СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Бразилия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Бразилия"»

Тема урока: Бразилия

Цели урока: 

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь.

образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; ознакомить с историей исследования страны, населением и его хозяйственной деятельностью; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии; способствовать выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы; обучать приемам создания «образа страны».

Методы обучения: исследовательский

Средства обучения: учебник «География. Материки и океаны. 7 класс» (параграф 39) физическая карта Южной Америки, карта природных зон, климатическая карта, экономическая карта, атлас, контурные карты.

Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.

Ход урока

  1. Организационный момент (08:00-08:01)

У: Ребята, сегодня мы вместе с вами продолжим изучение географии. Надеюсь, что вы будете моими активными помощниками и мы с интересом освоим новые знания. Желаю успешной работы!

  1. Мотивационно-целевой (8:01-8:05)

У: Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Путешествовать можно по - разному (пешком, автостопом, на яхте). Но можно отправиться в путешествие и, не покидая школьного кабинета географии, используя подручные источники знания (карту, учебник, справочные материалы) и умения и навыки работы с ними, полученные на предыдущих уроках. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие в Южную Америку, в страну, которую вам предстоит определить по описанию.

У: Эта страна - пятое по территории и пятое по числу жителей государство мира. Территория страны составляет около 48% территории всей Южной Америки. Она превышает по площади территорию США (без Аляски). 12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, винная пальма бурити, шоколадное дерево, бутылочное дерево и др.). Футбол – национальный вид спорта в этой стране. Назовите государство.

У:  Итак, куда мы с вами отправляемся?
ПО: В Бразилию.

У: Пусть девизом нашего урока станут слова К. Г. Паустовского «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний». 

  1. Актуализация знаний (8:05-8:10)

У: Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы усвоили прошлые темы. Вам предстоит написать небольшой географический диктант. Время на выполнение задания – 5 минут.

Географический диктант «Южная Америка»

Вариант 1

Дополните предложения

1. Море, омывающее материк на севере____________________________

2. Острова, отделяющие Карибское море от Атлантики_____________________________________________________

3. Теплое течение у восточных берегов____________________________

4. Оринокская низменность находится в ________________________ климатическом поясе.

5. Самая полноводная река материка _____________________

6. Тектоническая структура, залегающая на востоке материка _________________________

7. Самое большое водное растение материка - это _________________________________

8. Самый большой паук материка - это _____________________________

9. Сельва - это_________________________________________________

10. Льянос – это _______________________________________________

Географический диктант «Южная Америка»

Вариант 2

Дополните предложения

1. Морской канал, соединяющий Атлантику и Тихий океан________________________

2. Пролив, отделяющий острова Огненная Земля от Южной Америки______________________________________________________

3. Холодное течение у западных берегов___________________________

4. Амазонская низменность находится в _________________________ климатическом поясе

5. Самое высокогорное озеро материка ____________________________

6. Тектоническая структура, залегающая на западе материка __________________________

7. Самая маленькая птица материка – это __________________________

8. Самый большой грызун материка - это___________________________

9. Кампос – это ________________________________________________

10. Пампа – это _______________________________________________

Ответы

  1. вариант:

  1. Карибское

  2. Малые Антильские

  3. Бразильское

  4. Субэкваториальном

  5. Амазонка

  6. Южно-Американская платформа

  7. Виктория Регия

  8. Птицеед

  9. Влажный экваториальный лес

  10. Саванны на равнинах в бассейне реки Ориноко

  1. вариант:

  1. Панамский

  2. Магелланов

  3. Перуанское

  4. Экваториальном

  5. Титикака

  6. Зона землетрясений и горообразования

  7. Колибри

  8. Капибара

  9. Саванны на плоскогорьях Бразилии

  10. Субтропические степи

У: Итак, ребята. Время вышло. Сдаем ваши диктанты. Я их проверю и скажу оценки на следующем уроке.

4. Учебно-деятельностный (8:10-8:35)

История открытия Бразилии

У: Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году. Кто ее возглавил? Магеллан, Колумб, Педру Кабал?
ПО: Педру Кабрал
У: Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
У: Ребята, внимание на карту. (Физическая карта Южной Америки).
У: Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
ПО: Теплое Бразильское течение.
У: Верно. Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».
У: Что такое колония?

ПО: Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности.
У: Молодцы. Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране.

У: Назовите это дерево. В тексте учебника на странице 156, в пункте  «Мы знаем о Бразилии», найдите название дерева, которое дало название Бразилии.

ПО: Пау-бразил.

