Тема урока: Координатная плоскость.
Цели урока:
-обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) формирование умения учащихся определять координаты заданной точки и строить точки по заданным координатам, знако-символические и логические действия;
-развивающие: (формирование регулятивных УУД) развитие умения пользоваться полученной информацией; формирование коммуникативной компетенции учащихся, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формирование умения слушать и вступать в диалог; воспитание ответственности и аккуратности; участвовать в коллективном обсуждении при этом учиться умению осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
1.Организационный этап
-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
- Проверим, все ли у нас готово к уроку: Посмотрите все ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка? Прозвенел уже звонок, начинается урок.
-Ребята, девизом сегодняшнего урока служит цитата французского ученого Блеза Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным»
- Внимание на слайд, прочитайте словосочетания и скажите, с каким понятием они связаны?
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока «Координатная плоскость»
- Где в практической жизни мы встречаемся с применением координат?
Ответы учеников: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, на поле игры «Морской бой», географическая карта (долгота и широта), координаты на карте звёздного неба, билет в кино и т.д.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение данной темы. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
– Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? Сформулируйте и обоснуйте свои цели. (Дети формулируют цели урока.)
2. Актуализация знаний учащихся (устная работа).
-Урок у нас будет необычный, мы отправляемся с вами в заочное путешествие в Африку. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим нашу готовность. На столах у вас лежит лист с заданиями для устной работы, итак, читаем первый вопрос.
Задание №1.
Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
Ответ: координатные прямые х и у пересекаются под прямым углом.
Как называют каждую из этих прямых?
Ответ: координатную прямую х называют осью абсцисс, а координатную прямую у – осью ординат.
Как называют точку пересечения этих прямых?
Ответ: точку пересечения этих прямых называют началом координат.
Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
Ответ: эту пару чисел называют координатами точки.
Как называют первое число? Второе число?
Ответ: первое число – абсцисса точки, второе число – ордината точки.
6.Координатная плоскость –плоскость , на которой выбрана система координат.( Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета, образуют систему координат)
Задание №2. Назвать координаты точек, за единичный отрезок берется одна клетка (устно).
Задание №3. «Рассели жильцов». В какой четверти располагаются точки:
A (-2; 4) - … четверть, B (2; 3) - … четверть, C (-5; 0) – ось …. ,
D (4; 1) - … четверть, E (0; -6) – ось ……, К (-5;-3) - …. .
3. Работа, направленная на закрепление ранее изученного материала.
Практическая работа в парах (для оценки)
-До Африканского континента можно долететь на самолете или доплыть на корабле.
Задание «Самолет».
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
H(-7;1), G(-9;-1), M(-3;-1), N(1;-3), P(3,-3), K(1;-1), A(6;-1), S(7;4), B(4;1), С(-7;1)
Задание «Корабль».
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
A(-7;-2), B(-9;1), C(-3;1), D(-3;5), E(2;5), F(2;1), H(8;1), M(7;-2), N(-7;-2).
- Посмотрим, как удалось выполнить свою работу отважному капитану, смелому летчику. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга работу и поставьте оценку.
Оценка «3» - 3 -4 ошибки
«4» - 1, 2- ошибки
«5» - 0
-Всем удалось благополучно совершить перелет.
-Но нам предстоит «таможенная проверка багажа».
Вариант 1 1. Значение суммы -5,4+(-3,5) равно а) 8,9 б) 1,9 в) -8,9 г)-1,9. 2. Значение суммы 4,6+(-2,2) равно а) 6,8 б) 2,4 в) -2,4 г)-6,8 3. Выполните вычитание -2,6-(-1,4) а) -4 б) -1,2 в) 1,2 г) 4 4. Произведение -4,1 · (-5) равно а) 20,5 б) -23,5 в) 23,5 г)22,5 5. Частное чисел -3,6 : (-1,8) равно а) -0,2 б) 2 в)-0,5 г) 0,5 6. Решением уравнения х+3,8 = - 12,7 является число а) 16,5 б) -16,5 в) 1,1 г) -1,1 | Вариант 2 1. Значение суммы -4,4+(-2,5) равно а) 6,9 б) 1,9 в) -6,9 г)-1,9. 2. Значение суммы 5,6+(-3,2) равно а) 8,8 б) 2,4 в) -2,4 г)-8,8 3. Выполните вычитание -5,6-(-1,4) а) -7 б) - 4,2 в) 4,2 г)7 4. Произведение -7,1 · (-5) равно а) 35,5 б) -30,5 в) 30,5 г)35,1 5. Частное чисел -3,8 : (-1,9) равно а) -0,2 б) 2 в)-0,5 г) 0,5 6.Решением уравнения х + 3,8 =5,7 является число а) 9,5 б) -9,5 в) - 1,9 г) 1,9 |
Самопроверка.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1-в | в | б | б | а | б | б |
2-в | в | б | б | а | б | г |
6 заданий –«5»
4 - 5 заданий –«4»
3 задания –«3»
4.Обобщение умений и навыков нахождения координат точек, построенных в координатной плоскости.
