СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. 11 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК 2. Задачи. Совершенствовать технику низ­кого старта и стартового разгона, перехода к бегу по дистанции. Учить технике прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись» (девушки — способом «со­гнувшись»). Способствовать развитию физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, гибкости). Сообщить информацию о биохимических основах быстроты.

Вводная часть (1214 мин.). Построение. Со­общение задач урока. Строевые упражнения.

Ознакомить с биохимическими основами бы­строты.

Физиологические, биохимические и морфологи­ческие основы быстроты таковы. Латентное время реакции слагается из пяти составляющих: появление сигнала возбуждения в рецепторе, передача его в центральную нервную систему, переход сигнала возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от цен­тральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из на­званных фаз.

Движения, выполняемые с максимальной ско­ростью, отличаются по своим физиологическим ха­рактеристикам от более медленных. Наиболее су­щественное различие заключается в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные кор­рекции по ходу выполнения упражнения: рефлектор­ное кольцо не успевает сработать. С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях.

В очень быстрых и выполняемых с высокой ча­стотой движениях, например, в спринтерском беге, мышцы работают лишь в крайних точках полной амплитуды движения. Какому-либо сегменту сооб­щается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов, и сегменту придаётся ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц столь крат-ковременна, что мышца не успевает за этот период заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме, и чем больше скорость, тем

ближе их функционирование к изометрическому ре­жиму работы. Эффекторная импульсация централь­ной нервной системы в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных «залпов» разрядов мотонейронов. Особую значимость приоб­ретает распределение этих «залпов» во времени та­ким образом, чтобы произошло полное использова­ние внутреннего напряжения мышц при, по существу, изометрических условиях.

Принято считать, что быстрота, в особенности, если она выражается в максимальной частоте дви­жений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состоя­ние торможения и обратно, то есть от подвижности нервных процессов.

С биохимической точки зрения качество быстро­ты зависит от содержания кислоты АТФ в мышцах и скорости её расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. По­скольку скоростные упражнения кратковременны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае поч­ти исключительно за счёт анаэробных механизмов, фосфокреатинового и гликолитического.

Общеразвивающие упражнения в движении.

Медленный бег — 4 мин.

Основная часть (29-31 мин.).

Совершенствовать технику положения низко­го старта, стартового разгона и бега по дистан­ции. Напомнить технику.

Специальные беговые упражнения (см. пп. 1—4, основная часть, урок 1).

Бег с ускорением 100 м с низкого старта. Выпол­нить 2 раза.

Способствовать развитию гибкости.

Упражнения, способствующие развитию гиб­кости:

1. И.п. — стоя боком к гимнастической стенке, стене или дереву. Махи свободной ногой. Выполнять без приседания на опорной ноге. Повторить до 25 махов на левой, правой ноге. Выполнять в среднем темпе.

2. И.п. — основная стойка. Покачивающиеся на­клоны вперёд с помощью партнёра, давящего на плечи. Повторить до 15—20 покачивающихся накло­нов. Ноги в коленных суставах не сгибать. Выполнять в среднем темпе. Партнёр давит на плечи короткими несильными движениями до лёгкого болевого ощу­щения напарника (он в свою очередь без дёрганий должен дать знать, когда появляется болевое ощу­щение), после этого постепенно ослабляет давление.

3. И.п. — стойка на одной ноге спиной к гимнасти­ческой стенке. Другая нога лежит на плече партнёра, стоящего на коленях, при вставании партнёра маховая нога стоящего у стенки поднимается вверх до боле­вого ощущения. Повторить на левую, правую ногу до 10—12 раз. Опорную ногу в колене не сгибать, таз не опускать вниз. Выполнять в медленном темпе (рис. 2).

4. И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке (дереву). Прогнувшись назад, перебирая руками, опу­скаться вниз, затем обратно до исходного положения. Повторить 4—5 раз. Таз вывести как можно больше вперёд. Выполнять в медленном темпе (рис. 3).

Учить технике прыжка в длину с разбега спо­собом «прогнувшись».

Рассказать и показать, как выполняется прыжок в длину способом «прогнувшись».

Обычно в прыжках в длину с разбега применяют три способа: в «шаге» (или «согнув ноги»), «про­гнувшись» (рис.4) и «бег по воздуху» («ножницы»). Способы прыжков отличаются движениями в полёте.

Прыжок способом «согнув ноги» мы изучили ра­нее.

Разбег и отталкивание одинаковы во всех спосо­бах прыжков.

