СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Времена глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока построен по всем нормам ФГОС. Прописаны все универсальные учебные действия обучающихся. Данный конспект помощь начинающим педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Времена глаголов"»

Конспект урока.

Класс: 3

Дата:

Предмет: Русский язык

Урок № 143

Тип урока: изучение нового материала.

Раздел: «Глагол»

Тема: «Времена глаголов»

УМК: « Школа России»

Формы организации деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: электронные ресурсы, учебник «Русский язык» 3 кл., авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями.

Цель: сформировать представление о временных формах глагола, об образовании и различии; ввести правило  образования временных форм глагола; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные ууд: проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме; формирование ответственности перед коллективом; формирование познавательной потребности; воспитание стремления к творчеству.

Метапредметные ууд

Познавательные ууд: находить в предложениях глаголы; различать времена глаголов, правильно их употреблять; выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу глаголы, правильно составлять предложения; перерабатывать и обобщать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные ууд: уметь работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; формулировать вопрос ( проблему), с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию; наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; выделять главное.

Коммуникативные ууд: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат; слушать мнения других; адекватно использовать речевые средства для ведения дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные ууд: распознавать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени; правильно ставить вопрос к глаголу; выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Тихонько садитесь. Начинаем урок. Я хотела бы узнать ваш настрой на работу, покажите мне с помощью карточек своё настроение. Думаю, урок у нас пройдёт очень хорошо, а у кого плохое настроение, то в конце урока, я думаю, оно улучшится.

  1. Актуализация знаний.

  1. Речевая разминка

– Прочитайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова и ответьте на вопрос: из-за чего могут петухи драться? (Читает 1 ученик громко)

Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться. 
(В. Берестов)

– Как вы думаете, из-за чего петухи могут драться? (из-за территории)

– Как вы понимаете слово распетушиться? (драться)

– По словарю Ожегова: Распетушиться – прийти в возбуждённое состояние, расхрабриться.

– В стихотворении Валентина Дмитриевича Берестова вам понравилось поведение петухов? (нет)

– Почему? (драки ни к чему хорошему не приводят)

– Какая буква в речевой разминке, чаще употребляется и какой звук чаще слышится? (Буква ша и звук ш)

– Охарактеризуйте мне звук ш (согл, тверд, глух)

2. Минутка чистописания.

Свою тетрадь раскрою, с наклоном положу и красиво я писать начну.

Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (ша) (показываю).

Обращаю внимание на осанку детей.

3.Работа в паре.

Распределите данные слова в 2 группы:

- По какому признаку распределили?

[ жот], [ иний], [ жужжал], [зайац], [сонцэ], [празнуйу], [искуства], [паработайэм].

- Устно составьте предложение с существительным солнце.

3. Формулировка темы и целеполагание.

Задание 4. Фронтальная работа.

Прочитайте предложения, записанные на доске.

Весной солнце светит и греет.

Зимой солнце мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.

– Перечислите имеющиеся в предложении глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

- Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.

- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? Кроме вопроса « Что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы:

Настоящее время

Что делаю?

Что делает?

Что делаешь?

Что делает?


- Найдите предложение с глаголом, обозначающим действие, происходившее в прошедшее время.

-Назовите вопросы прошедшего времени.

- Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени.

Прошедшее время

Что делало?

Что сделали?

Что делал?

Что сделал?

- Как, по вашему мнению, будет называться время глаголов последнего предложения?

Будущее время

Что сделает?

Что будет делать?

Что сделают?

Что будут делать?

- Как изменяются глаголы?

- Вы догадались о теме сегодняшнего урока? Сформулируйте ее.

4.Работа по теме урока.

Задание 1.

Послушайте стихотворение о времени глагола (выступление учеников):

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

« Ухожу»,- кричит сегодня.

« А вчера,- кричит,- ушел».

« Завтра,- скажет, -я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Как определить время глагола?

Задание 2.

- Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время. ( Светит солнце. Едут машины).

- Напишите предложения о том, что уже произошло. (Растаял снег).

-Составьте предложения о том, что произойдет. (Скоро закончится урок).

-Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?

-Что можно сказать об этих глаголах?

Задание 3.

Фронтальная работа.

Стр.112, учебно - научный текст о временах глагола, чтение, беседа.

5. Физкультминутка


Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

(Одна бабочка была? А если много?

Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.)

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз - росой она умылись,

Два - изящно покружились,

Три - нагнулись и присели,

На четыре – улетели.

6. Работа по учебнику. Закрепление изученного материала

Упр. 196. Фронтальная работа с дальнейшей записью в тетради.

Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

1. Работа в паре.

Выборочный диктант.

Выписать глаголы, указать время.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели-

На ольхе сидит скворец.

Прилетели…

Прилетели!

Прилетели наконец!

- Какое время года описывается в стихотворении? Как вы догадались?

Задание 2. Индивидуальная работа .

Упр.197.

Задание на экране.

Выпишите из каждого предложения глагол и определите его время.

Весенний день год кормит. Если петух кричал вечером – погода переменится. Вороны летят под тучи перед ненастьем. Если ночью издалека слышался крик петухов, значит, днем будет дождь.

7. Рефлексия. Самоанализ и самооценка ученика.

Диагностика качества освоения темы.

Задание 1. Работа по карточкам.

Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:

1-вариант – в форме настоящего времени

2-вариант- в форме прошедшего времени.

(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

8. Подведение итогов.


- Над какой темой урока работали?

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Как изменяются глаголы?

- Как определить время глагола?

- Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

9. Домашнее задание.

Упр.199 стр.113.