-Продолжаем наш путь. Нам предстоит выполнить практическое задание. Вам нужно назвать имя точки и в скобках указать ее координаты.
- Какие рисунки изображены у вас на координатной плоскости? (Страус. Пальма)
- Кто знает, какие плоды приносит пальма? (кокосы, бананы, финики)
- Что вы знаете о страусах? (птица, а не летает; быстро бегает скорость страуса может достигать свыше 50-60 километров в час; зарывает голову в песок)
- Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы. А теперь запишите координаты точек. (работа в группах).
Аист:
А(9; 8), В(7; 14), С(6; 16), D(4; 16), E(2; 14), F(3; 5), G(2; 2), H(-5; -1), K(-9; -6), L(-10; -9), M(1; -6), N(5; 0), P(4; 4), Q(0; -10), Z(3;-16), Т(-1;-6), W(-2;-11), V(-1; -16)..
Страус:
D(9; 16), C(5; 18), B(2; 11), A(-3; 12), Y(-9; 11), W(-10; 11), Q(-9; 7), T(-8; 7), S(-9; 5), R(-4; 1),
P(-2; 2), N(-2; -10), M(2; -10), L(0; -8), K(2; 2), H(6; 2), G(7; 5), F(6; 10), E(6; 16).
3) T(-1; -6), W(-2; -11), V(-1; -16).
Пальма: H(4; 1), G(4; 4), F(1; 6), E(4; 7), D(6; - 6), C(5; 8), B(1; 8), A(2; 11), J(-1; 9), I(-5; 10), Q(-2; 6), Z(-6; 7), V(-7; 6), W(-6; 5), T(-2; 5), S(-4; 3), R(-4; 0), P(-1; 4), N(-1; -8), M(0; -8), L(0; 4), K(3; 3).
5. Физкультминутка для глаз.
Упражнения для глаз будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз,
Смотрим вдаль и смотрим в близь.
И десяток раз моргнем,
и зажмуримся потом.
Если глазки устают-
Упражнения спасут!
Наш путь лежит дальше. А кого встретим, узнаем, выполнив следующее практическое задание.
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
Слон:
(-4; 5), (0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8), (10; 6), (10; 2), (7; 0), (6;2), (6; -2), (5; -3), (2; -3), (2; -2),
(4; -2), (4; -1), (3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (-3; 2), (-4; 5), (-8; 4), (-11;2), (-12; -1), (-14; -3), (-11; -1), (-10; -4), (-11; -8), (-8; -8), (-8;-7), (-7;-7), (-7;-3), (-3; -3), (-3; -9), (0; -9), (0; -4), (1; -4), (1; -5), (0; -8), (3; -9), (4; -5), (4;-3).
Глаза: (2; 4), (6; 4).
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
Верблюд
(-9; 14), (-11; 13), (-11; 14), (-10; 15), (-8; 16), (-8; 17), (-6; 18), (-4; 15), (-5; 6), (-2; 13), (2; 13), (4; 8), (6; 13), (9; 13), (11; 7), (12; 0), (8; -16), (7; -16), (9; -8), (8; -2), (5; -16),
(4; -16), (5; -9), (5; -2), (1; -4), (-5; -3), (-6; -16), (-7; -16), (-8; -2), (-8; -16),
(-9; -16), (-11; 0), (-11; 5).
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
Бегемот
(-8; 4), (-6; 6), (-3; 6), (-1; 5), (1; 5), (3; 6), (4; 6), (5; 7), (5; 6), (7; 5), (8; 3), (9; 2), (8; 0), (6; -1), (4; 0), (3; 1), (2; 3), (1; -3), (1; -1), (0; -3), (-1; -3), (-1; -1), (-2; -2), (-4; -1), (-5; -3), (-6; -3), (-6; -1), (-7; -3), (-8; -3), (-8; -1), (-9; 1).
Учитель контролирует и по мере необходимости корректирует работу учащихся. Все выполненные работы учащихся демонстрируются и оцениваются. По ходу выполнения задания ребята будут высказывать предположения о том, какое животное у них получается.
- А что вы знаете об этих животных? (Слон самое большое животное на земле; вместо носа у него хобот и т.д. У верблюдов есть горб; они бывают одногорбые и двугорбые, очень долго могут обходиться без воды и т. д. Бегемот очень большое животное; боится жары и много времени проводит в воде и т.д.)
6. Домашнее задание. Степень сложности выбирают сами дети. Орёл. Дельфин
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какой теме был посвящен урок? (Координатная плоскость.)
Что мы делали на уроке? (Путешествовали в Африку. Строили по точкам рисунки. Определяли координаты точек.)
Как мы работали на уроке? (Самостоятельно, иногда с помощью учителя.)
Как вы оцениваете свою работу? Вы получили следующие оценки …
Фамилия Имя______________________________________________________________
Сегодня на занятиях было интересно, потому что_________________________________
__________________________________________________________________________
Я бы хотел похвалить себя за то, что____________________________________________
__________________________________________________________________________
Я понял, что_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Было трудно_______________________________________________________________
Меня удивило______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
На уроке понравилось, ______________________________________________________
__________________________________________________________________________
7