Основная задача движения в полёте — сохранить и поддержать равновесие, а также занять удобное поло­жение для последующего далёкого выбрасывания ног.

Закончив отталкивание при выполнении прыжка способом «прогнувшись», прыгун делает широкое ма­ховое движение, стараясь шагнуть в воздухе как мож­но дальше вперёд. Затем маховая нога, разгибаясь в колене, опускается вниз и движется назад по ши­рокой дуге, приближаясь к задержавшейся после от­талкивания толчковой ноге. В момент, когда маховая нога находится в крайнем нижнем положении, прыгун разводит руки в стороны, несколько прогибаясь в по­яснице. Мышцы передней поверхности тела растягива­ются и готовы к активному сокращению в момент груп­пировки. Дальше начинается выполнение группировки перед приземлением. Прыгун подтягивает колени к груди, голени висят свободно. Руки выполняют движе­ние вперёд, а в момент подъёма голеней вверх они на­чинают движение назад, туловище сгибается вперёд. Касаясь грунта пятками, прыгун ещё больше сгибает туловище и ноги в коленях и выводит руки вперёд.

Показ можно осуществлять по-разному, напри­мер: личный показ учителем; учащимся, занимаю­щимся лёгкой атлетикой или специально подготов­ленным; используя информационно-компьютерные технологии — этот вариант подходит, если на улице плохие погодные условия.

Упражнения:

1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега с акцен­том на прогибании с небольшим выносом таза вперёд в фазе полёта. Следить, чтобы прогибание туловища не было ранним. Обратить внимание на работу рука-

I ми. Выполнить 4—5 раз.

2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выпол­нить 3—5 раз.

(Девушки. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».

Подробнее напомнить технику прыжка в длину способом «согнув ноги». Упражнения:

1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега. Выпол­нить 4—5 раз.

2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выпол­нить 3—5 раз).

Заключительная часть (2 мин.). Построение. Общеразвивающие упражнения. Подведение итогов урока.

Задание на долг, переписать содержание вопро­сов и ответов тестовых заданий теоретического ми­нимума, который необходимо знать учащимся (ма­териал можно переписать со стенда или скопиро­вать электронную версию в компьютерном классе); выполнять упражнения, способствующие развитию силы и гибкости (те, которые выполняли на уроке).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. 11 класс»

УРОК 2. Задачи. Совершенствовать технику низ­кого старта и стартового разгона, перехода к бегу по дистанции. Учить технике прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись» (девушки — способом «со­гнувшись»). Способствовать развитию физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, гибкости). Сообщить информацию о биохимических основах быстроты.

Вводная часть (1214 мин.). Построение. Со­общение задач урока. Строевые упражнения.

Ознакомить с биохимическими основами бы­строты.

Физиологические, биохимические и морфологи­ческие основы быстроты таковы. Латентное время реакции слагается из пяти составляющих: появление сигнала возбуждения в рецепторе, передача его в центральную нервную систему, переход сигнала возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от цен­тральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из на­званных фаз.

Движения, выполняемые с максимальной ско­ростью, отличаются по своим физиологическим ха­рактеристикам от более медленных. Наиболее су­щественное различие заключается в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные кор­рекции по ходу выполнения упражнения: рефлектор­ное кольцо не успевает сработать. С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях.

В очень быстрых и выполняемых с высокой ча­стотой движениях, например, в спринтерском беге, мышцы работают лишь в крайних точках полной амплитуды движения. Какому-либо сегменту сооб­щается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов, и сегменту придаётся ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц столь крат-ковременна, что мышца не успевает за этот период заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме, и чем больше скорость, тем

ближе их функционирование к изометрическому ре­жиму работы. Эффекторная импульсация централь­ной нервной системы в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных «залпов» разрядов мотонейронов. Особую значимость приоб­ретает распределение этих «залпов» во времени та­ким образом, чтобы произошло полное использова­ние внутреннего напряжения мышц при, по существу, изометрических условиях.

Принято считать, что быстрота, в особенности, если она выражается в максимальной частоте дви­жений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состоя­ние торможения и обратно, то есть от подвижности нервных процессов.

С биохимической точки зрения качество быстро­ты зависит от содержания кислоты АТФ в мышцах и скорости её расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. По­скольку скоростные упражнения кратковременны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае поч­ти исключительно за счёт анаэробных механизмов, фосфокреатинового и гликолитического.

Общеразвивающие упражнения в движении.

Медленный бег — 4 мин.

Основная часть (29-31 мин.).

