Тема урока: Бразилия
Цели урока:
воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.
развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь.
образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; ознакомить с историей исследования страны, населением и его хозяйственной деятельностью; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии; способствовать выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы; обучать приемам создания «образа страны».
Методы обучения: исследовательский
Средства обучения: учебник «География. Материки и океаны. 7 класс» (параграф 39) физическая карта Южной Америки, карта природных зон, климатическая карта, экономическая карта, атлас, контурные карты.
Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.
Ход урока
Организационный момент (08:00-08:01)
У: Ребята, сегодня мы вместе с вами продолжим изучение географии. Надеюсь, что вы будете моими активными помощниками и мы с интересом освоим новые знания. Желаю успешной работы!
Мотивационно-целевой (8:01-8:05)
У: Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Путешествовать можно по - разному (пешком, автостопом, на яхте). Но можно отправиться в путешествие и, не покидая школьного кабинета географии, используя подручные источники знания (карту, учебник, справочные материалы) и умения и навыки работы с ними, полученные на предыдущих уроках. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие в Южную Америку, в страну, которую вам предстоит определить по описанию.
У: Эта страна - пятое по территории и пятое по числу жителей государство мира. Территория страны составляет около 48% территории всей Южной Америки. Она превышает по площади территорию США (без Аляски). 12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, винная пальма бурити, шоколадное дерево, бутылочное дерево и др.). Футбол – национальный вид спорта в этой стране. Назовите государство.
У: Итак, куда мы с вами отправляемся?
ПО: В Бразилию.
У: Пусть девизом нашего урока станут слова К. Г. Паустовского «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».
Актуализация знаний (8:05-8:10)
У: Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы усвоили прошлые темы. Вам предстоит написать небольшой географический диктант. Время на выполнение задания – 5 минут.
Географический диктант «Южная Америка»
Вариант 1
Дополните предложения
1. Море, омывающее материк на севере____________________________
2. Острова, отделяющие Карибское море от Атлантики_____________________________________________________
3. Теплое течение у восточных берегов____________________________
4. Оринокская низменность находится в ________________________ климатическом поясе.
5. Самая полноводная река материка _____________________
6. Тектоническая структура, залегающая на востоке материка _________________________
7. Самое большое водное растение материка - это _________________________________
8. Самый большой паук материка - это _____________________________
9. Сельва - это_________________________________________________
10. Льянос – это _______________________________________________
Географический диктант «Южная Америка»
Вариант 2
Дополните предложения
1. Морской канал, соединяющий Атлантику и Тихий океан________________________
2. Пролив, отделяющий острова Огненная Земля от Южной Америки______________________________________________________
3. Холодное течение у западных берегов___________________________
4. Амазонская низменность находится в _________________________ климатическом поясе
5. Самое высокогорное озеро материка ____________________________
6. Тектоническая структура, залегающая на западе материка __________________________
7. Самая маленькая птица материка – это __________________________
8. Самый большой грызун материка - это___________________________
9. Кампос – это ________________________________________________
10. Пампа – это _______________________________________________
Ответы
вариант:
Карибское
Малые Антильские
Бразильское
Субэкваториальном
Амазонка
Южно-Американская платформа
Виктория Регия
Птицеед
Влажный экваториальный лес
Саванны на равнинах в бассейне реки Ориноко
вариант:
Панамский
Магелланов
Перуанское
Экваториальном
Титикака
Зона землетрясений и горообразования
Колибри
Капибара
Саванны на плоскогорьях Бразилии
Субтропические степи
У: Итак, ребята. Время вышло. Сдаем ваши диктанты. Я их проверю и скажу оценки на следующем уроке.
4. Учебно-деятельностный (8:10-8:35)
История открытия Бразилии
У: Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году. Кто ее возглавил? Магеллан, Колумб, Педру Кабал?
ПО: Педру Кабрал
У: Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
У: Ребята, внимание на карту. (Физическая карта Южной Америки).
У: Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
ПО: Теплое Бразильское течение.
У: Верно. Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».
У: Что такое колония?
ПО: Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности.
У: Молодцы. Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране.
У: Назовите это дерево. В тексте учебника на странице 156, в пункте «Мы знаем о Бразилии», найдите название дерева, которое дало название Бразилии.
