СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Древняя Спарта"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока:  Древняя Спарта

Тип урока: Комбинированный

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с

2.СД диск к учебнику

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

4.Рабочая тетрадь к учебнику 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Древняя Спарта"»


Тема урока: Древняя Спарта

Тип урока: Комбинированный

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с

2.СД диск к учебнику

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

4.Рабочая тетрадь к учебнику

План урока:

1.Спартанские завоеватели и илоты

2. «Община равных»

3.Спартанская армия

4.Спартанское воспитание

Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить Спартанское и Афинское государство.

Задачи:

Образовательные:

формирование репродуктивных знаний о природе, занятиях и населении Спарты;

формирование конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания;

показать, что основа могущества Спарты базировалась на ее армии;

продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий;

продолжить формировать умение  работать с документами;

Развивающие:

учить различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы;

развитие памяти во время дидактических игр по истории.

Воспитательные:

подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;

воспитывать уважение к другому образу жизни.


Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах


Основные термины и понятия: полис, илот, Лаконика, Спарта, спартанское воспитание

Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент


Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.



Проверка домашнего задания

1.Решение задачи.

Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является

Мать черная земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.


- О чем идет речь в этом отрывке? Какие изменения произошли в Афинах после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?


2.Объясни слова:

а) АКРОПОЛЬ – это

б) АРЕОПАГ – это

в) ДОЛГОВОЙ КАМЕНЬ – это

г) ДЕМОС – это

д) ГОПЛИТ – это

е) ПОЛИС - это


3.Заполните пропуски в тексте.

Получив власть, Солон приказал убрать с полей ______________________________________ и отменил ______________________________________. Было запрещено продавать ________________________________________. Тех, кто попал в рабство за _________________, Солон освободил, а проданных на чужбину выкупал за счёт _________________________.


4.Найди ошибки в тексте.

Центром древнегреческого полиса была агора – рыночная площадь, вокруг которой стояли храмы богов. Она была огорожена высокой стеной. На площади собиралось народное собрание, в котором могли участвовать все горожане и приезжие – мужчины, женщины и рабы.


5.Выбери правильный ответ:

Полноправными гражданами в древнегреческих городах считались:

А) переселенцы из других городов;

Б) все жители города независимо от происхождения;

В) только те люди, предки которых были басилеями;

Г) коренные жители, имевшие в полисе земельный надел.


6. Задание: заменить одним словом:

- Город – государство (полис).

- Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево).

- Пластинка из обожженной глины для покрытия кровли (черепица).

- Власть демоса (демократия).

- Свободные афиняне (граждане).


7.Расшифруйте фразу и назовите автора:

«ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт»

(Чтение наоборот: справа налево.

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить»)

Кто автор этих слов?


8.Кто это?

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян – 
И не только для крестьян –
В государстве есть удел – 
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, 
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала, 
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился – 
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)


Индивидуальная работа









































Индивидуальная

Фронтальная


РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу


КУД: Диалог учителя и ученика


ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией


ЛУД: Рассуждение учеников


Актуализация знаний


Что такое спартанское воспитание?

Ответы учащихся

Фронтальная

КУД: Совместная деятельность 


ЛУД: Рассуждение учеников


ПУД: Обмениваются полученной информацией


РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала


1.Спартанские завоеватели и илоты

1.Работа с атласом и контурной картой

- Где находится Южная Греция?



-Назовите главный город?



- Какие области принадлежали Спартанскому государству?


2. Дорийцы (греческие племена, пришедшие с севера Балканского полуострова) поработили жившее в этих областях греческое население, а плодородные земли забрали себе. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились все в одном месте - на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население – илотами (местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами).

В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты, были греками и говорили на одном с завоевателями языке (спартанские порядки вызывали возмущение демоса во всей Греции: считалось, что рабами могут быть только иноземцы, но никак не греки).

Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями на примерно одинаковые участки. Землю обрабатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по всей стране, которая некогда принадлежала их предкам. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними (заставляли пить вино, устраивали избиения)

- Чем илоты отличались от рабов? Почему спартанцы жестоко обращались с илотами?

3.Работа с документом

«Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть местного населения спартанцы поработили, их стали называть илотами. Спартанцы завоевали соседнюю область Мессению. Часть ее населения они тоже превратили в илотов. Жители Мессении несколько раз восставали против поработителей. Спартанцы понимали, что только сильная армия сможет удержать в повиновении покоренных и защитит Спарту от врагов.

Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.

Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.

Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые вещи: посуду, одежду, и оружие для воинов.

Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.  

Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»».


- Какую категорию населения относили к спартиатам?

- Кого называли периэками?

- Кто такие илоты?

- Какие обязанности существовали у илотов?

- Как спартанцы обращались с илотами. 



3.Загадка

Они жили, не тужили
В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины


4.Работа с документами

1. В Спарте народу не больше, чем в трёх-четырёх деревнях. Вокруг Спарты было много деревень, где проживали илоты. Илотов было раз в десять больше, чем спартанцев.                                                                                                                                   Спартанцы, даже самые знатные, ходили в простой одежде. У них не было дорогих тканей. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения, расплачивались громоздкими железными прутьями. Ремеслом занимались периэки (в переводе «живущие вокруг»), свободные неспартанцы, жившие в пограничных районах. Ремесленники производили предметы первой необходимости и оружие.

ВОПРОСЫ: 

1. Какие группы людей проживали в Спартанском государстве?

2.Кто в Спарте занимался ремеслом?

