СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для проведения открытого урока по теме " Полные и краткие имена прилагательные"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Полные и краткие имена прилагательные"»

Тема: Полные и краткие имена прилагательные.

Класс: 5 б

Дата___18.04.18_______

Тип урока: «открытие» нового знания.

Учебная цель урока: формирование знаний о кратких прилагательных, их грамматических признаках и синтаксической роли.

Задачи:

- изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных;

- научиться опознавать и различать полную и краткую формы имен прилагательных, определяя их синтаксическую роль;

- выявить грамматические особенности краткой формы через наблюдение за языковым материалом;

- продолжить отрабатывать навыки работы в группе;

- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;


Планируемые результаты

Предметные

Научиться разли­чать краткую и полную формы прилагательного;

работать с различными источниками информации; использовать знания о кратких и полных формах прилагательных и их роли в художественном тексте.


Метапредметные

- определять цель и способы достижения цели,

- выдвигать версии,

- оценивать степень достижения цели,

- анализировать, делать выводы,

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные

- нравственно-этическая ориентация,

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Технологии:

проектная, личностно – ориентированная, информационно – коммуникативная, проблемно – диалогическая, системно – деятельностная, дифференцированное обучение.

Формы работы:

коллективная, групповая, творческая, проектная.

Межпредметные связи:

Литература, изобразительное искусство, музыка, физкультура.

Виды деятельности учащихся:

составляют таблицы-схемы, разграничивают языковые явления, работают над созданием лингвистического текста, редактируют тексты, объясняют правописание разных орфограмм, исправляют орфографические ошибки.

Вид используемых ИКТ: презентация

Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация)



Ход урока

Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности. Отметить отсутствующих. Проверка д/з (сдают тетради). Дежурные раздают тетради.



Слайд 1 (картинка о весне)

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

  1. Мотивация познавательной деятельности – 3 мин.

Осуществляют мотивирование к деятельности, определяют личный настрой на урок.

планирование деятельности.

Приветствие учащихся.

Перед учащимися картины времён года и загадки о них. Учащиеся отгадывают время года, указывают в загадках прилагательные. ( Слайды 2,3,4,5)

2. Мотивация - Сегодня мне хочется необычно начать урок. Посмотрите в окно: наступила весна. Внимательные ребята заметят: солнышко светит ярче, дни стали длиннее, воздух становится теплее.


Можно ли услышать весну? Послушайте произведение композитора Шопена «Весенний вальс».

Так и хочется описать (передать) свое состояние и состояние природы приятными, красивыми словами.

А помогут нам в этом, конечно же, слова какой части речи?

- Прилагательные! (ребята перечисляют )


Оценивать сегодня свою работу будем с помощью листочков и деревца, которое должно к концу урока распуститься (в течение урока за выполнение заданий обучающиеся прикрепляют к своему дереву листочки в зависимости от правильности решения той или иной проблемы).


Приём «необъявленная тема»

Тему урока вам пока не скажу, попробуете сформулировать её сами.

Попробуйте себя в моей роли, скажите, как будет строиться урок. (Говорят, поправляю, записываю).

  1. Актуализация необходимых знаний – 5 мин.

Отвечают на вопросы, используя ранее изученный материал.





















Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное»; актуализируют имеющийся опыт работы опыт по анализу грамматических форм прилагательных.







Размышляют над заданием; учатся слушать мнения сверстников, планировать свою работу.

  1. Фронтальный опрос.

Приём «эмоциональное вхождение в урок».

Давайте освежим в памяти наши знания об имени прилагательном.

У нас сегодня гости на уроке , покажите как вы умеете отвечать громко, четко и ясно, и ,конечно же, полными ответами.


Проведем опрос:

- Что называют прилагательным?

- Как изменяются прилагательные?

-Чем обычно бывают прилагательные в предложении?

- От чего зависит правописание окончаний имён прилагательных?

-От чего зависит написание окончаний имён прилагательных после шипящих?

Посмотрите на слайд, что вы видите? (схемы слов) Слайд 6

Составьте слова к данным схемам.

Слова, какой части речи, вы составили к схемам первого столбика? (прилагательные)


  1. Формулирование проблемы


Подобрали слова, назвали грамматические признаки.



Распределяют, делают выводы.


Веселый весел

Веселая весела

Веселое весело


Формулируют тему

записывают


К какой части речи относятся слова, которые вы придумали к схемам второго столбика? (существительные)

Могут и наречия подобрать ошибочно.



Я тоже составила слова к этим схемам, распределите эти слова в соответствии со схемами и запишите, выделите основу и окончание.

Приём «Группировка» (Слайд 7)

Весёлый, весел, весёлая, весело, веселое, весе

Что заметили? (изменилось окончание)

Основа изменилась? (нет)

Что это значит? Значит, эти все слова - формы одного и того же прилагательного весёлый.

С какими формами вы уже знакомы? А с какой нет?

(Слайд 8)

На какой вопрос отвечают прилагательные во втором столбике? ( каков?, какова?, каково?).

Как можно назвать такие прилагательные, почему? (краткие)

Догадались какая тема? (полные и краткие прилагательные) (Слайд 9)

Записываем в тетради число, тему урока

IV Целеполагание.

Формулируют цели, исходя из вопросов.


Что мы можем узнать о краткой форме прилагательных? (как образовались, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи?) исходя из ответов формулируют цели, дополняю

V.Организация познавательной деятельности





Читают стихотворение. Выписывают краткие прилагательные, используя полученные знания.