ПО: Пау-бразил.
У: Это дерево Пау-бразил, из которого европейцы получали красную краску, использовали для изготовления мебели и музыкальных инструментов. С этим деревом и связано происхождение названия страны – Бразилия
У: Итак, на политической карте мира появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».
Бразилия на политической карте.
У: Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств.
У: С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.
У: С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.
У: Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна.
После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».
Удивительные природные условия.
У: Давайте дадим характеристику природы Бразилии. И начнем мы с вами с рельефа.
Рельеф.
Задание. Используя физическую карту Южной Америки (атлас, страница 30), определите, какие две крупные формы рельефа расположены в Бразилии. Определите их среднюю (преобладающую) высоту. Запишите их названия в тетрадь. Какие полезные ископаемые встречаются в Бразилии?
ПО: Амазонская низменность - 0- 200м.
Бразильское плоскогорье -200-500-1000 м. Максимальная высота - г. Бандейра, 2890м.
У: Все природные комплексы Бразилии объединяют в 2 природных комплекса:
Амазонию - плоскую и низменную равнину, изрезанную густой сетью полноводных рек и покрытых чащей густых вечнозеленых дебрей. В осадочных породах находятся запасы нефти, газа, железной руды, алюминия.
Бразильское плоскогорье имеет неоднородный рельеф. Здесь наряду с плоскими возвышенными равнинами встречаются невысокие горы. Приподнятые участки плоскогорья круто обрываются в сторону Атлантического океана. Большие запасы железной руды, марганцевых руд, никеля, золота, алмазов, урановых, полиметаллических руд.
Климат
Задание. По климатической карте Южной Америки (страница атласа 31), определите в каких климатических поясах лежит Бразилия (ЭКП, субЭКП, ТКП, субТКП). Запишите их названия в тетрадь.
По изотермам определите, какая температура преобладает в июле и в январе? (в июле +16+24 и январе +24).
Какое количество осадков выпадает? (100-2000 мм и 2000-3000).
Как можно кратко охарактеризовать климат страны? (теплый, жаркий)
Вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это? (В Бразилии круглый год стоит теплая и жаркая погода).
Воды
Задание. Используя физическую карту Южной Америки (страница атласа 30), назовите крупные реки Бразилии. Какой знаменитый водопад находится на реке Парана?
ПО: Крупные реки- Амазонка, Тапажос, Шингу, Парана, Парагвай,Сан-Франциску, Токантинс.
Водопад Игуасу - 275 водопадов на реке Игуасу, притоке реки Параны.
У: На границе Бразилии и Аргентины. В 2011году водопады Игуасу признаны одним из 7 природных чудес мира. Национальный парк Игуасу, водопады включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1984, 1986 гг.).
Природные зоны
Задание. По карте «Природные зоны» Южной Америки (страница атласа 31), установите какие природные зоны распространены в Бразилии. Какую природную зону называют «сельва», «кампос»?
ПО: «Сельва» - влажные экваториальные леса.
ПО: «Кампос» - саванны.
У: Запишите названия природных зон.
ПО: На юге растут вечнозеленые и смешанные леса из хвойной бразильской араукарии и вечнозеленого подлеска из парагвайского чая (мате).
Население.
Учитель: Население Бразилии отличается сложным составом.
У: Кто являются коренными жителями Бразилии? К какой расе они относятся?
ПО: Коренными жителями являются индейцы. Они относятся к монголоидам.
У: Представители каких рас относятся к пришлому населению?
ПО: Европеоиды, негроиды.
У: Как называют потомков от браков европейцев и негров?
ПО: Мулаты
У: Как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
ПО: Метисы
У: Как называют потомков от браков индейцев и негров?
ПО: Самбо
У: население сформировано в основном переселенцами из Португалии и привезенными для работы на плантациях африканцами. В быте населения Бразилии находят отражение традиции и обычаи португальцев, индейцев и негров. Португальцы принесли на новую родину свой язык и архитектуру, у индейцев заимствованы традиции плетения домашней утвари – ковриков, гамаков, мебели. А любимые бразильцами карнавалы – влияние африканского искусства (в прошлом, после уборки урожая, африканским рабам давали несколько дней отдыха). Главная религия бразильцев – католицизм, одна из ветвей христианства, пришедшая сюда вместе с европейцами.
