СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Дигибридное скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания,  сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.               

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Дигибридное скрещивание"»

Конспект урока

Класс: 10

Учитель: Смирнов С.М.



Тема: «ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ » слайд №1

Имя урока:

Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное

приятным.

Девиз урока: « Если есть труд- значит будет и успех» слайд №2


Цель:

Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности. слайд №3

Задачи:

Предметные:

-помочь учащимся определять сущность дигибридного скрещивания;

-способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систематику записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;

-раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков;

-продолжить формирование навыков решения генетических задач;

-помочь убедиться школьникам в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Развивающие:

-продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;

-развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, в группах, тестами;

-способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;

-содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

-продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.

Личностно – ориентированные:

-способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы;

-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

-повышение самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);

-способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер);

-обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.

Формы организации: деловая игра, решение задач, работа с терминами, магнитной доской, работа с компьютером.

Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решетка Пеннета.

Средства обучения: таблицы, схемы «дигибридное скрещивание», компьютер, телевизор, магнитная доска, дидактическое пособие для магнитной доски (кролики), презентация.



Ход урока

I.Организационный момент. Настрой на урок. слайд №4

(Приветствие. Подготовка аудитории к уроку. Наличие учащихся.)

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные термины, законы, решение задач по генетике.

А. Проверка выполнения домашнего задания: Своя игра

слайд №5-27


В.Самостоятельная работа учащихся на листочках по вопросам двух вариантов.

слайд №28

/приложение №1/


Создание проблемной ситуации -задачи о кроликах

III. Изучение нового материала. /Формирование новых понятий и способов действия./

Работа с диском биология 10 -11

Установив определенные закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, Г.Мендель решил проверить проявляются ли эти закономерности в том случае, если особи различаются по нескольким признакам. И мы, вместе с ним, постараемся найти ответ на этот вопрос. Как же будет происходить наследование, если растения различаются не одному, а сразу по двум или нескольким признакам? Связано ли наследование одного признака с другими?

В природе не встречаются две абсолютно одинаковые особи какого - либо вида живых существ – все организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограничено, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов.

Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.

Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным.

/Что означают термины «дигибридное скрещивание», «полигибридное скрещивание» определения записывают учащиеся в тетрадь/


Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

-Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

-Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

-Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор­щинистой.

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

желт, гладк.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

При самоопылении или скрещивании между собой гибри­дов первого поколения в их потомстве произойдет расщепление /работа по таблице учебника, интерактивной доской/.

Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов гибридов F2 удобно начертить решетку Пеннета. (Американский исследователь Реджинальд Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, в последствии названною его именем.) Эта решетка – специализированная система записей результатов скрещивания, позволяет прогнозировать численное выражение вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании.

По фенотипу получатся четыре группы особей в различных чис­ленных отношениях: на 9 особей с желтыми гладкими семенами будет приходиться 3 с желтыми морщинистыми, 3 с зелеными гладкими и 1 с зелеными морщинистыми. В кратком виде это расщепление можно представить формулой: 9:3:3:1.


Желтых гладких - 9.

Желтых морщинистых - 3.

Зеленых гладких - 3.

Зеленых морщинистых - 1.

Расщепление по фенотипу: 9:3:3:1.

Сопоставим результаты дигибридного и моногибридного скрещиваний.

Если учитывать результаты расщеплений по каждой паре генов в отдельности, то легко увидеть, что соотношение, характерное для моногибридного скрещивания, сохраняется. При дигибридном расщеплении у гороха отношение числа желтых семян к зеленым равняется 12 : 4 (3: 1). То же касается и отношения гладких семян к морщинистым.

Т аким образом, дигибридное расщепление представляет собой, по существу, два независимо идущих моногибридных, которые как бы накладываются друг на друга. То есть выполняется правило расщепления.

Отсюда следует, что при дигибридном скрещивании гены и признаки за которые эти гены отвечают, наследуются не зависимо друг от друга. Этот факт получил название закона независимого наследования признаков. Закон справедлив в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаках располагаются в разных негомологичных хромосомах.

А теперь давайте разберем цитологические основы дигибридного скрещивания.

Как связать закономерности дигибридного скрещивания с теми процессами, которые совершаются в половых клетках при их созревании и оплодотворении?

Диплоидный набор хромосом представлен здесь двумя гомологичными парами. В парных хромосомах расположены аллельные гены. В одной паре хромосом - гены А и а, в других хромосомах - гены В и в. В результате мейоза из каждой гомологичной пары хромосом в гаметах остается по одной.

