I.Оргмомент (психологический настрой) | Громко прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Римовна. Я проведу у вас сегодня урок русского языка. Желаю вам хорошего настроения, быть активными и соблюдать дисциплину. Отгадайте слово. Для этого нужно переставить буквы местами. Что получилось? (телефон). Вот такой телефончик будет сегодня нашим помощником. Если вы будете правильно выполнять задания, то мы будем на экране закрашивать сердечки по одному. За одно задание – одно сердечко. Давайте сегодня наберём много лайков и получим хорошие отметки за урок. Всем удачи! | | Отвечают на вопросы, отгадывают слово. | КУУД: готовность слушать и вести диалог. |
II.Минутка чистописания | Начнём урок с минутки чистописания. Открываем тетради, записываем дату. Какое сегодня число? Месяц? С новой строки пропишем парами буквы Т, т – заглавную и строчную, между ними короткую наклонную линию. Пара – это сколько? Смотрим на доску, на образец. (Показ на доске) Записываем буквы, чередуя с линией. Пропишите в тетради. Кто записал, руку на локоток. Давайте проверим, что получилось. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Найдите самую красивую пару букв у соседа и подчеркните её простым карандашом. Вернули тетради друг другу. Молодцы! Закрасьте на экране красным карандашом первое сердечко слева. | Объясняет, показывает написание букв. | Прописывают букву в тетради. | РУУД: принятие и сохранение учебной задачи. ПУУД: осуществлять сравнение, классифициро-вать. |
V.Постановка проблемы | Запишем в тетради только слова, которые начинаются на согласную букву. Мне нужны два помощника. Кто желает поработать у доски? Остальные работают в тетради. Записываем под диктовку. Река, вода, гроза, солнце. Проверим. На какую орфограмму слова? Как проверить безударную гласную в корне? (подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение). А как записано последнее слово? Сравним. (Если написаны два варианта с ошибками, то посмотреть в телефоне: А посмотрите, как написано слово солнце в телефоне. Как нужно было написать? (с буквой л) Вы услышали звук л? (Нет) Почему нужно писать согласную?) У нас два мнения. Кто прав? Кто не написал согласную, поднимите руки. Почему не записали? (не произносится) А кто написал согласную л? Почему? (Можно проверить). Что нужно выяснить сегодня на уроке? (почему пишется согласная в слове, если её не слышно) В русском языке есть в словах есть согласные, которые мы не слышим, когда произносим слово, но на письме обозначаем буквой. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются такие согласные, когда их нужно писать в слове и составим схему. На доске появляется первая строчка схемы: 1. Звуки. Физминутка | Предлагает задания, наблюдает за работой в парах, организует проверку, общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием. | Выполняют задания, проверяют работу соседа по парте, сравнивают произношение и написание, ставят учебную задачу. | РУУД: ставить учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль. |
VI. Организация восприятия и осмысления новой информации | Ребята, какой предмет является самым главным помощником на уроке? (учебник) Откройте учебник на с.132 и найдите сообщение профессора Самоварова. Кто прочитает? Проверю, как вы внимательно прочитали и поняли. Как называются согласные звуки, которых в слове не слышно, они не произносятся? (непроизносимые) Тема нашего урока «Непроизносимые согласные» Появляется вторая строка схемы: 1.Звуки. 2. Согласные, непроизносимые. Эти согласные не произносятся, но их нужно обозначать буквой, записывать в слове? (Да) Почему? Появляется строки в схеме: 1.Звуки. 2. Согласные, непроизносимые. 3. Не прозносятся, обозначаются, пишутся. 4. Звуки произносятся, буквы пишутся. Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. А какие это согласные буквы, которые не обозначют звуки, мы узнаем, когда выполним упражнение 223 по учебнику. Читаем задание. (Выполнение по заданию). Назовите буквы, которые не обозначают звуков. Как проверить непроизносимую согласную? (подобрать однокоренное слово, в котором звук произносится). (Если дети не могут догадаться – подсказка на экране: солнце – солнышко, сердце – сердечко и тд.) Появляется пятая строка схемы: 1.Звуки. 2. Согласные, непроизносимые. 3. Не прозносятся, обозначаются, пишутся. 4. Звуки произносятся, буквы пишутся. 5. Проверить, подобрать, записать. Какое слово нужно подобрать? (однокоренное) Как подбираем проверочное слово? (чтобы звук произносился, слышался чётко). Появляется шестая строка схемы: 1.Звуки. 2. Согласные, непроизносимые. 3. Не прозносятся, обозначаются, пишутся. 4. Звуки произносятся, буквы пишутся. 5. Проверить, подобрать, записать. 6. Проверочное, однокоренное. 7. Буквы. Верно. Запомните правило русского языка: для проверки непроизносимых согласных, нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся (например, поздно – опоздать). После этого вы пишите букву в слове. Вы все отлично поработали. Закрасьте третье сердечко красным карандашом. | Предлагает задания, наблюдает за работой групп .корректирует их работу. | Находят в учебнике нужную страницу, анализируют, выполняют задания, представляют результат групповой работы. | Чтение: работа с информацией: работать с информацией, представленной в различных форматах (текст, рисунок), умение ориентироваться в учебнике. РУУД: принятие и сохранение учебной задачи. КУУД: Определение путей достижения общих целей ,готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. |
VII.Применение новых знаний | А теперь, я хочу проверить, как вы сумеете правильно записать слова с непроизносимыми согласными. К нам пришло на телефон сообщение. Кто прочитает? Задание: вставь пропущенные буквы. Для этого с соседом по парте обсудите, какую букву нужно вставить. Проверяем. Молодцы! (Звёздный, радостный, свистнул, ужасный, областной). А что заметили? (есть слова, в которых нет непроизносимого согласного). Молодцы! Нужно быть очень внимательным! Непроизносимого согласного в слове может и не быть. Записываем в тетрадь. Закрасьте четвёртое сердечко. Ребята, вы сегодня – большие молодцы! Посмотрите, какая схема по новой теме у нас получилась. | Предлагает задания. | Выполняют задания, работаю со схемой. | Чтение: работа с информацией, представленной в формате схемы. ПУУД: осуществлять классификацию. КУУД: контролировать действия партнёра. |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Подведём итоги урока. С какими согласными мы познакомились сегодня на уроке? (непроизносимыми) -Как надо проверить непроизносимый согласный в слове? (подобрать проверочное слово) Как подобрать проверочное слово? (чтобы согласный звук слышался чётко) Ребята, какое задание для вас сегодня было простым при выполнении? А какое задание вызвало затруднение? Кто считает, что он понял тему урока, закрасьте пятое сердечко. Посчитаем лайки. У кого 4 лайка? У кого 5 лайков? Вы – молодцы, хорошо сегодня поработали на уроке. Этот телефон – ваш помощник! В нём правило по новой теме, которое поможет вам выполнить домашнее задание. Домашнее задание – упр.223, выучить правило. Спасибо вам за урок! | Помогает оценить себя, сделать выводы о полученных на уроке знаниях. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу. | РУУД: оценивать учебные действия; освоение начальных форм познавательной рефлексии. |