Совершенствовать технику положения низко­го старта, стартового разгона и бега по дистан­ции. Напомнить технику.

Специальные беговые упражнения (см. пп. 1—4, основная часть, урок 1).

Бег с ускорением 100 м с низкого старта. Выпол­нить 2 раза.

Способствовать развитию гибкости.

Упражнения, способствующие развитию гиб­кости:

1. И.п. — стоя боком к гимнастической стенке, стене или дереву. Махи свободной ногой. Выполнять без приседания на опорной ноге. Повторить до 25 махов на левой, правой ноге. Выполнять в среднем темпе.

2. И.п. — основная стойка. Покачивающиеся на­клоны вперёд с помощью партнёра, давящего на плечи. Повторить до 15—20 покачивающихся накло­нов. Ноги в коленных суставах не сгибать. Выполнять в среднем темпе. Партнёр давит на плечи короткими несильными движениями до лёгкого болевого ощу­щения напарника (он в свою очередь без дёрганий должен дать знать, когда появляется болевое ощу­щение), после этого постепенно ослабляет давление.

3. И.п. — стойка на одной ноге спиной к гимнасти­ческой стенке. Другая нога лежит на плече партнёра, стоящего на коленях, при вставании партнёра маховая нога стоящего у стенки поднимается вверх до боле­вого ощущения. Повторить на левую, правую ногу до 10—12 раз. Опорную ногу в колене не сгибать, таз не опускать вниз. Выполнять в медленном темпе (рис. 2).

4. И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке (дереву). Прогнувшись назад, перебирая руками, опу­скаться вниз, затем обратно до исходного положения. Повторить 4—5 раз. Таз вывести как можно больше вперёд. Выполнять в медленном темпе (рис. 3).

Учить технике прыжка в длину с разбега спо­собом «прогнувшись».

Рассказать и показать, как выполняется прыжок в длину способом «прогнувшись».

Обычно в прыжках в длину с разбега применяют три способа: в «шаге» (или «согнув ноги»), «про­гнувшись» (рис.4) и «бег по воздуху» («ножницы»). Способы прыжков отличаются движениями в полёте.

Прыжок способом «согнув ноги» мы изучили ра­нее.

Разбег и отталкивание одинаковы во всех спосо­бах прыжков.

Основная задача движения в полёте — сохранить и поддержать равновесие, а также занять удобное поло­жение для последующего далёкого выбрасывания ног.

Закончив отталкивание при выполнении прыжка способом «прогнувшись», прыгун делает широкое ма­ховое движение, стараясь шагнуть в воздухе как мож­но дальше вперёд. Затем маховая нога, разгибаясь в колене, опускается вниз и движется назад по ши­рокой дуге, приближаясь к задержавшейся после от­талкивания толчковой ноге. В момент, когда маховая нога находится в крайнем нижнем положении, прыгун разводит руки в стороны, несколько прогибаясь в по­яснице. Мышцы передней поверхности тела растягива­ются и готовы к активному сокращению в момент груп­пировки. Дальше начинается выполнение группировки перед приземлением. Прыгун подтягивает колени к груди, голени висят свободно. Руки выполняют движе­ние вперёд, а в момент подъёма голеней вверх они на­чинают движение назад, туловище сгибается вперёд. Касаясь грунта пятками, прыгун ещё больше сгибает туловище и ноги в коленях и выводит руки вперёд.

Показ можно осуществлять по-разному, напри­мер: личный показ учителем; учащимся, занимаю­щимся лёгкой атлетикой или специально подготов­ленным; используя информационно-компьютерные технологии — этот вариант подходит, если на улице плохие погодные условия.

Упражнения:

1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега с акцен­том на прогибании с небольшим выносом таза вперёд в фазе полёта. Следить, чтобы прогибание туловища не было ранним. Обратить внимание на работу рука-

I ми. Выполнить 4—5 раз.

2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выпол­нить 3—5 раз.

(Девушки. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».

Подробнее напомнить технику прыжка в длину способом «согнув ноги». Упражнения:

1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега. Выпол­нить 4—5 раз.

2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выпол­нить 3—5 раз).

Заключительная часть (2 мин.). Построение. Общеразвивающие упражнения. Подведение итогов урока.

Задание на долг, переписать содержание вопро­сов и ответов тестовых заданий теоретического ми­нимума, который необходимо знать учащимся (ма­териал можно переписать со стенда или скопиро­вать электронную версию в компьютерном классе); выполнять упражнения, способствующие развитию силы и гибкости (те, которые выполняли на уроке).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!