У: Это дерево Пау-бразил, из которого европейцы получали красную краску, использовали для изготовления мебели и музыкальных инструментов. С этим деревом и связано происхождение названия страны – Бразилия

У: Итак, на политической карте мира появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».

Бразилия на политической карте.

У: Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств. 

У: С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.

У: С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.

У: Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна.

После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».

Удивительные природные условия.

У: Давайте дадим характеристику природы Бразилии. И начнем мы с вами с рельефа.

Рельеф.

Задание. Используя физическую карту Южной Америки (атлас, страница 30), определите, какие две крупные формы рельефа расположены в Бразилии. Определите их среднюю (преобладающую) высоту.  Запишите их названия в тетрадь. Какие полезные ископаемые встречаются в Бразилии?                                                                                                                         

ПО: Амазонская низменность - 0- 200м.

Бразильское плоскогорье -200-500-1000 м. Максимальная высота - г. Бандейра, 2890м.


У: Все природные комплексы Бразилии объединяют в 2 природных комплекса:

Амазонию - плоскую и низменную равнину, изрезанную густой сетью полноводных рек и покрытых чащей густых вечнозеленых дебрей. В осадочных породах находятся запасы нефти, газа, железной руды, алюминия.                 

Бразильское плоскогорье имеет неоднородный рельеф. Здесь наряду с плоскими возвышенными равнинами встречаются невысокие горы. Приподнятые участки плоскогорья круто обрываются в сторону Атлантического океана. Большие запасы железной руды, марганцевых руд, никеля, золота, алмазов, урановых, полиметаллических руд.

Климат

Задание. По климатической карте Южной Америки (страница атласа 31), определите в каких климатических поясах лежит  Бразилия (ЭКП, субЭКП, ТКП, субТКП). Запишите их названия в тетрадь.

По изотермам определите, какая температура преобладает в июле и в январе? (в июле +16+24 и январе +24).

Какое количество осадков выпадает? (100-2000 мм и 2000-3000).

Как можно кратко охарактеризовать климат страны? (теплый, жаркий)

Вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это? (В Бразилии круглый год стоит теплая и жаркая погода).

Воды

Задание. Используя физическую карту Южной Америки (страница атласа 30), назовите крупные реки Бразилии. Какой знаменитый водопад находится на реке Парана?

ПО: Крупные реки- Амазонка, Тапажос, Шингу, Парана, Парагвай,Сан-Франциску, Токантинс.

Водопад Игуасу - 275 водопадов на реке Игуасу, притоке реки Параны.

У: На границе Бразилии и Аргентины. В 2011году водопады Игуасу признаны одним из 7 природных чудес мира. Национальный парк Игуасу, водопады включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1984, 1986 гг.).

Природные зоны

Задание. По карте «Природные зоны» Южной Америки (страница атласа  31), установите какие природные зоны распространены в Бразилии. Какую природную зону называют «сельва», «кампос»?

ПО: «Сельва» - влажные экваториальные леса.

ПО: «Кампос» - саванны.

У: Запишите названия природных зон.

ПО: На юге растут вечнозеленые и смешанные леса из хвойной бразильской араукарии и вечнозеленого подлеска из парагвайского чая (мате).

Население.

Учитель: Население Бразилии отличается сложным составом.
У: Кто являются коренными жителями Бразилии? К какой расе они относятся?

ПО: Коренными жителями являются индейцы. Они относятся к монголоидам.
У: Представители каких рас относятся к пришлому населению?

ПО: Европеоиды, негроиды.
У: Как называют потомков от браков европейцев и негров?

ПО: Мулаты

У: Как называют потомков от браков европейцев и индейцев?

ПО: Метисы
У: Как называют потомков от браков индейцев и негров?

ПО: Самбо


У: население сформировано в основном переселенцами из Португалии и привезенными для работы на плантациях африканцами. В быте на­се­ле­ния Бра­зи­лии на­хо­дят от­ра­же­ние тра­ди­ции и обы­чаи пор­ту­галь­цев, ин­дей­цев и негров. Пор­ту­галь­цы при­нес­ли на новую ро­ди­ну свой язык и ар­хи­тек­ту­ру, у ин­дей­цев за­им­ство­ва­ны тра­ди­ции пле­те­ния до­маш­ней утва­ри – ков­ри­ков, га­ма­ков, ме­бе­ли. А лю­би­мые бра­зиль­ца­ми кар­на­ва­лы – вли­я­ние аф­ри­кан­ско­го ис­кус­ства (в про­шлом, после убор­ки уро­жая, аф­ри­кан­ским рабам да­ва­ли несколь­ко дней от­ды­ха). Глав­ная ре­ли­гия бра­зиль­цев – ка­то­ли­цизм, одна из вет­вей хри­сти­ан­ства, при­шед­шая сюда вме­сте с ев­ро­пей­ца­ми.

