СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме " Битва под Москвой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " Битва под Москвой"»

Конспект урока по теме: «Битва под Москвой 1941-1942гг.» (9кл.)

«Велика Россия, а отступать некуда: позади- Москва» .

В. Клочков

Цель урока: раскрыть ход битвы под Москвой, ее итоги и значение в ВОВ.

Задачи:

Образовательная: раскрыть ход битвы под Москвой, выявить причины успеха красной армии в ходе обороны Москвы, раскрыть всенародный характер борьбы.

Развивающая: развитие исторического мышления, формирование умений делать выводы и анализировать исторические документы.

Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости и восхищения героизмом советского народа в ходе битвы под Москвой, как одной из самых значимых сражений в ВОВ.

Тип урока: урок изучение нового материала

УМК: учебник: История России XX- начало XXI века., 9 кл. Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.; приказ № 270 от 16 августа 1941г.

Новые понятия: осадное положение

Оборудование:проектор, карта «Битва под Москвой»; портретные изображения генерала И. В, Панфилова, В.Г. Клочкова

Этапы урока


Организационный момент


Проверка д/з

Деятельность учителя


Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


На прошлом уроке вам было задано начать заполнение таблицы: «Основные военные операции ВОВ» (стр.210 учебника) на основе изученного материала

Дата

22.06.1941г.

Сражение

Нападение Германии на Советский Союз: населенные пункты Прибалтики, Белоруссии, Украины

Итог

Начало ВОВ


Деятельность учащегося

Приветствие учителя



Учащиеся открывают таблицу. В ходе опроса д/з поднимают руку, отвечают с опорой на тетрадь



22-30 июня 1941г.




10 июля – 10сентября 1941г.






















8сентября 1941г.- 27 января 1944г.




Август 1943г.










30сентября 1941г.- 20 апр. 1942г.





Оборона Брестской крепости



Смоленское сражение























Блокада Ленинграда (900 дней)





Сталинградская битва










Битва под Москвой

Германия овладела Восточным фронтом


Важный этап в срыве плана Барбароса. Германия была вынуждена приостановить наступление на Москву. Однако разгромить немецкие войска не удалось. Освобождение г.Ельна(Жуков Г.К.).Советские войска выиграли время для подготовки к обороне на московском направлении.


Потеря населения (1.2млн. чел.)

Героическая оборона города и т.д.


Коренной перелом в ходе ВОВ. 250 дней-осада города, героизм красной армии, которая в итоге овладела стратегической инициативой.


ЗАПОЛНЯЕМ НА УРОКЕ




Переход к теме урока











Изучение нового материала:

А) введение













































































Б)Осуществление плана «Тайфун»















В) Организация обороны Москвы















Г) физкульт минутка



Д) Героизм советских солдат































































Е)Разгром немецких войск под Москвой. Итоги
















Закрепление пройденного материала




















































































Подведение итогов урока


Организация Д/З


Упорное сопротивление красной армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом и других участках фронта не позволило осуществить план немецкого командования молниеносно захватить Москву. Только после поражения войск юго-западного фронта, окружения и пленения киевской группировки советских войск (Киев, Вязьма и Брянск осень 1941г.) немцы смогли начать подготовку операции по захвату Москвы, получившей название «Тайфун».


Акцент на теме урока, постановка проблемного вопроса. Звучит песня «Песня защитников Москвы», музыка Б. Мокроусова, слова А. Суркова.1941г.


В атаку, стальными рядами,
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами –
Наш кровный родительский дом.

Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага.

На марше равняются взводы.
Гудит под ногами земля.
За нами дворцы и заводы,
Высокие звезды Кремля.

Для счастья своими руками
Мы строили город родной.
За каждый расколотый камень
Отплатим мы страшной ценой.

Не смять богатырскую силу.
Горяч наш порыв боевой.
Мы роем фашистам могилу
В холодных полях под Москвой.

Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага.


После прослушивания данной музыкальной композиции зачитывается история ее создания, заранее подготовленное выступление учащегося:«Впервые стихи были опубликованы в газете Западного фронта «Красноармейская правда» 3 ноября 1941 года. А неделю спустя их напечатала «Вечерняя Москва». В те дни стал выходить киножурнал «На защиту родной Москвы». Вышло пятнадцать его номеров. В одном из них и была «опробована» песня, сочинённая на стихи Алексея Суркова. Автором музыки стал композитор Борис Мокроусов, отозванный в Москву из осаждённого Севастополя, которого кинодокументалисты познакомили со стихами Суркова, опубликованными в «Вечерней Москве».

Когда пришли дни советского наступления и разгрома фашистских войск на подступах к столице, на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», «Песня защитников Москвы» прозвучала в нём целиком в исполнении оркестра и хора, стала своеобразным лейтмотивом и музыкально-поэтическим стержнем картины.

«Марш защитников Москвы» также звучит в художественном фильме 1944 года «В 6 часов вечера после войны».

Опрос детей: впечатления от прослушанной композиции и сообщения, служил/воевал ли кто-нибудь из ваших родственников?


В ходе данной беседы как минимум у 2-3х учащихся, кто-нибудь принимал участие в военных действия, а у большинства война затронула близких. Таким образом формируется актуальность темы урока.



Генеральное наступление немецких войск группы «центр» началось 30сент.1941г. ударом танковой армии генерала Гудериана в направлении Орел-Тула-Москва. Работа с картой «Битва под Москвой».

