Конспект урока
МКОУ «Первомайская СОШ» Кизлярского района РД.
ФИО учителя: Гасмзаева Ашура Рабадановна
Предмет: Технология
Тема урока: «Бюджет семьи» 8 кл.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о понятии «бюджет семьи», изучить структуру и планирование семейного бюджета, о правилах ведения домашнего хозяйства.
Задачи урока:
- образовательные:
1. познакомить с понятиями «бюджет семьи»;
2. дать представление о структуре семейного бюджета;
3. выработать умение анализировать бюджет семьи.
- воспитательные:
1. вовлечь в активную практическую деятельность;
Воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности, ответственность и экономность;
2. совершенствовать навыки общения, работы в группах.
- развивающие:
1. Формировать навыки ведения домашней финансовой документации;
2. Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;
3. развивать умение выделять главное в изучаемом материале,
4. развивать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и делать выводы, логически излагать мысли,
5. развивать у учащихся внимание и творческое искание.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас
Проверка явки и готовности обучающихся к уроку.
2.Актуализация знаний обучающихся. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
1.Что такое семья? (Семья - это важнейший источник социального и экономического развития общества)
2.Какие функции выполняет семья? (Семья выполняет следующие функции: репродуктивную, коммуникативную, рекреативную, социальную, экономическую)
3.Вся наша деятельность направлена на удовлетворение насущных потребностей человека. На какие группы делятся потребности? (Потребности рациональные (разумные), потребности ложные (неразумные), материальные, духовные).
3. Определение темы и цели урока.
Что необходимо для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи? (выбрать эффективные средства для удовлетворения потребностей, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени).
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Бюджет семьи», изучим его структуру, принципы его планирования и определим вашу роль в увеличении доходной части бюджета.
4.Изложение программного материала.
Семейный бюджет – это важная составляющая благополучия в семейной жизни. Ведь если научиться грамотно планировать бюджет, то жизнь всех членов семьи будет поддерживаться на достаточно высоком уровне.
1. Бюджет семьи - структура всех её доходов за определённый период времени (месяц или год).
Бюджет также выполняет ограничительную или функцию контроля, поскольку он заставляет задуматься о том, сколько денег необходимо потратить. Бюджет регулирует доходы и, в частности, расходы, таким образом, выполняет функцию регулирования.
Структура семейного бюджета многообразна. Он содержит много разделов и элементов. Сначала рассмотрим самые важные разделы. Среди них выделяются доходы и расходы.
Доход – это общая сумма денежных средств и материальных благ, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период. Расход –уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала.
1.Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается?
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Все семейные доходы можно разделить на два типа: денежные и натуральные. Основным доходом семьи являются деньги. В свою очередь, они могут быть разделены на несколько групп:
– заработная плата;
– пенсии, стипендии и другие материальные пособия;
– прочие доходы;
– доходы от частной и предпринимательской деятельности;
– сбережения;
– натуральные доходы.
Самым весомым компонентом общего дохода семьи всегда была заработная плата.
2. А теперь подумайте, на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами?
(На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т. д).
Расходы – это затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий или оплату услуг.
Давайте представим бюджет семьи как весы. На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые поступили, а на другой чаше будем ставить гирьки расходов. Потратили на что-то деньги – ставим гирьку на весы. Если обе чаши будут в равновесии, то расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный.
Если же расходы перетянули чашу, то бюджет имеет дефицит.
- Что произошло? (Потратили больше денег, чем заработали, пришлось брать в долг).
А вот если перетянет чаша с доходами, тогда бюджет будет называться избыточным.
- Что это означает? (Значит, потратили меньше денег, чем заработали).
Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет.
Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные .
1.Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, оплата услуг страховых компаний, проездной билет и т.д.).
2.Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
а) Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования; верхняя одежда; бытовая техника, материалы на ремонт и т. д).
б) Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (закупка семян и удобрений, заготовка ягод и овощей и т. д).
в) Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т. д.).
Если все расходы осуществляются в соответствии с планом, то, независимо от размера бюджета и способа его планирования, семье в любой ситуации не будет угрожать финансовый кризис. Благосостояние семьи зависит не от величины заработной платы, а от того, насколько правильно семья распределяет те средства, которыми располагает. Награда за грамотное обращение с личными финансами – финансовая стабильность, образованные дети и безбедная старость.
2. Коммунальные платежи.
- плата за газ, воду, отопление, радио, телефон, Интернет.
Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчетным книжкам или квитанциям оплаты, через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.
3. Планирование расходов семьи.
Значительную часть расходной статьи бюджета (40 %) составляют расходы на питание.
Они зависят от принятого режима питания.
Финансовая безграмотность является одной из важнейших проблем в планировании семейного бюджета. Многие семьи несерьезно относятся к планированию семейного бюджета.
Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т.е. рассчитывать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов. Не стоит экономить на всем, ведь нельзя исключить затраты на питании, здоровье, образовании. Если своевременно вносить некоторые корректировки и навести порядок в своем бюджете, то со временем выработается правильный подход к планированию бюджета, как краткосрочного, так и долгосрочного.
5. Физминутка. Гимнастика для глаз.
6. Закрепление нового материала.
Вопросы:
1. Что такое бюджет семьи, и каким он бывает?
2. Каким бывает бюджет семьи?
3. Что такое расход, доход?
4. Какие вы знаете обязательные платежи?
5. «Не доходом разживаются, а расходом». Объясните.
8. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
9.Домашнее задание:
Подготовить сообщение на одну из тем: «Способы экономии средств в семье», «Бюджет семьи».