СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме :"АТФ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме :"АТФ"»



Предмет – Биология

Класс- 10

Дата - ____



Тема урока: «АТФ и др. орг. соединения клетки»

Цель урока: изучить строение АТФ .

Задачи:

1. Обучающие:

  • познакомить учащихся со строением и функциями молекулы АТФ;

  • познакомить с другими органическими соединениями клетки.

  • научить школьников расписывать гидролиз перехода АТФ в АДФ, АДФ в АМФ;

2. Развивающие:       

  • сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме;

  • расширить знания о энергии химических связей и витаминах

  • развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление;

  •  углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;

  •  отработать навыки образования АМФ из АТФ и наоборот.

3. Воспитательная:   

  • продолжить развивать познавательный интерес строения элементов молекулярного уровня любой клетки биологического объекта.

  • сформировать толерантное отношение к своему здоровью, зная какую роль играют витамины в организме человека.

Оборудование: таблица, учебник, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

  1. Опрос д/з;

  2. Изучение новой темы;

  3. Закрепление новой темы;

  4. Домашнее задание;

План урока:

  1. Строение молекулы АТФ, функция;

  2. Витамины: классификация, роль в организме человека.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

  1. Строение ДНК и РНК (устно)- фронтальный опрос.

  2. Построение второй цепочки ДНК и и-РНК (3-4 чел.)

  3. Биологический диктант (6-7)  1 вар. нечетные номера, 2 вар.-четные

1)                Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

2)                Если нуклеотидный состав ДНК –АТТ-ГЦГ-ТАТ-, то каким должен быть нукеотидный состав и-РНК?

3)                Укажите состав нуклеотида ДНК?

4)                Какую функцию выполняет и-РНК?

5)                Что является мономерами ДНК и РНК?

6)                Назовите основные отличия и-РНК от ДНК.

7)                Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между: …

8)                Какой из видов молекул РНК имеет самые длинные цепочки?

9)                Какой вид РНК  вступает в реакцию с аминокислотами?

10)           Какие нуклеотиды входят в состав РНК?

Ответы:

1)                Урацил

2)                УАА-ЦГЦ-АУА

3)                Остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

4)                Снятие и перенос информации с ДНК

5)                Нуклеотиды,

6)                Одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию

7)                Остаток фосфорной кислоты и сахарами соседних нуклеотидов

8)                И-РНК

9)                Т-РНК

10)           Аденин, урацил, гуанин, цитозин.

(ноль ошибок – «5», 1 ош – «4», 2 ош. – «3»)

III. Изучение нового материала

Какие виды энергии вам известны? (Кинетическая, потенциальная.)

 Эти виды энергии вы изучали на уроках физики. В биологии тоже есть свой вид энергии - энергия химических связей. Предположим, вы выпили чай с сахаром. Пища поступила в желудок, там разжижается и направляется в тонкий кишечник, где идет её расщепление: крупные молекулы до мелких. Т.е. сахар-это углевод дисахарид, который расщепляется до глюкозы. Она расщепляется и служит источником энергии, т.е.50%энергии рассеивается в виде теплоты для поддержания постоянной t тела, и 50% энергии, которая превращается в энергию АТФ, она хранится для нужд клетки.

Итак, цель урока - изучить строение молекулы АТФ.

  1. Строение АТФ и ее роль в клетке (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков учебника.)

АТФ был открыт в 1929 г. Карлом Ломанном, а в 1941 году Фриц Липман показал, что АТФ является основным переносчиком энергии в клетке. АТФ содержится в цитоплазме, митохондриях, ядре.

АТФ - аденозинтрифосфат - нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и 3-х остатков Н3РО4, соединенных поочередно.



Это неустойчивая структура. Если отделить 1 остаток НЗР04, то АТФ перейдет в АДФ:

АТФ+Н2О =АДФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж

АДФ- аденозиндифосфат

АДФ + Н2О = АМФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж

Остатки фосфорных кислот соединены значком   , это макроэргическая связь:

При её разрыве выделяется 40кДж энергии. Ребята, записываем превращение АДФ из АТФ:

 Итак, что вы можете сказать о строении АТФ и ее функциях?

  1. Витамины и другие органические соединения клетки.

Кроме изученных органических соединений (белки, жиры, углеводы) есть органические соединения- витамины. Вы едите овощи, фрукты, мясо? (Да, конечно!)

Все эти продукты содержат большое количество витаминов. Для нормального функционирования нашего организма витаминов, поступающих с пищей, нужно небольшое количество. Но не всегда тот объём продуктов, который мы употребляем, способен восполнить наш организм витаминами. Одни витамины организм может синтезировать сам, другие же поступают только с пищей (н., витамин К, С).

Витамины – группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.

Все витамины принято обозначать буквами латинского алфавита-А, В, D, F...

По растворимости в воде и в жирах витамины делят на:

                                ВИТАМИНЫ

 

 

Жирорастворимые                            Водорастворимые

Е, A, D К                                                       С, РР, В

 

Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов.

Витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.

Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок.

С нарушением поступления витаминов в организм связаны два принципиальных патологических состояния:

Гиповитаминоз – недостаток витамина.

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Авитаминоз – полное отсутствие витамина.

 

IV. Закрепление материала

Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы:

  1. Как устроена молекула АТФ?

  2. Какое значение играет АТФ в организме?

  3. Как образуется АТФ?

  4. Почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими?

  5. Что нового вы узнали о витаминах?

  6. Зачем нужны витамины в организме?

 

V. Задание на дом

Изучить § 1.7 «АТФ и другие органические соединения клетки», ответить на вопросы в конце параграфа, конспект выучить




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!