Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Сергеевна и сегодня урок чтения у вас проведу я. Садитесь. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. | |
Актуализация знаний | Скажите, какие бывают звуки? Какие бывают согласные звуки? А чем гласные звуки отличаются от согласных? | Гласные и согласные Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие (сонорные) Гласные звуки мы можем пропеть. |
Подведение к теме | Сейчас я вам расскажу одну интересную историю. В одной прекрасной стране жили буковки (А,Я,О, Ё,У) которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Пошли буквы каждый в свой домик. Вот опять выглянуло солнышко, и буква А пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук) Буква А, какую буковку ты пригласишь на прогулку? (букву я) Почему? (потому что буквы А и Я обозначают после согласных одинаковый звук [A], буквой А обозначаем гласный звук [А] после твердых согласных звуков, буквой Я - после мягких согласных звуков). Буква О, а ты кого позовёшь на прогулку? (Букву Ё , потому что буквы О и Ё обозначают после согласных одинаковый звук [ О], буквой О обозначаем гласный звук [О] после твёрдых согласных звуков, буквой Ё – после мягких согласных звуков. А какую букву позовёт на прогулку буква «У», как вы думаете? Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю? А может ли буква Ю обозначать сразу два звука? Тема нашего сегодняшнего урока : буква «ю» обозначает два звука. | |
Открытие нового материала | Отгадайте загадку: Интересная игрушка Одноногая вертушка Зажужжала, как пчела Быстро крутится она Правильно, это юла. Откройте учебники на стр. 46. Давайте рассмотрим схему слова «юла». Что вы увидели на схеме? (Перечертим схему в тетрадь) Ребята, давайте произнесём слово юла так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. (На доске схема) - Определите, какой это звук, и каким цветом мы его обозначим на схеме? -- Произнесите слово юла так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. -- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим? Произнесите слово юла та, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. - Какой это звук? Каким цветом обозначим? Назовите 4 звук в слове юла. Какой это звук? Каким цветом он будет отображаться на схеме? Посмотрите, что у нас получилось. Почему же в слове юла 3 буквы, а звука 4? Какой вывод можем сделать? | (юла) Что в слове «юла» 4 звука и буква ю обозначает 2 звука. [ Й' ] (мягкий согласный звук, зеленая карточка) [ у ] (гласный, красная карточка) [ л ] (твердый согласный звук, синяя карточка ) [a] (гласный, красная карточка) (Ю в начале слова обозначает сразу два звука) . |
Физминутка | Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше | |
| Послушайте стихотворение Юнга – будущий матрос - Южных рыбок нам привёз. - Кто такой юнга? Ответ возьмите из стихотворения Ребята, в учебнике есть схема слова юнга. Рассмотрите её внимательно. Сколько в нём звуков? У меня на доске такая же схема. Давайте заполним цветными карточками. Какой первый звук в слове юнга? Какой он? Какого цвета будет 1 звук на схеме? (ребёнок выходит и прикрепляет карточку) Назовите второй звук в слове. Какой он? Каким цветом обозначим? Какой третий звук? Какой это цвет? Назовите 4 звук. Какой он? А каким цветом будет изображаться последний звук? Почему? Мы с вами подтвердили, что буква Ю стоящая в начале слова обозначает сразу 2 звука. | 5 Й, (мягкий согласный звук, зеленая карточка) У, (гласный, красная карточка) Н, (согласный, твёрдый, синяя карточка) Г- согласный, твёрдый, синяя карточка) Красным , потому что звук а – гласный |
Закрепление | Ребята, посмотри, на странице 47 у вас кроссворд. Как вы думаете, каким будет первое слово ? ( кактус) Кто назовёт второе слово ? (клюв) Третье? (кукла) Четвёртое? (юбка) А пятое? (клюшка) Давайте теперь попробуем найти модель для каждого слова. Что есть у птицы? ( клюв) Сколько звуков в слове «клюв»? Есть ли в слове клюв букву Ю? В какой модели 4 буквы и буква ю? Какая модель подходит? Сколько букв в слове лук? Какая модель? Сколько букв в слове брюки? Какая модель подходит? А последняя модель к какому слову? | Клюв 4 Да. В третьей Три, вторая. Первая |
Итог урока | Ребята, что мы узнали букве Ю? Каких 2 звука она может обозначать? | Если она стоит вначале, то она может обозначать сразу 2 звука (Й и У) |
Рефлексия | Солнышко и тучки. | |