СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений.

Цели урока : совершенствовать умения опознавать сложные предложения; разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений; определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Задачи:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

  • усвоить знание понятия о сложных предложениях, классификации типов сложных предложений;
  • усвоить алгоритм определения видов сложных предложений;
  • сформировать умения разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений.
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки у обучающихся.
  • Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
  • Извлекать нужную информацию.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 9 классе»



Тема: Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений.

Цели урока : совершенствовать умения опознавать сложные предложения; разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений; определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Задачи:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

  • усвоить знание понятия о сложных предложениях, классификации типов сложных предложений;

  • усвоить алгоритм определения видов сложных предложений;

  • сформировать умения разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений.

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки у обучающихся.

  • Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

  • Извлекать нужную информацию.

Ход урока

Организационный этап.

I Актуализация опорных знаний.

Мы будем продолжать заниматься таким разделом науки о языке, как синтаксис.

-Давай вспомним, что изучает синтаксис?

-Назови типы предложений (простые и сложные)

- Чем предложения могут быть осложнены?

Постановка проблемы урока. Мотивация учебной деятельности.

Сравним предложения:

1. На первой парте сидит ученик, читающий книгу. Дай характеристику предложению (одна грамматическая основа- простое предложение)

2. На первой парте сидит ученик, который читает книгу (сложное предложение).

-Как ты думаешь, какая тема нашего урока?

-Сформулируй цели и задачи урока

  1. В результате изучения данной темы, какое знание нам нужно усвоить? (усвоить знание понятия о сложных предложениях; классификации типов сложных предложений);

  2. Что мы научимся понимать? (понимать классификацию типов сложных предложений);

  3. Какие умения необходимо освоить в рамках изучения данной темы? (сформировать умения разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений).

В каком случае цель будет считаться достигнутой?

Так для чего же нам нужны сложные предложения?

Теперь соедини эти два действия и сделай вывод (показать связь явлений и действий)

-Сравни следующие предложения

Отец рассердился. Мальчик таскал кота за хвост.

Отец рассердился, потому что мальчик таскал кота за хвост ( показать зависимость явлений и действий)

Я боюсь. Экзамен будет сложным.

Я боюсь, что экзамен будет сложным (передать отношение говорящего к ситуации)

Не следует путать сложные предложения с простыми осложненными предложениями.

Самый простой способ определить вид предложения – выделить основу или основы.

Листья сталкивались, кружились, а потом медленно оседали на асфальт.

Перед нами простое предложение, осложненное однородными сказуемыми.

Листья оседали на асфальт, и ветер разносил их по улице.

Это сложное предложение. Основы – листья оседали и ветер разносил.

Пары, кружившиеся в вальсе, не замечали ничего вокруг. Это простое предложение, осложненное причастным оборотом.

Пары кружились в вальсе, танцующие не замечали ничего вокруг.

Это сложное предложение.

Сложные предложения также могут осложняться.

Как только выпал снег, ребятня, скользя и падая, понеслась лепить снеговика.

Перед нами сложное предложение, осложнённое деепричастным оборотом.

Предикативные части сложных предложений могут быть односоставными или неполными.

Вечерело, и мы собирались домой. Первая часть сложного предложения – односоставное безличное предложение.

Когда рассветет, отправлюсь в путь. В этом предложении обе части односоставные. Первая часть – безличное предложение, а вторая – определенно-личное.

Иногда посуду моет мама, а иногда – я. Вторая часть предложения неполная. Пропущено сказуемое и дополнение. Из-за этого может показаться, что перед нами простое предложение. Но если мы восстановим пропущенные члены, станет ясно, что предложение сложное: Иногда посуду моет мама, а иногда посуду мою я.

В речи не следует чересчур увлекаться сложными предложениями.

И устное, и письменное высказывание разумнее разбить на более короткие предложения.


II Изучение нового материала.

    1. Работа с учебником. Прочитать правило на стр.24.

    2. Выполним упр. 31. ( Выписать сложные предложения, подчеркнуть грамматические основы)

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

-Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

Союзной Бессоюзной

Союзная связь (союзные предложения) – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов. Выделяют:

сочинительная синтаксическая связь (сложносочиненные предложения) – сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов .

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

подчинительная синтаксическая связь (сложноподчиненные предложения) . Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение). Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

 Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

  • сложносочинённые

  • сложноподчинённые

  • бессоюзные

ССП

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

СПП

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

БСП

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

III. Этап закрепления знания.

  1. Выполнить задание на карточке (определить типы сложных предложений)

1.Тучки на небе становились все темнее,

И вскоре разразился сильный дождь. (сложносочиненное)

2.Максимка стал засыпать, поэтому последних слов деда уже не слышал.(сложноподчиненное)

3. Солнце поднималось выше, трава под его лучами уже достаточно обсохла. (бессоюзное)

Этап контроля знаний.

1. Составим алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на средство связи:

А. Союзов нет – бессоюзное.

Б. Союз сочинительный - ССП.

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

2. Проверим свои знания с помощью небольшого теста.

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна Б) две В) две и более

  1. Как связаны между собой части в сложном предложении?

А) по смыслу

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

  1. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

  1. Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

А) да Б) нет

  1. Определите вид сложного предложения

 Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

А) сложносочиненное

Б) сложноподчиненное

В) бессоюзное

Проверка ответов.

 IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание: повторить пройденное


Задание. Работа с текстом. (Презентация 2, слайды 9-22).

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение  марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...

     (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…

         (4) - Ну что ты волнуешься? (5)У  мальчика  это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена.

       (8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если  бы она знала, что  из заначек, которые  теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно  было бы  купить  ей  давно  обещанную  шубку,  она не  говорила  бы  так легкомысленно…

        (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего  семейного корабля и вызывали  всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!

         (13)В  конце  концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже  мерещилась  мировая  известность  моего выдающегося    собирателя...

     (15)- Ну-с, брат,  -  обратился  я  как-то к  сыну после  вечернего  чая, в блаженном   предвкушении  потирая   руки. (16) -  Мне   удалось  выцарапать  две прелюбопытнейшие  марочки Британской Гвианы.  (17)Доставай-ка свой альбомчик…(18)-  Понимаешь,  папа... -  сын посмотрел на  меня распахнутыми  до  дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...

     (21)- Потерял?!  -  всхлипнул я и  в предынфарктном состоянии опустился  на диван-кровать.

     (22)-  Ну  что  ты,  папочка!  - снисходительно пожал плечами  сын,  видимо, несколько  шокированный такой вопиющей глупостью  родителя.  (23)- Просто у меня сейчас его нет.

     (24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу?   (26)Молодец!  (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!

     (28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем  не может! (31)Никуда не  может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я  подарил ему  свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и  в кино, и  потом, попозже, съездить  в другие страны...

      (36)- А ты  не жалеешь  о своем альбоме? - безжалостно спросил  я. (37)- Только честно?

     (38)- Да,  папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а  теперь  - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от  радости  тоже  можно плакать?(43) А,  пап? (44)И  мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?

     (46)Ну что  я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому.  (48)Это  был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.

         (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...

                                                                                               (По Л.Куклину)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».

      Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

      Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

      Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

      Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.