№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (формы работы) | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте друг другу улыбнемся. Сегодня вас ждет интересная и увлекательная работа. Я думаю, что у вас все получится. | Ученики приветствуют учителя | Коммуникативные: умение отвечать на вопросы |
2 | Актуализация знаний. | Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными формулами. Дайте определение формуле. Какое у них практическое назначение? Запишите формулы, с помощью которых решаются данные задачи: а) Длина прямоугольника 90см, а ширина 30см. Чему равна площадь этого прямоугольника? б) Найди сторону квадрата с периметром 280м. в) Миша склеил куб с ребром 8см. Чему равен объём этого куба? г) Найдите объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3 м, 4 м и 10 м. - Какие еще формулы вы знаете? - Можно ли использовать эти формулы для решения задач на движение? - Почему? - Какие величины характеризуют движение? - Можете ли вы записать формулу, связывающую эти величины? | Формула - равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами. Формулы помогают решать практические задачи. а) S=a*b б) P=a*4 в) V=a*a*a г) V=a*b*c Дети называют формулу периметра прямоугольника P=(a+б)*2, площади квадрата S=a*а, Карточки с этими формулами учитель выставляет на доске. Нет. В этих формулах другие величины. Скорость, время, расстояние. | Познавательные учебные действия: • сравнивать математические объекты (числа, величины; • выбирать прием вычисления, выполнения действия; Коммуникативные учебные действия: • использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; • строить речевые высказывания для решения задач; • использовать математическую символику для составления числовых выражений; Регулятивные учебные действия: • формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчетами; |
3 | Фиксация затруднения | - Попробуйте записать формулу для решения задачи: «Турист идет со скоростью 4км/ч. Какой путь он пройдет за 5 часов?» Что вы пока не знаете? Поставьте перед собой цель. | | |
4 | Цель урока. (цель нашей учебной деятельности) | Построить формулу пути, связывающую скорость, время и расстояние, и научиться использовать ее для решения задач на движение. | | Коммуникативные учебные действия: • строить речевые высказывания |
5 | Организация открытия нового знания | - Покажите на луче дугами и точками, где будет турист через 1 час после выхода, через 2 часа, 3 часа, 4 часа, 5 часов. (Дети показывают дугами движение объектов, заполняют таблицу и записывают формулы зависимости между величинами s и t.) Пусть s км – путь, пройденный туристом за t часов. Заполните таблицу и допишите равенство s=…*t Время (t ч) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | t | Расстояние (s км) | | | | | | | - Какой станет, по вашему мнению, формула пути, если скорость движущегося объекта 5 км/ч, 8 км/ч, 150 км/ч и т. д. - Запишите, предложенные вами формулы в тот же столбик - Вы готовы самостоятельно записать общую формулу пути? - Можно ли использовать данную формулу s=v*t для нахождения скорости и времени? Запишите их. - Сравните полученные выводы с текстом учебника на стр. 5 | Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебной задачи. Дети заполняют таблицу s=4*t Запись формул в тетрадь s = 5 · t, s = 8 · t, s = 150 · t s=v*t v = s : t t = s : v Сравнение с текстом учебника | Работа с информацией: • читать информацию, представленную в разных формах; • извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице Познавательные учебные действия: • сравнивать математические объекты (числа, величины • моделировать предложенную практическую ситуацию Коммуникативные учебные действия: • использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; • строить речевые высказывания для решения задач; |
6 | Динамическая пауза | Физкультминутка «Самолет» | Выполняют движения под музыку | |
7 | Первичное закрепление | № 3 (а), стр. 4 (РТ). (работа в парах) Пользуясь формулой пути, заполните таблицы. s | v | t | 320 км | 80 км/ч | | 48 км | | 6 ч | | 5 м/с | 9 с | | Работа в парах (фронтальная проверка) | Регулятивные учебные действия: • проверять ход и результат выполнения действия; • вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; • формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчетами Совместная деятельность: • при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания; • договариваться о распределении обязанностей в совместном труде |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой | № 5, стр. 6 (учебник) Решите задачу по формуле пути s=v*t а) 1 ряд «Всадник едет со скоростью8 км/ч. Какое расстояние он проедет на 4 часа?» б) 2 ряд «Чему равна скорость почтового голубя, если за 2 часа он пролетает 120 км?» в) 3 ряд «Пчела летит со скоростью 6 м/с. За какое время она долетит до улья, если находится на расстоянии 360 м от него?» | Решение задачи по формуле пути | Коммуникативные учебные действия: • использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; • использовать математическую символику для составления числовых выражений Работа с информацией: • читать информацию, представленную в разных формах; • устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. |
9 | Включение нового знания в систему знаний и повторений. | № 6, стр. 6 (задание повышенной трудности.) Между городом и деревней 250км. Машина выехала из города в 10 часов утра и прибыла в деревню в 3 часа дня. С какой скоростью она ехала? s | v | t | 250 км | ? км/ч | (15 – 10) ч | - Чтобы найти, с какой скоростью ехала машина, можно пройденное расстояние 250 км разделить на время движения. Время не дано, но сказано, что машина выехала в 10 ч, а прибыла в 3 ч дня, или 15 ч. Значит, время можно найти, если из 15 ч вычесть 10 ч. 1) 15 – 10 = 5 (ч) - время движения; 2) 250 : 5 = 50 (км/ч). Ответ: скорость машины 50 км/ч. | Заполнение таблицы, решение задачи по формуле пути | Коммуникативные учебные действия: • использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; • использовать математическую символику для составления числовых выражений Работа с информацией: • читать информацию, представленную в разных формах; • устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. |
10 | Контроль и самоконтроль | Задание на выбор правильного ответа | Выполняют тестовую работу | Регулятивные учебные действия: • проверять ход и результат выполнения действия Работа с информацией: • читать информацию, представленную в разных формах; |
11 | Итог урока | - Давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? - Какую формулу мы сегодня построили? - Где понадобятся новые знания? | Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные учебные действия: • использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; • строить речевые высказывания Ррегулятивные учебные действия: • формулировать ответ |
12 | Рефлексивный анализ собственной деятельности | На доске: Я узнал… Я научился… Главное для меня было… | Высказывание детей | Ррегулятивные учебные действия: • формулировать ответ |
13 | Домашнее задание | РТ с. 4 № 3(б) (пользуясь формулой заполнить таблицу) №4 (задача) №5* (по желанию) | | |