3.Если бы в Спарте разрешили производить предметы роскоши, то ремесленники бы всё равно покинули пределы Спарты. Почему?


2. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.

ВОПРОСЫ:

1. Что можно было увидеть в Спарте?

2. Чем он отличался от других городов?


3.Строго соблюдая за тем, чтобы роскошь не затронула спартанцев: питались вскладчину, и позором считался отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

ВОПРОСЫ: 

1. Нужны ли были в Спарте искусные повара?

2. Почему было такое отношение к питанию?


№ 4. Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

ВОПРОСЫ:

1. За что убивали ни в чём не повинных людей-илотов, которые работали на них?

2. Всех подряд? Зачем?


2. «Община равных»

Как и в остальных полисах, в Спарте существовало Народное собрание; в нем участвовали мужчины – спартанцы. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Однако фактическая власть принадлежала не Народному собранию, а Совету старейшин, куда входили спартанцы старше 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.

- кто управлял Спартой?

- как проходил «детский способ» голосования?



3. Спартанская армия

1.Сообщение учащегося




























































































2. Работа с рисунком на стр.153

4.Спартанское воспитание

Дети принадлежали государству. Крепкого ребенка отдавали в семью на воспитание до семи лет при условии, что он был крепок и здоров. Если ребенок был слабым и тщедушным, его относили на край пропасти. Им прививали такие качества как неприхотливость, неразборчивость, отсутствие страха. С семи лет дети определялись в военные отряды, где их учили драться, петь военные гимны, воровать. Наказывали воришек не за то, что воровал, а за то, что проявил неловкость и попался на воровстве.

Для спартанцев характерна была краткая (лаконичная) речь. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем».


– Что хотела сказать этими словами женщина?


Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.


- Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?









Ответ учащихся

На полуострове Пелопоннес


Ответ учащихся

Спарта


Ответ учащихся

Лаконика и Мессения


Слушают учителя










Записывают термин




























Ответы учащихся




Работа с документом



















































































Ответы учащихся









Ответы учащихся

Илот








Работа с документами



















Ответы учащихся





















Ответы учащихся


















Ответы учащихся



















Ответы учащихся







Слушают учителя

























Ответы учащихся




Сообщение учащегося

Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал:

Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения,

Родину-мать от врагов обороняя в бою.

        Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми.

        Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.

        Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями.

        Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.

        Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение.

        В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20—60 м, стрела поражала на дистанцию 100—200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.

        Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2— 6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.




Работа с рисунком на стр.153


Слушают учителя





















Ответ учащихся



Слушают учителя
















Ответ учащихся



Групповая

Индивидуальная

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия


КУД: совместная деятельность


ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)



ЛУД: Рассуждение учеников







Первичное осмысление и закрепление


Древняя Спарта

Вариант 1

1. Выберете правильный ответ.

Спартанцы:

а) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции;

б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию;

в) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей.

2. Выберете неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) процветали искусство;

б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;

в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропась.

3. Продолжить перечень.

Управление Спартой осуществляли:

а) совет старейшин...

б)

в)

4. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

а) упорно занимались грамотой и письмом;

б) часами разучивали военные песни;

в) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;

г) славились умением красиво и долго говорить.

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

а) илоты;

б) демос;

в) архонты.


Вариант 2.

1. Выберете правильный ответ.

Спарта занимала территорию:

а) Средней Греции;

б) области Лаконии на севере Греции;

в) областей Лакония и Мессения в Пелопоннесе.

2. Выберете неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) строились прекрасные дворцы и храмы;

б) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков;

в) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом.

3. Продолжите перечень.

Илоты в Спарте:

а) работали на принадлежавших спартанцам наделах...

б)

в)

4. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

а) никогда не воровали чужого имущества;

б) умели стойко переносить лишения;

в) говорили кратко, давали меткие и точные ответы;

г) никогда не подвергались физическим наказаниям.

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

а) совет старейшин;

б) народное собрание;

в) ареопаг.

Ответы на варианты 1,2 – одинаковые: 1 – в; 2 – а; 3 – Народное собрание, два царя (вариант 1), принадлежали Спартанскому государству, отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов (вариант 2); 4 – а, г; 5 – а.



2. Игра «Найди ошибки в рассказе»

Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.

Что в этом рассказе не соответствует действительности?


3.Тест «ДА/НЕТ»

Предками спартанцев были троянцы.

Жителей покоренных спартанцами областей называли илотами.

Постепенно спартанцы покорили всю Аттику и Олимпию.

Жители остальной Греции осуждали спартанцев за убийство илотов.

Главным занятием спартанцев было военное дело.

Улицы Спарты были очень красивыми: можно было увидеть многочисленные памятники, многолюдные торговые площади.

За соблюдением всех правил в Спарте следил Совет старейшин.

Спартанским войском командовал один царь.

Юных спартанцев обучали чтению, письму, танцам, умению общаться.

Лаконичная речь – краткая речь.

Ответы: 1. Нет. 2. Да. 3. Нет. 4. Да. 5. Да. 6. Нет. 7. Да. 8. Нет. 9. Нет. 10. Да.

Критерии оценивания: «5» - 10 правильных ответов.

«4» - 8-9;


Ответ учащихся


Индивидуальная







ЛУД: Рассуждение учеников


РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Итоги урока.

Рефлексия


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.


Рефлексия

Оценивают работу на уроке всего класса


ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса


Домашнее задание


П.27, пересказ


Записывают домашнее задание в дневник







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!