повторения нового материала


Магический квадрат (раздать) .

Записать в квадрат только буквы О-Е.

Проверка на слайде. Обучающиеся оценивают свою работу.

Индивидуальная работа

Фронтальная

3 мин

Итоги урока, д.з


Какие получились результаты.?


Обращение к цели урока. Достигли ли поставленной на уроке цели?

Д.з. правило на с. 24, упр.308




Рефлексия

  • Я узнал(а), что…

  • Я научился…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Мне эти знания пригодятся для…







































1. Карточка-информатор

1. Прочитай слово.

2. Поставь знак ударения.

3. Выдели окончание.

4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5. Сделай вывод.



3.Сформулируй правило


В окончаниях существительных после________________ и ______

под ударением пишем__________, без ударения__________.


1.Карточка-информатор

1. Прочитай слово.

2. Поставь знак ударения.

3. Выдели окончание.

4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5. Сделай вывод.



3.Сформулируй правило


В окончаниях существительных после________________ и ______

под ударением пишем__________, без ударения__________.







Карточка 1.

Задание: в левый столбик выпишите слова с О в окончании, а в правый с Е в окончании. Графически обозначьте орфограмму.


1. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крыш..й и кривым крыльц..м.

2. Наступила пора готовить квартиры для скворц…в.

3. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляж..м.

4. Ветер шуршит камыш…м.

5. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащ..м.

6. Последний луч зари над рощ..й угасает.

7.Герасим стал боком перед дверью, толкнул её плеч…м и ввалился в дом со с

7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.







Карточка 1.

Задание: в левый столбик выпишите слова с О в окончании, а в правый с Е в окончании. Графически обозначьте орфограмму.


1. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крыш..й и кривым крыльц..м.

2. Наступила пора готовить квартиры для скворц…в.

3. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляж..м.

4. Ветер шуршит камыш…м.

5. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащ..м.

6. Последний луч зари над рощ..й угасает.

7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.



Карточка 1.

Задание: в левый столбик выпишите слова с О в окончании, а в правый с Е в окончании. Графически обозначьте орфограмму.


1. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крыш..й и кривым крыльц..м.

2. Наступила пора готовить квартиры для скворц…в.

3. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляж..м.

4. Ветер шуршит камыш…м.

5. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащ..м.

6. Последний луч зари над рощ..й угасает.

7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.




























Карточка 2

Задание : вставить пропущенные буквы в слова, а затем заполнить квадрат буквами О-Е.


1


2


3


4



5


6


7



8


9


10



11


12


13



14

15

ошибся этаж..м

склад с кирпич..м

работать врач..м

рисовать карандаш..м

горжусь столиц..й

вкусной пищ…й

заросло камыш..м

послать за багаж..м

ждать свкорц..в

доволен репортаж..м

племена индейц..в

соревнования пловц..в

упражнения с мяч..м

зачерпнул ковш..м

ждут певц..в



1 ошибка - «5»

2 ошибки- «4»

3-4 ошибки-«3» оценка_______


Карточка 2

Задание : вставить пропущенные буквы в слова, а затем заполнить квадрат буквами О-Е.


1


2


3


4



5


6


7



8


9


10



11


12


13



14

15

ошибся этаж..м

склад с кирпич..м

работать врач..м

рисовать карандаш..м

горжусь столиц..й

вкусной пищ…й

заросло камыш..м

послать за багаж..м

ждать свкорц..в

доволен репортаж..м

племена индейц..в

соревнования пловц..в

упражнения с мяч..м

зачерпнул ковш..м

ждут певц..в


1 ошибка - «5»

2 ошибки- «4»

3-4 ошибки-«3» оценка_______


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!