Конспект урока.
Класс: 3
Дата:
Предмет: Русский язык
Урок № 143
Тип урока: изучение нового материала.
Раздел: «Глагол»
Тема: «Времена глаголов»
УМК: « Школа России»
Формы организации деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: электронные ресурсы, учебник «Русский язык» 3 кл., авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями.
Цель: сформировать представление о временных формах глагола, об образовании и различии; ввести правило образования временных форм глагола; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные ууд: проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме; формирование ответственности перед коллективом; формирование познавательной потребности; воспитание стремления к творчеству.
Метапредметные ууд
Познавательные ууд: находить в предложениях глаголы; различать времена глаголов, правильно их употреблять; выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу глаголы, правильно составлять предложения; перерабатывать и обобщать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные ууд: уметь работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; формулировать вопрос ( проблему), с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию; наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; выделять главное.
Коммуникативные ууд: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат; слушать мнения других; адекватно использовать речевые средства для ведения дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные ууд: распознавать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени; правильно ставить вопрос к глаголу; выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Тихонько садитесь. Начинаем урок. Я хотела бы узнать ваш настрой на работу, покажите мне с помощью карточек своё настроение. Думаю, урок у нас пройдёт очень хорошо, а у кого плохое настроение, то в конце урока, я думаю, оно улучшится.
Актуализация знаний.
Речевая разминка
– Прочитайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова и ответьте на вопрос: из-за чего могут петухи драться? (Читает 1 ученик громко)
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
(В. Берестов)
– Как вы думаете, из-за чего петухи могут драться? (из-за территории)
– Как вы понимаете слово распетушиться? (драться)
– По словарю Ожегова: Распетушиться – прийти в возбуждённое состояние, расхрабриться.
– В стихотворении Валентина Дмитриевича Берестова вам понравилось поведение петухов? (нет)
– Почему? (драки ни к чему хорошему не приводят)
– Какая буква в речевой разминке, чаще употребляется и какой звук чаще слышится? (Буква ша и звук ш)
– Охарактеризуйте мне звук ш (согл, тверд, глух)
2. Минутка чистописания.
Свою тетрадь раскрою, с наклоном положу и красиво я писать начну.
Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (ша) (показываю).
Обращаю внимание на осанку детей.
3.Работа в паре.
Распределите данные слова в 2 группы:
- По какому признаку распределили?
[ жот], [ иний], [ жужжал], [зайац], [сонцэ], [празнуйу], [искуства], [паработайэм].
- Устно составьте предложение с существительным солнце.
3. Формулировка темы и целеполагание.
Задание 4. Фронтальная работа.
Прочитайте предложения, записанные на доске.
Весной солнце светит и греет.
Зимой солнце мало светило и хуже грело.
Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.
– Перечислите имеющиеся в предложении глаголы.
-Докажите, что это глаголы.
- Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.
- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? Кроме вопроса « Что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы:
Настоящее время
Что делаю?
Что делает?
Что делаешь?
Что делает?
- Найдите предложение с глаголом, обозначающим действие, происходившее в прошедшее время.
-Назовите вопросы прошедшего времени.
- Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени.
Прошедшее время
Что делало?
Что сделали?
Что делал?
Что сделал?
- Как, по вашему мнению, будет называться время глаголов последнего предложения?
Будущее время
Что сделает?
Что будет делать?
Что сделают?
Что будут делать?
- Как изменяются глаголы?
- Вы догадались о теме сегодняшнего урока? Сформулируйте ее.
4.Работа по теме урока.
Задание 1.
Послушайте стихотворение о времени глагола (выступление учеников):
Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
« Ухожу»,- кричит сегодня.
« А вчера,- кричит,- ушел».
« Завтра,- скажет, -я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Как определить время глагола?
Задание 2.
- Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время. ( Светит солнце. Едут машины).
- Напишите предложения о том, что уже произошло. (Растаял снег).
-Составьте предложения о том, что произойдет. (Скоро закончится урок).
-Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?
-Что можно сказать об этих глаголах?
Задание 3.
Фронтальная работа.
Стр.112, учебно - научный текст о временах глагола, чтение, беседа.
5. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
(Одна бабочка была? А если много?
Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.)
Утром бабочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись,
Раз - росой она умылись,
Два - изящно покружились,
Три - нагнулись и присели,
На четыре – улетели.
6. Работа по учебнику. Закрепление изученного материала
Упр. 196. Фронтальная работа с дальнейшей записью в тетради.
Интеллектуально – преобразовательная деятельность.
1. Работа в паре.
Выборочный диктант.
Выписать глаголы, указать время.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
А сегодня поглядели-
На ольхе сидит скворец.
Прилетели…
Прилетели!
Прилетели наконец!
- Какое время года описывается в стихотворении? Как вы догадались?
Задание 2. Индивидуальная работа .
Упр.197.
Задание на экране.
Выпишите из каждого предложения глагол и определите его время.
Весенний день год кормит. Если петух кричал вечером – погода переменится. Вороны летят под тучи перед ненастьем. Если ночью издалека слышался крик петухов, значит, днем будет дождь.
7. Рефлексия. Самоанализ и самооценка ученика.
Диагностика качества освоения темы.
Задание 1. Работа по карточкам.
Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:
1-вариант – в форме настоящего времени
2-вариант- в форме прошедшего времени.
(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.
8. Подведение итогов.
- Над какой темой урока работали?
- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
- Как изменяются глаголы?
- Как определить время глагола?
- Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.
9. Домашнее задание.
Упр.199 стр.113.