Расовый состав Бразилии выглядит следующим образом:
Белые-55%
Чернокожие-11%
Мулаты-22%
Метисы-12%
Индейцы-0,2%.
Задание. Используя карту «Народы. Плотность населения» (страница атласа 10), ответьте на вопросы:
Как размещается население по территории страны?
Какие районы страны плотно заселены?
Где плотность населения низкая? Почему?
На каком языке говорят в Бразилии?
У: Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»
Три столицы Бразилии.
Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д. (Сальвадор)
22ºю.ш. и 43ºз.д. (Рио-де-Жанейро)
16ºю.ш. и 48ºз.д. (Бразилиа)
Проверка задания.
У: Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара. В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение?
У: Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд».
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
(Правильные ответы: а, в, д.)
У: Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается.
Хозяйственная деятельность.
У: Сегодня Бразилия – мощное индустриальное государство. Для того, чтобы определить занятия населения, его хозяйственную деятельность, вы выполните практическую работу. Работать вы будете в группах, по 4 человека. Каждая группа получает задания. На обсуждение дается 2-3 минуты.
Задание для первой группы.
По комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница атласа 33), рисунку учебника стр. 151, стр.130,133 определите:
Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в Бразилии?
Какие продукты, полученные из сельскохозяйственных культур, Бразилия вывозит в другие страны?
В пакетиках даны продукты. (сахар, кофе в зернах, рис).
Вопросы:
а) определите продукт;
б) из какой сельскохозяйственной культуры его получают?
в) выращивают ли эти культуры в Бразилии?
Задание для второй группы:
По комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница атласа 33) определите:
Каких животных разводят в Бразилии?
Какие природные условия необходимы для их разведения?
Задание для третьей группы:
По комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница атласа 33)
определите, какие полезные ископаемые добывают в Бразилии и, где, по вашему мнению, их можно применять?
Как используют реки в Бразилии?
Задание для четвертой группы:
По комплексной карте Южной Америки «Население и хозяйство» (страница атласа 33)
определите, какую промышленную продукцию производят в Бразилии?
Чем занимается население в Амазонии?
В процессе обсуждения вопросов учащиеся, получившие опережающее задание, делают дополнение.
Основное занятие населения– сельское хозяйство.
У: Ребята, время вышло. Я думаю, вы справились с заданиями. Теперь давайте послушаем каждую группу.
У: Молодцы, ребята.
У: Бурное развитие промышленности ухудшает состояние окружающей среды. Загрязняются воздух, реки, океан. В стране принимаются меры по охране природы, созданы национальные парки.
5.Закрепление (8:35-8:40)
У: Ребята, вы сегодня замечательно поработали на уроке. А теперь, как настоящим географам, вам нужно выполнить несколько заданий. Первое задание заключается в том, что вам на контурную карту нужно нанести границу Бразилии и ее столицу. На выполнение этого задания 2 минуты.
У: Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Найди ошибку».
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Мир Бразилии ему знаком,
Он себя считает знатоком.
Попытайтесь-ка найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
У: Давайте поможем капитану и исправим все его ошибки. Там, где произносится ошибка, поднимаете руку.
1.В Бразилии обитают: жираф, муравьед, слон, капибара, ленивец.
2. В Бразилии коренное население: индейцы, эскимосы, португальцы
3. В Бразилии растут: шоколадное дерево, эвкалипт, хинное дерево, баобаб
У: Хотя задание и было с подвохом, справились вы с ним неплохо. Ребята, третье задание - составить синквейн к слову Бразилия.
Например,
1-ая строка Бразилия
2-ая строка(прилагательные) поразительная, удивительная
3-я(глаголы) покоряет, удивляет, восхищает
4-я (крылатое выражение о Бразилии) родина знаменитых футболистов
5-ястрока (что это) страна
6. Рефлексия (8:40-8:43)
Что нового для себя узнал?
Что меня удивило или поразило?
Что заинтересовало?
Какие выводы для себя сделал о стране?
7. Домашнее задание(8:43-8:45)
§36; по желанию – презентация о Бразилии, составьте рекламный проспект страны, описав кратко природу, население, достопримечательности Бразилии. Используйте фото из Интернета.