Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Ёжик – гость нашего урока. Он поможет вам открыть тайну буквы Ё | Слушают учителя | Принимают задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Наблюдение учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Палец очень удивлялся: Как он главным оказался? Мы-то знаем хорошо – Потому что он большой! | Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посад- ки за сто-лом во время письма | Индивидуальная. Практи- ческий | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство с написанием заглавной буквы Ё в «Прописи 4» (с. 12) | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Рассмотрите образец заглавной буквы Ё. – Буква Ё состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию влево; не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки. От этой точки начинаем писать второй элемент. Ведем округлую линию чуть влево, затем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, поднимаемся вверх над нижней линией рабочей строки. Ставим над буквой две точки. – Пропишите элементы буквы Ё в воздухе | Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов | Фронтальный. Наблюдение учителя |
4. Работа в «Прописи 4» (с. 12). Письмо буквы Ё и соеди- нения | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Рассмотрите образец заглавной буквы Ё. – Сколько элементов в букве Ё? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Обведите буквы Ё. – Допишите на первой строке букву Ё и соединение Ёё | Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят элементы буквы и пишут букву Ё, соединение Ёё | Анализируют образец буквы и соединений букв, в соответствии с ним выполняют письмо. Выполняют письмо буквы и соединений безотрывно | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Очень трудно так стоять – Ногу на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться. | Стихотворение декла- мируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкульт- минутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
IV. Закрепление знаний и способов деятельности. Чтение и письмо предложений (с. 12) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение, письмо | – Прочитайте предложения. – Какие эти предложения по цели высказы- вания? – Попробуйте прочитать эти предложения с вопросительным знаком. – Напишите предложения на свободных строках. – Прочитайте предложение в нижней части прописи. – Какое это предложение по цели высказы- вания? – Какой шрифт у предложения? – Каким словам адресовано предложение? – Ответьте на вопрос, используя слова для справок. – Запишите ответы на вопрос | Читают. – Повествовательные. Пишут. Читают вопросительное предложение. – Печатный. – Ёж, ёрш. – Ёж живет в лесу. Ёрш живет в реке | Правильно интонируют при чтении предложения. Составляют вопросительное предложение. Письменно отвечают на вопрос. Выполняют письмо с печатного шрифта | Парный, индивидуальный. Чтение, письмо, устные ответы |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какую букву мы учились сегодня писать на уроке? – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Что получилось? Над чем надо ещё пора- ботать? – Дома потренируйтесь в написании буквы Ё | – Заглавную букву Ё. Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути их устранения | Фронтальный. Устные ответы. Самооценка |
| | | | | | | |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Сегодня мы научимся писать новую букву. – Догадайтесь, какая буква «потерялась», и прочитайте слова. сара… ма…ка откро… ловки… – Сформулируйте тему урока | Слушают, отвечают. – Письмо буквы й | Распознают в словах новый звук. Совместно с учителем формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Пять пальцев». На моей руке пять пальцев. Они пишут и хватают, Моют, чистят и строгают. Они пилят и что-то берут, В них таскают и ими дают. Удивительная семья – Полюбуйтесь, друзья! | Показывают раздвинутые пальцы обеих рук. Имитация движений по тексту. Показывают раздвинутые пальцы обеих рук. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
| | Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять. Все умеют, живут дружно – Ссориться совсем не нужно! | Хлопают в ладоши | | |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство с написанием строчной буквы й. Письмо буквы (с. 13) | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Рассмотрите образец написания буквы й. – Расскажите, как будет двигаться ваша рука. – Самостоятельно напишите элементы и букву й на 1-й строке. – Чем похожи и чем отличаются й и и? Чтобы й не путать с и, Сверху галочку пиши. – Пропишите элементы буквы й в воздухе | Слушают объяснение учителя, рассматривают букву, комментируют письмо буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из трех элементов и имеет сходство с буквой и | Фронтальный. Наблюдение учителя |
4. Работа в «Прописи 4» (с. 13). Письмо слова и предложения | Фронтальная, парная, индивиду- альная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Прочитайте слово. Напишите его под дик- товку друга. – Посмотрите на 2-ю строку. Что вы здесь увидели? – Какое это высказывание по цели высказы- вания? – Выразительно, с интонацией прочитайте предложение. | Читают. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письмо слов и предложения | Пишут слова с изученными буквами под диктовку. Обозначают границы предложения, комментируют его запись. Правильно | Фронтальный, парный, индивидуальный. Устные ответы, письмо |
с комментирова- нием | | – Напишите предложение на свободной строке с комментированием | | интонируют восклицательное предложение | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Птичья зарядка Птица хочет пробудиться, Запевает песню птица, Потому что птице с песней Пробуждаться интересней. В. Берестов | Выполняют движения по тексту за учителем | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкульт- минутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
5. Использование вопросительного слова «какой?» | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте предложение на 4-й строке. – Какое это предложение по цели высказы- вания? – Предложение содержит вопрос «какой?». На этот вопрос отвечают слова, обозначающие характеристику предмета. – Из предложенных слов составьте ответ на вопрос. Замените слово мяч словом он | Читают предложение. Составляют ответ на вопрос и записывают его. – Он красный. Он круглый. Он зеленый | Называют признаки предмета, характеризуют предмет с помощью прилагательных. Заменяют существительное личным местоимением он | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо |
IV. За- крепление знаний и способов деятель-ности. 1. Ана- грамма (с. 13) | Парная, индивиду- альная. Словесный, практический. Разгадывание анаграммы, письмо | – Прочитайте слово на последней строке. – Посмотрите на цифры под буквами. Что они обозначают? – Составьте новое слово, используя буквы, под которыми написаны цифры. – Запишите слово, заменив точки буквами | – Цифры обозначают порядок букв в новом слове. – Чай | Разгадывают анаграмму, выполняют письмо нового слова. Соблюдают правила работы в паре | Парный, индивидуальный. Анаграмма, письмо |
2. Письмо элементов букв, узора, буквы й, соединений ий (с. 14) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо | – Что изображено в верхней части страницы? – Рассмотрите и скажите, элементы каких букв вы узнали. – Что хочет сказать нам Карандашик? – Обведите элементы букв, узор. Впишите нужные буквы в квадрат. – Напишите букву й и соединение ий на 1-й строке | – Элементы букв. Отвечают на вопросы, обводят элементы букв и узор, вписывают буквы | Анализируют и распознают элементы букв, правильно их называют, безотрывно выполняют узор | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо |
3. Слого-звуковой анализ слов (с. 14) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо, анализ слов | – Рассмотрите схемы слов, прочитайте слова к ним. Выполните слого-звуковой анализ слов мой, мой, свой, твой. – Запишите на свободных строках данные слова | Читают и анализируют слова по схемам | Выполняют слого-звуковой анализ слов, различают согласные и гласные звуки | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо |
4. Работа с предложением (с. 14) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение, письмо | – Прочитайте предложение. – Какое это предложение по цели высказы- вания? – Напишите предложения на свободной строке. – Кто нарисован внизу? – Прочитайте слово на последней строке. О ком будем составлять предложение? – Составьте предложения про зайку, используя слова для справок. – Запишите предложения | Читают предложение. – Повествовательное. – Зайка. – Он. О зайке. – Он беленький. Он серенький. Он пушистый | Правильно интонируют при чтении предложение. Составляют предложение и записывают его. Выполняют письмо слов с печатного шрифта | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, чтение, письмо |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Кто сегодня не зря был на уроке? – Кто доволен собой? Кому нужна помощь? – Кто может помочь? | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути их устранения | Фронтальный. Устные ответы. Самооценка |
| | | | | | | | | | | | |