СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Обособление уточняющих членов предложения»    

Цели урока:

1.Общеобразовательные

-отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения

-научить отделять уточняющие члены предложения запятыми

-научить конструировать предложения с уточняющими членами

2.Развивающие

-активизировать познавательную деятельность учащихся

-стимулировать и развивать мыслительные процессы

-развивать память, внимание , быстроту реакции

Ход урока:

I.        Лингвистическая разминка.

1.Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе»

«Обособление уточняющих членов предложения»

Цели урока:

1.Общеобразовательные

-отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения

-научить отделять уточняющие члены предложения запятыми

-научить конструировать предложения с уточняющими членами

2.Развивающие

-активизировать познавательную деятельность учащихся

-стимулировать и развивать мыслительные процессы

-развивать память, внимание , быстроту реакции

Ход урока:

I.        Лингвистическая разминка.

1.Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва

«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык - более точный показатель человеческих качеств и культуры».

- Учащиеся определяют главную мысль высказывания и приходят к выводу: человек должен стремиться овладеть орфоэпическими нормами, чтобы быть культурным и образованным.

2. А можем ли мы считать себя образованными людьми, давайте проверим.

1 Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».

- Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены)

- Как выражается обособление на письме? В устной речи ? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).

- В каком случае обособляются определения ,приложения ?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению ,имеют дополнительное обстоятельственное значение ,относятся к имени собственному)

- Каковы правила обособления обстоятельств? (обособление обстоятельств , выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)

- В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства ( если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.

В рабочем листе учеников даны предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Ученики читают предложения и устно объясняют постановку знаков препинания .

1.Ваза ,стоявшая на столе ,поразила меня.

2. Она ушла, не закрыв за собой дверь.    

3. Настя, трехлетняя девочка, осталась в избе.

4.Данко бросился вперед , высоко держа горящее сердце.

5. Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку.

2.Объяснение нового материала: «Обособление уточняющих членов предложения»

МЫ ПРОДОЛЖИМ ИЗУЧАТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

На доске написаны предложения:

а) Завтра мы пойдем на экскурсию.( в 10 часов)

б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)

в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)

- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения , сделать их более точными, ясными.

Учащиеся приводят свои примеры уточнения.

- Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях?

        

Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

- Для чего нам нужно употреблять в речи уточняющие члены предложения ?

а) Чтобы не ошибиться при назначении места встречи (где , когда ,когда именно) Я у аптеки , а я в кино ждала вас. Так значит завтра на том же месте , в тот же час.

б) Уточняющие члены предложения создают образ, имеют художественную

ценность. Золотая , с желтыми листьями, осень землю украшает.

в) помогают раскрыть различные чувства. Мы беседовали хорошо, по-дружески.

Какие члены предложения называются уточняющими ? Как выделяются в устной речи ?В письменной ?

Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.»

Обособляются слова и словосочетания ,уточняющие смысл предшествующих слов

Уточняющие обстоятельства места

Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу.

Уточняющие обстоятельства времени

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

Уточняющие обстоятельства образа действия              

Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость, приехавший из Самары.

Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

Уточняющие приложения с союзом или (= то есть)

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением, несмотря на, например,  и т.д)

Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.

6.Закрепление материала.

Выборочное (осложненное ) списывание.

Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.

А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.

2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.

2.Сегодня ,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.

В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценит(т ,ть )ся своим мехом.

2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.

Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.

2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.

После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку.

4.Конструирование предложений.

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .

а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.

Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .

б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .

Около дома , на скамейке , сидели дети.

в) Изучаем , то есть , мы , предложения ,науку , о , словосочетании , предложении , и.

Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.

У доски три ученика составляют предложения с уточняющими членами , прикрепляя магнитами слова к доске и объясняют постановку знаков препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.

5.Составить схемы предложений с уточняющими членами .(Аудирование)

Предложения зачитываются один раз (без повторения). После каждого предложения ученики записывают схемы предложений в своей тетради.

Затем схемы предложений записываются на доске .

Поздно вечером , часов в одиннадцать , я вышел в сад

Вправо от дома , на берегу реки , раскинулся огромный парк.

Мы беседовали хорошо , по-дружески.

В воздухе изредка появлялись белые комары , то есть снежинки.

Он работал весело , с огоньком.

Проверка:

когда , когда именно ,

где , где именно ,

как , как именно .

Что , то есть .

как , как именно.

6.Рефлексия. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- В каких случаях употребляются уточняющие члены предложения?

Д/З пар. 52, упр. 325