СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация". Самоанализ урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация". Самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация". Самоанализ урока»

Конспект урока русского языка в 5 «Г» классе

учителя первой квалификационной категории МБОУ «Школа №70»

Коновой Ю.Г.

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация. Повторение».

Тип урока: урок – повторение

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование: мультимедийный проектор, опорный конспект урока, презентация

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

1.      Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

2.      Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

3.      Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.

Планируемые результаты:

- личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять; извлекать нужную информацию.


Ход урока

Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверка домашнего задания

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Назовите, пожалуйста, названия всех членов предложения. Дайте краткую характеристику каждому члену предложения: на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен, как подчеркиваем в предложении.

Ответы учеников (фронтальный опрос): Подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение. И т.д.

Учитель: Хорошо! Скажите, все вы, наверно, собирали когда-то конструктор? Сейчас мы тоже соберем конструктор, но не обычный: мы по инструкции будем собирать предложение. Посмотрите на экран.

(Слайд 1) Шаг 1. Из предложения

«С тихим шорохом пробежал по саду ветерок»

нужно взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе.

Учитель: Запишите, пожалуйста, слово, которое у вас получилось (Тихая)

(Слайд 2) Шаг 2. Из предложения

«За ночь земля покрылась пушистым снегом»

нужно взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее. (Ответ: Ночь)

(Слайд 3) Шаг 3. Из предложения

«Мама от усталости опустилась на диван»

нужно взять сказуемое. (Ответ: опустилась)

(Слайд 4) Шаг 4. Из предложения

«Над городом пролетел быстрокрылый самолет»

нужно взять обстоятельство, но используйте его с предлогом винительного падежа.

(Ответ: На город)

Учитель: Радель, прочитай, пожалуйста, предложение, которое мы «сконструировали»

Ученик: Тихая ночь опустилась на город.

Учитель: Правильно. Ребята, у всех получилось такое предложение? Хорошо. Продолжим нашу игру с конструктором. На экране вы видите «детали» – это слова. Чтобы построить предложение, вы должны расположить их в таком порядке: обстоятельство, сказуемое, определение, подлежащее, союз, определение, дополнение, сказуемое, дополнение, определение, дополнение (Слайд 5)

Учитель: Кто готов прочитать получившееся предложение? Никита, пожалуйста!

Ученик: За горизонт садилось огромное солнце и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

Учитель: Замечательно! Виолетта, назови мне, пожалуйста, грамматическую основу данного предложения.

Ученик: Солнце садилось, освещало.

Учитель: Это предложение простое или сложное?

Ученик: Предложение имеет одну основу, простое, осложнено однородными членами.

Учитель: Нужна ли в данном случае запятая в предложении?

Ученик: Запятая не нужна, т.к. союз «И» соединяет однородные члены.

Учитель: Прекрасно! Смотрим на следующий слайд.

(Слайд 6) Свои наряды поменяли все деревья: осинки, клены, березки. Нужно расположить слова в следующем порядке: определение, дополнение, сказуемое, определение, подлежащее.

Учитель: Фаиль, прочитай, пожалуйста, предложение. Как ты расставил знаки препинания в нем? Чем осложнено данное предложение?

Ученик: Данное предложение осложнено однородными членами, при которых есть обобщающее слово «деревья». После обобщающего слова мы должны поставить двоеточие.

Учитель: Хорошо! А теперь немножко разомнемся. Я буду зачитывать предложения. Если предложение простое, вы остаетесь сидеть на месте, а если предложение сложное, вы встаете и поднимаете руки вверх. (Каждое предложение при этом анализируется одним учеником: ученик объясняет, почему он считает это предложение сложным или простым)


Наступила поздняя осень, и птицы больше не поют в лесу.

Волны грозно ударялись о берег, рассыпались на капли и убегали назад.

Зимой лес загадочен, будто он скрывает он нас какую-то великую тайну.

Белка скакала с ветки на ветку, а я наблюдал за ее передвижениями.

На Черное море летом съезжаются отдыхающие не только из разных уголков России, но и из ближнего и дальнего зарубежья.

Моя мама любит кататься на лыжах и получать от этого огромный заряд бодрости.


Учитель: Хорошо! Внимание на экран. Прочитайте, пожалуйста, про себя предложения, которые перед вами. Они вам понятно? Почему нам сложно понять, о чем идет речь в предложениях?

Ученики: В предложении не расставлены знаки препинания.

Учитель: Спишите предложения в тетрадь, расставляя знаки препинания в них.

(Слайд 7)

Ольга сидела на скамейке которая находилась в парке и ждала подругу.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

Когда солнце село с блеяньем и ревом прошло стадо.

(Слайд 8) Проверь себя!

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в парке, и ждала подругу.

Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах.

Когда солнце село, с блеяньем и ревом прошло стадо.

(Пунктуационный разбор предложений. Фронтальный опрос)

Учитель: И последнее задание на сегодня – небольшая самостоятельная работа по теме «Прямая речь». Но прежде чем мы начнем ее выполнять, давайте вспомним, что такое прямая речь и какие знаки препинания ставятся при прямой речи.

(Ответы учеников)

Учитель: Ваша задача – записать предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания. Тетради я соберу, так что каждый за сегодняшнее занятие получит оценку.

Девочка тихо спросила: «Можно войти в класс?»

«В твоем докладе три ошибки», - сказал учитель.

«Куда ты собрался?» - спросила мама.

«Не может этого быть!» - воскликнул Петя.

«Уж сколько раз твердили миру», - так начинается знаменитая басня И.А.Крылова.

На столбе висело объявление, и я прочитал про себя: «Найден чемодан, обращаться к охраннику».

Учитель: Ребята, запишите домашнее задание – упражнение 258. Прочитайте задание к упражнению. Если есть какие-то вопросы по упражнению, вы можете их задать. Спасибо за урок!








Конова Ю.Г.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №70»



Самоанализ урока русского языка в 5 «Г» классе

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация. Повторение».

Тип урока: урок – повторение

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование: мультимедийный проектор, опорный конспект урока, презентация

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

1.      Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

2.      Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

3.      Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.

Планируемые результаты:

- личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять; извлекать нужную информацию.

Структура урока:

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи.

  4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, комментирование.

  5. Письменная самостоятельная работа.

  6. Информация о домашнем задании (комментирование).

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела «Синтаксис и пунктуация».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Правильно распределено время на этапы урока, «связки» между этапами логичны. На уроке были использованы следующие формы работы: индивидуальная, коллективная, самостоятельная, самооценка, самопроверка, обобщение, работа с пунктограммами.

Задания были разнообразны и подобраны таким образом, чтобы учащиеся не уставали от монотонной работы.

Для решения познавательных и регулятивных задач поставленных на урок задавала вопросы по обобщению и систематизации имеющейся у ребят информации. Считаю, что подобные вопросы помогают ребятам включиться в работу. На уроке учащиеся активно отвечали на поставленные вопросы, следовательно, они быстро включились в работу.

Каждое задание комментировалось, ответы на них проговаривались.

На всех этапах урока почти все ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. 

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Теория опиралась и подкреплялась практическими заданиями.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока. Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен.

На уроке выполнили большой объём работы. Были соблюдены все структурные элементы урока, физминутка была проведена.