При мейозе у гибрида первого поколения в разном количестве образуются четыре сорта гамет. В результате оплодотворения в гетерозиготе по двум признакам АаВв в каждой паре хромосом будут разные гены одной пары аллелей. Это следствие того, что взаимное расположение хромосом во время конъюгации носит случайный характер. Если, например, к одному полюсу отходит хромосома из одной пары, то из другой пары с одинаковой долей вероятности может отойти одна или другая хромосома. В результате оплодотворения и развития второго поколения гибридов одинаково вероятно образование 16 категорий зигот.

Пользуясь законами Менделя, можно разобраться и в более сложных случаях расщепления - для гибридов, различающихся по трем, четырем и большему числу пар признаков. В основе всегда будет лежать моногибридное расщепление в отношении 3:1 (при наличии полного доминирования).

/Решение задачи с использованием магнитной доски и дидактического пособия (кролики)./


Решение проблемной ситуации

Р: аа хх Х Ах Gх значит- x-a х-g х-g

белая серый
гаметы: а G , а g А G , А g , a G, a g
? Дано:

А – ген наличия пигмента
а – ген отсутствия пигмента

G-ген отвечающий за неравномерное распределение пигмента

g -ген отвечающий за равномерное распределение пигмента

Определить генотип F1 и возможные генотипы родителей

Решение.

Р: Ах Gх Х Ах Gх х-g х-а х-а

серая серый
гаметы: А G , А g , a G, a g А G , А g , a G, a g

F1 белый аа GG, aaGg, ааgg чёрный АА gg, Ааgg серый ААGg, АаGG , ААGG

АаGg,

Генотипы родителей: Аа Gg Аa Gg

F1 белый аа GG, aaGg, ааgg чёрный АА gg, Ааgg

В потомстве возможна серая окраска АаGg,

IV.Закрепление изученного материала.




-Какое скрещивание называется дигибридным? полигибридным?

-В чем сущность закона независимого наследования признаков?

  • Дополнительный материал АА BB CC DD, n = 0; 2n = 20 = 1 (1 сорт гамет) ABCD.

  • Аа BB CC DD, n = 1; 2n = 21 = 2 (2 сорта гамет) гаметы: ABCD, aBCD.

  • Аа Bb CС DD, n = 2; 2n =22 = 4.

  • Аа Bb Cc DD, n = 3; 2n =23 = 8.

  • Аа Bb Cc Dd, n = 4; 2n =24 = 16.



VII.Домашнее задание

§9.2.4, ответить на вопросы параграфа, повторить материал о мейозе §6.2, решить задачу.

Задача.

У свиней черная окраска шерсти (А) доминирует на рыжей (а), а длинная щетина (В) над короткой (в). Гены не сцеплены. Какое потомство может быть получено при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной самкой с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение

-По желанию: составить задачу на дигибридное скрещивание и решить ее. Для задачи можно использовать примеры признаков у растений, животных, а так же человека. Например, цвет глаз, волос, форма волос, наличие или отсутствие веснушек и т.д. Для работы основываться на таблицу №7 в учебнике стр.183. На дальнейших уроках по решению генетических задач мы будем использовать ваши варианты, предложения.

.

Рефлексия в индивидуальных листах


























Ф.И.

Самостоятельная работа по генетике

Вариант 1

I. Допишите термины, соответствующие определениям:

  1. Наука, изучающая закономерности основных свойств живых организмов – наследственность и изменчивость.

  2. Преобладающий признак, подавляющий проявление рецессивного.

  3. Свойство организма передавать по наследству свои признаки и особенности развития следующему поколению.

  4. Одно из возможных структурных состояний гена.

  5. Совокупность всех признаков организма.

  6. Взаимоисключающие признаки.

  7. Зигота, содержащая разные аллели данного гена (Аа)


II.Решите задачу:

Две чёрные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Первая самка в нескольких помётах дала 19 чёрных и 18 коричневых потомков, а вторая – 33 чёрных. Определите генотипы родителей и потомков в обоих случаях.






































Ф.И.

Вариант 2

I.Допишите термины, соответствующие определениям:

  1. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

  2. Участок хромосомы, в котором расположен ген.

  3. Подавляемый признак.

  4. Элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.

  5. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.

  6. Совокупность всех генов организма.

  7. Зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена.


II.Решите задачу:

Две чёрные кошки скрещивались с белым котом. Первая кошка в нескольких помётах дала 19 чёрных и 19 белых потомков, а вторая – 30 чёрных. Определите генотипы родителей и потомков в обоих случаях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!