Конспект урока по русскому языку во 2 классе
«Что такое глагол?»
Тема. "Что такое глагол?".
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи:
Образовательные:
-
Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
-
научить учащихся находить глаголы в тексте;
-
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
-
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
-
закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
-
учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Развивающие:
-
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
-
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные:
Планируемые результаты
Предметные:
-
находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
-
ставить вопросы к глаголам;
-
повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
-
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
-
составлять словосочетания с глаголами;
-
пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
Личностные:
Демонстративный материал:
Магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, пректор.
Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.
Ход урока
-
Организационный момент
Настроение у нас отличное,
А улыбка дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Начинать урок нам пора!
-
Актуализация знаний
Начнем наш урок с минутки чистописания. Но сначала запишем число и классная работа.
- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.
Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.
Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.
- Буква Е. слайд №1
-Запишите сначала заглавную, а потом прописную букву на новой строчке, соблюдая закономерность.
- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.
- прочитать слова с ударением.
3. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
- Почему оно лишнее? (обозначает действие)
- Как определили, что эти слова – существительные? (отвечают на вопрос кто? Что?)
- Что вы знаете об имени существительном?
Что оно обозначает? (предмет)
На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)
Какие бывают существительные? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)
Назовите одушевлённые имена существительные.
На какие две группы можем разделить слова которые записали ?
( имена сущ. и слова, которые обозначают действие предмета)
4. Постановка темы и целей урока.
- Слово лететь, можно назвать существительным? НЕТ
- Почему?
- А какая это часть речи?
- На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
- Зачем они нам нужны?
- Оживите текст
Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.
- О чём будем говорить на уроке? (О глаголах)
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать
Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , сделаем вместе упр. 116.
- Рассмотрите рисунки.
Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.
(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-ЧТО ДЕЛАЕТ?
- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?» Слайд №2
- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?
Дети читают правило в учебнике.
- Давайте составим предложение по любому рисунку.
(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)
-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.
(Мальчик моет посуду.)
-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
5 . Работа по теме урока
1) - Как распознать глаголы в речи?
- Давайте составим алгоритм. Слайд №3
- Сейчас мы его составим.
1. Поставить к слову вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
3.Определить часть речи
2) Самостоятельная работа.
На экране текст: Слайд №4
- Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подруг.
- Назовите глаголы, докажите.
2.Работа в группах
Ребята, а вы знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери? Давайте запишем рядом с существительным глаголы которые к ним подходят.Слайд №5
Жук, ворона, лев, кошка, корова, воробей, свинья, змея
жужжит, каркает, рычит, мяукает, мычит, чирикает, хрюкает, шипит.
3. Работа по вариантам
- Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери, поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике (стр.69, упр.118)
- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?
- Какие слова он перепутал?
-Давайте восстановим справедливость, запишем стихотворение в тетрадь правильно;
Работаем по вариантам:
1в - 1 столбик;
2в – 2 столбик.
Проверка.
6.ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
7.Продолжение работы по теме урока
Самостоятельная работа Слайд №7
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
- Проверим свою работу (Самоконтроль)
2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном
– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?
- Ваши гипотезы.
- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Распределить и записать слова в два столбика. Сдайд №8
1 столбик – имя существительное
2 столбик – глагол
(У доски работают два человека.)
Слова для диктовки: пила, печь, жгут.
Записи в тетрадях и на доске
Существительное Глагол
Пила пила
печь печь
жгут жгут
- Докажите, что слово пила – это существительное,
- это глагол.
- Чтобы это доказать, что нужно сделать?
- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)
8. Итог урока.
- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?
Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.
9. Рефлексия.
- Какое у вас настроение в конце нашего урока?
- Оцените свою работу на уроке.
У каждого на столе лист самооценки:
! Молодец, всё выполнял верно.
+ Хорошо, но есть ошибки
- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.
Домашнее задание. Стр.69 упр.119