1. небосклон - часть неба над горизонтом

2. лазурь - светло-синий цвет, синева

3. слепит - мешает видеть, смотреть

4. очи - глаза











Класс делится на четыре группы. Наблюдают, как изменяются краткие прилагательные; делают вывод.











Заполняют схему или таблицу, обобщающую выводы (работа в парах).

Прилагательные

Полные

Краткие

Изменяется по падежам, родам, числам, т.е. склоняются.

Изменяются только по родам и числам

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Являются определениями

Являются сказуемыми






Физминутка



Создают предложения, например: Лес близок. Озеро близко. Роща близка. Дуб высок. Береза высока. Сосны высоки.









Работа с учебником




Находят краткие прилагательные, используя полученные знания.




Решение проблемной задачи.

Повторение и закрепление ранее изученного.









Чувствуют ситуацию успеха, мотивирующую их к включению в дальнейшую познавательную деятельность; находят выход из предложенной учителем ситуации; делают вывод по этому виду работы.


























Выполняют творческую работу.













Выбирают лучший вариант для ответа.

Итак, ребята, прилагательные бывают полными и краткими.


  1. Выпишите краткие прилагательные.

Давайте сейчас обратимся к стихотворению

Прочтите его. (Слайд 10)

Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А Баратынский

Проверьте, краткие прилагательные тут – чист,ясен,шумен,душист.

2. Мини– исследование (работа в группах). (Слайд 11)

Для того чтобы использовать кр.прил. нам нужны новые знания. Чтобы лучше изучить краткое прилагательное, надо провести наблюдение, как оно изменяется.

Группам предлагаются таблица и карточки с прилагательными ясен, чист, шумен, душист. Задание группам: проследить, как изменяются краткие прилагательные, на какие вопросы отвечают, чем являются в предложении. Для этого меняйте формы слов, составляйте предложения.

Выводы ребят.

Теперь сравните полные и краткие прилагательные.

(В парах)


(Слайд 12 ) Совпало?

А теперь трудный, но интересный вопрос: почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?

(Если затрудняются, задать наводящие вопросы: с каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное, в каком падеже стоит подлежащее?)

Вывод: Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и ему не нужны падежи).


Слайд 13

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Нагнулись, потянулись,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



3.Работа с учебником

Обратимся к учебнику. Стр.92, упр. 589

- Как изменилось ударение в прилагательных? ( в форме женского рода и множественного числа)

Вывод: В кратких прилагательных часто окончание является ударным лишь в форме женского рода, в остальных формах ударение падает на основу.



4.Решение проблемной задачи. Закрепление

Отгадайте.

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко,

Путь дорожку до зари

Освещают фонари;

На больших столбах подряд

Лампы белые висят(……………………..) Слайд 14

Ландыш – цветок с сильным «характером». Он не жалует многих соседей по вазе и только голубоглазой красавице-незабудке делает исключение. Ландыш – любимый цветок многих народов. Во Франции даже праздник ландышей есть. На Руси много прекрасных легенд сложено об этом цветке.

«Славянская легенда о ландыше»

Удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, гуляя поздно по лесу, увидела она Садко, обнимавшего свою невесту Любаву. Гордая царевна отвернулась и пошла прочь. И только луна была свидетельницей, как из ее глаз катились чистые девичьи слезы, и, упав на землю, превращались в нежные ландыши.

Учитель предлагает вспомнить правила правописания Ь на конце существительных после шипящих.

___________________________________________

Как вы думаете, пишется ли Ь на конце кратких прилагательных после шипящих? Вам поможет учебник


Заполните таблицу «Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи»

Если вы правильно расставите «+» и «-», то в итоге у вас получится интересная фигура ().

Слайд 15-16


(Часто ли мы используем в своей речи краткие прилагательные?

краткие прилагательные чаще всего используются в книжной речи. Они обладают исключительной выразительностью в сравнении с полными прилагательными, так как краткие формы называют не постоянный, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени признак.)

5. Игра «Поработай корректором».


- Ребята, а сейчас вам надо исправить ошибки в употреблении кратких прилагательных, описывающих лес. Вам предложены карточки с предложениями, которые нуждаются в корректировке (изменении).

- Прочитайте эти предложения и дайте правильный вариант написания.

- Расположите карточки в правильном порядке.

Карточка.

Лесные жители очень радые весне.

Небо ясна. Воздух чист. День весной светл, тёпл.

Распускаются первые цветочки. Появляются первые ландыши. Они пахуче.

Наш лес весной очень красивен.

Эталон появляется на доске. Слайд 17

Наш лес весной очень красив.

Распускаются первые цветчоки. Появляются первые ландыши. Они пахучи.

Небо ясно. Воздух чист. День весной светел, тёпел.

Лесные жители очень рады весне!


.



VI Подведение итогов. Рефлексия.

Обращают внимание к записи темы урока и целей, мысленно соотнося их с теми знаниями, которые получили на уроке.

Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы «ИТОГ». Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным.




















Слушают задания на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.

1. - Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?


-Что нового вы узнали на уроке?

-Чем отличается полная форма прилагательного от краткой?

-Дружит ли краткая форма прилагагательных с основой на шипящий с Ь?

-Составим синквейн по теме урока.

Прилагательные

Краткие и полные

Дополняют, украшают, уточняют

Без них скучно!

Эпитеты

Слайды 18

Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья.

А тем, кто сегодня получил мало листочков, желаю работать. Вам нужно немного остановиться, взять на заметку те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было.

Слайд 19




2. Домашнее задание. Слайд 20

1) П.104, упр.593,595;

2) Мини-сочинение «Мой друг» с употреблением полных и кратких прилагательных.


Слайд 21