Расовый состав Бразилии выглядит следующим образом:

  • Белые-55%

  • Чернокожие-11%

  • Мулаты-22%

  • Метисы-12%

  • Индейцы-0,2%.

Задание. Используя карту «Народы. Плотность населения» (страница атласа 10), ответьте на вопросы:

Как размещается население по территории страны?

Какие районы страны плотно заселены?

Где плотность населения низкая? Почему?

На каком языке говорят в Бразилии?

У: Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»

Три столицы Бразилии.

Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д. (Сальвадор)
22ºю.ш. и 43ºз.д. (Рио-де-Жанейро)
16ºю.ш. и 48ºз.д. (Бразилиа)
Проверка задания.
У: Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара. В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение? 
У: Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд». 
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
(Правильные ответы: а, в, д.)
У: Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается.

Хозяйственная деятельность.

У: Сегодня Бразилия – мощное индустриальное государство. Для того, чтобы определить занятия населения, его хозяйственную деятельность, вы выполните практическую работу. Работать вы будете в группах, по 4 человека. Каждая группа получает задания. На обсуждение дается 2-3 минуты.

Задание для первой группы.

По  комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница  атласа 33), рисунку учебника стр. 151, стр.130,133  определите:

Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в Бразилии?

Какие продукты, полученные из сельскохозяйственных культур, Бразилия вывозит в другие страны?

В пакетиках даны продукты. (сахар, кофе в зернах, рис).

Вопросы:

а) определите продукт;

б) из какой сельскохозяйственной культуры его получают?                                  

в) выращивают ли эти культуры в Бразилии?

Задание для второй группы:

По  комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница атласа  33) определите:

Каких животных разводят в Бразилии?

Какие природные условия необходимы для их разведения?

Задание для третьей группы:

По  комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница атласа  33)

определите, какие полезные ископаемые добывают в Бразилии и, где, по вашему мнению, их можно применять?

Как используют реки в Бразилии?

Задание для четвертой группы:

По  комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница атласа  33)

определите, какую промышленную продукцию производят в Бразилии?

 Чем занимается население в Амазонии?

В процессе обсуждения вопросов учащиеся, получившие опережающее задание, делают дополнение.

Основное занятие населения– сельское хозяйство.


У: Ребята, время вышло. Я думаю, вы справились с заданиями. Теперь давайте послушаем каждую группу.

У: Молодцы, ребята.

У: Бурное развитие промышленности ухудшает состояние окружающей среды. Загрязняются воздух, реки, океан. В стране принимаются меры по охране природы, созданы национальные парки.

5.Закрепление (8:35-8:40)

У: Ребята, вы сегодня замечательно поработали на уроке. А теперь, как настоящим географам, вам нужно выполнить несколько заданий. Первое задание заключается в том, что вам на контурную карту нужно нанести границу Бразилии и ее столицу. На выполнение этого задания 2 минуты.

У: Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Найди ошибку».

Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Мир Бразилии ему знаком,
Он себя считает знатоком.
Попытайтесь-ка найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.

У: Давайте поможем капитану и исправим все его ошибки. Там, где произносится ошибка, поднимаете руку.
1.В Бразилии обитают: жираф, муравьед, слон, капибара, ленивец.

2. В Бразилии коренное население: индейцы, эскимосы, португальцы

3. В Бразилии растут: шоколадное дерево, эвкалипт, хинное дерево, баобаб

У: Хотя задание и было с подвохом, справились вы с ним неплохо. Ребята, третье задание - составить синквейн к слову Бразилия.

Например,

  • 1-ая строка Бразилия

  • 2-ая строка(прилагательные) поразительная, удивительная

  • 3-я(глаголы) покоряет, удивляет, восхищает

  • 4-я (крылатое выражение о Бразилии) родина знаменитых футболистов

  • 5-ястрока (что это) страна


6. Рефлексия (8:40-8:43)

Что нового для себя узнал?

Что меня удивило или поразило?

Что заинтересовало?

Какие выводы для себя сделал о стране?

7. Домашнее задание(8:43-8:45)

§36; по желанию – презентация о Бразилии, составьте рекламный проспект  страны, описав кратко природу, население, достопримечательности Бразилии. Используйте фото из Интернета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!