2 окт. перешли в наступление основные группировки немецких войск в районе Смоленска (карта), им удалось прорвать оборону и 7 окт. Окружить 4 советские армии западнее Вязьмы и 2-южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны (карта). С ленинградского фронта был отозван Г.К. Жуков. Несмотря на большие потери, немцы продолжали продвигаться к Москве. Бои шли в 80-100км от столицы.


В сент.-окт. Началась эвакуация из Москвы правительственных предприятий и населения. Спешка в эвакуации породила неразбериху и панику. ГКО вводит в Москве с 20окт. Осадное (военное) положение– это особый правовой режим в государстве, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае агрессии против государства или непосредственной угрозе.














В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти во всех участках. Гитлеровцы в спешном порядке подтягивали резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего урока. Советское командование в свою очередь начало стягивать к Западному фронту сформированные в Сибири и на Урале дивизии.

В середине ноября 1941г. немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова (Портрет на доске),отразившая наступление нескольких танковых атак врага.

Легендарным стал подвиг группы бойцов дивизии, которую возглавил политрук В. Г. Клочков. Более 30 нем. танков пытались прорваться вдоль Волокаменского шоссе (карта). 4 часа длился бой, враг потерял 18 танков и множество солдат, но так и не смог сломить оборону. Всю страну облетели слова В.Г. Клочкова (портрет), сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади- Москва». Как вы понимаете данные слова, ставшие крылатым выражением?





















Как самоотверженность и высокое чувство патриотизма русских солдат повлияло на ход сражения под Москвой? Какие перспективы в ведение военных действий стали доступны советской армии?

















В ходе зимних боев враг был отброшен от Москвы на 100-250км, непосредственная угроза столице миновала, и в дальнейшем немецкое командование не проводило наступательные операции в Московском направлении.

ИТОГИ:

  • Разгром немецких войск под Москвой и последующее наступление красной армии показали несостоятельность стратегии молниеносной войны,

  • Развеян миф о непобедимости германской армии,

  • Победа под Москвой была решающим военным событием первого года войны и первым крупным поражением Германии во II мировой войне, оказавшим большое влияние на ее ход,

  • Героизм советских солдат


Ребята, обратимся к документу из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941г. (раздаточный материал)

Беседа по прочитанному:

  1. Анализ документа (авторство, год создания, история создания, форма и т.д.)

  2. Как вы понимаете смысл документа? На что он был направлен?

  3. Что провозглашено в документе?

  4. Почему люди подвергались репрессиям?

  5. Значение и т.д.













































Тест:

  1. Верховным главнокомандующим советских войск 8 авг.1941г. был назначен:

А) Г.К. Жуков

Б) И. В. Сталин

В) С.К Тимошенко

  1. Обороной Москвы руководил:

А)А. М. Василевский

Б) Г.К. Жуков

В)К.К. Рокоссовский

  1. Приведите в соответствие события и даты:

А) оборонительный этап битвы за Москву

Б) наступательный этап битвы за Москву

В) Смоленское сражение

Г) оборона Одессы

Д) оборона Севастополя

а)10 июля-10сент.1941г., б)30 окт.1941г-4июля 1942г.,в) 30сент.-5дек.1941г,г) 5авг.-16окт.1941г,д)5 дек. 1941г-8янв.1942г

  1. Главный итог Московской битвы:

А) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования

Б)был сорван план «молниеносной» войны

В)был открыт второй фронт в Европе

  1. Впервые во второй мировой войне немецкие войска вынуждены были перейти у обороне в сражении:

А) под Смоленском 30июля 1941г.

Б) за Киев 11 сент. 1941г.

В)за Одессу 16 окт. 1941г.


Выставление оценок


§32 чит. Вопр.уст.(общее)

Подготовить (по желанию) выразительное чтение наизусть стихотворения по пройденной теме.

Учащиеся внимательно слушают. Делая пометку в тетрадь, на которых учитель акцентирует внимание.









































































Учащиеся делятся впечатлениями, вступают в диалог с учителем.









Учащиеся конспектируют, записывают важнейшие даты, имена.














Запись понятия «Осадное положение» стр.230 учебника, выписать особенности

(например: ограничение прав и свобод граждан, перемещения, судебная и исполнительная власти могут быть переданы воен.судам и командованию)


















Работа с портретным изображением генерала И. В. Панфилова и В. Г. Клочкова. Ответы на вопрос: «Каким он предстает перед нами? внешне, внутренне?»

Ученики высказывают, то, как они понимают слова Клочкова. Например: Москва-это сердце нашей Родины, Москва –это центр России, отдав его врагам войну не выиграть т.д.


Ответ: Благодаря самоотверженности и высокому чувству патриотизма русских солдат наступления немецких войск стало выдыхаться. Создались благоприятные условия для перехода к контрнаступлению красно армии, которое началось 5 дек.1941г.







Заполнение таблицы













Один из учащихся читает вслух.


Ответ: автор Сталин 16 авг. 1941г. согласно этому приказу семьи пленных командиров и политических работников подвергались репрессиям, родные же солдат, оказавшиеся в плену, лишались льгот. А ведь в плен попадали по-разному. Чаще всего это были бойцы, получившие ранения или израсходовавшие все боеприпасы. Приказ сыграл определенную роль, но не смог предотвратить пленение осенью 1941г. приказ с одной стороны сеял страх за отступление и являлся причиной героизма солдат. Документ провозглашает: «лучше героически погибнуть, сражаясь, чем отступить, сдаться, тем самым предать Родину». Русские не сдаются.


Ответы:

1-б, 2-б, 3-а-в, б-д, в-а, г-г, д-б, 4-б,5-а





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!