10 класс АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 25.01.2024
Тема: Логарифмические неравенства.
Тип: изучение нового материала.
Цель: изучить методы решения логарифмических неравенств.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с методикой решения логарифмических неравенств; практиковаться в решении логарифмических неравенств.
Развивающие: развивать у учащихся технику вычисления.
Воспитательные: прививать аккуратность и правильность записи математических символов; содействовать воспитанию интереса к математике.
Автор разработки урока: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать логарифмы.
Учитель проводит перекличку.
II. Проверка домашнего задания
Учитель проводит проверку и анализ выполнения домашней работы.
III. Актуализация знаний
Учитель проводит фронтальный опрос:
- Дайте определение логарифма.
- От любого ли числа можно найти логарифм?
- Какое число может стоять на месте основания логарифма?
- Какие значения может принимать логарифмическая функция?
- Какие логарифмы называют десятичными?
- Какие логарифмы называют натуральными?
- Перечислите основные свойства логарифмов.
IV. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня мы будем учиться решать логарифмические неравенства. Неравенства такого типа встречаются как в задания ЕГЭ по базовой математике, так и в заданиях ЕГЭ по профильной математике.
- Откройте тетради, запишите дату (25.01.2024) и тему урока «Логарифмические неравенства».
V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Мы уже говорили о логарифмической функции и ее свойствах. Важным свойством, которым мы пользовались для решения логарифмических уравнений: монотонность.
Для график логарифмической функции выглядит следующим образом:
- возрастающая функция: чем больше , тем больше . Значит, .
В отличие от уравнений, при решении логарифмических неравенствпроверкой обойтись не удастся, поэтому необходимо учитывать ОДЗ:
Объединяя, получаем: .
Для график логарифмической функции выглядит следующим образом:
- убывающая функция: чем больше , тем меньше . Значит, .
ОДЗ: .
Объединяя, получаем:
.
При решении логарифмических неравенств лучше всего начинать с проверки ОДЗ
Рассмотрим такой полезный факт: как быстро определить знак логарифма?
Рассмотрим два случая:
1) :
2) :
Таким образом, , если и лежат по одну сторону от 1, и , если и лежат по разные стороны от 1.
Основные виды логарифмических неравенств
1) Простейшие
2) Сводящиеся к простейшим
3) С использованием свойств логарифмов
4) С заменой
5) С переменной в основании
Рассмотрим решение логарифмического неравенства, когда основание логарифма .
,то есть знак неравенства сохраняется.
ОДЗ представлено системой:
Решением исходного неравенства является эквивалентное неравенство , поэтому для соблюдения ОДЗ достаточно проверить меньшее из чисел получаем систему неравенств, которая соответствует исходному неравенству:
Решение более сложных логарифмических неравенств
Пример 1:
Согласно методике решения простейших логарифмичеких неравенств, первым действием необходимо уравнять основания логарифмов, в данном случае представить правую часть в виде логарифма с требуемым основанием:
Получаем неравенство:
Учтем ОДЗ: 5-2х0
х2,5
Поскольку основание логарифма больше единицы, в эквивалентной системе знак неравенства сохранится:
Преобразуем:
Ответ: х
Пример 2:
Учтем ОДЗ:
ОДЗ:
Согласно свойству логарифма преобразуем в левой части сумму логарифмов с одинаковым основанием в логарифм произведения:
Нам известно, что число Пи больше единицы ( ). Поэтому в эквивалентном неравенстве знак исходного неравенства сохраняется:
Преобразуем полученное неравенство:
Корни квадратного уравнения, стоящего в левой части, согласно теореме Виета . Имеем параболу, ветви которой направлены вверх. Интересующие нас значения находятся между корней уравнения:
Ответ с учетом ОДЗ:
Сведение к простейшему логарифмическому неравенству часто осуществляется с помощью замены переменных.
Пример 3:
Приведем второй член к основанию 5:
Получили неравенство:
замена:
Имеем:
Согласно теореме Виета корни квадратного уравнения, стоящего в левой части: . Имеем параболу, ветви которой направлены вверх. Интересующие нас решения находятся в интервале между корнями.
Вернемся к исходным переменным:
Преобразуем согласно определению логарифма:
Ответ:
Пример 4:
Учтем ОДЗ:
ОДЗ:
Согласно свойству логарифма преобразуем в левой части сумму логарифмов с одинаковым основанием в логарифм произведения:
Преобразуем правую часть в логарифм с требуемым основанием:
Имеем неравенство:
Основание логарифма больше единицы, получаем эквивалентное неравенство с тем же знаком:
Преобразуем:
Согласно теореме Виета корни квадратного уравнения, стоящего в левой части: . Имеем параболу, ветви которой направлены вверх. Интересующие нас решения находятся в интервале между корнями:
Ответ с учетом ОДЗ:
Системы логарифмических неравенств решаются аналогично системам показательных неравенств: каждое из неравенств решается по отдельности, а затем находится пересечение.
Пример:
VI. Решение упражнений. Закрепление изученного материала.
Учитель вызывает учащихся к доске для решения №354 (1,3), №355(1), №356(1), №357 (1), №359(1), №361 (1); №366.
Если остаётся свободное время, то учитель даёт дополнительные задания по учебнику.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Продолжите предложения:
1) Сегодняшний урок заинтересовал меня …
2) Я считаю нужным запомнить …
3) Мне надо узнать лучше о …
VIII.Домашнее задание
Учитель выдаёт учащимся карточки с домашним заданием (смотреть в приложении 1).
- Вызывают ли у вас вопросы задания домашней работы? Если да, то какие?
IX. Подведение итогов урока
Оценивание рабочей деятельности учащихся на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
10 класс АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДОМАШНЯЯ РАБОТА Логарифмические неравенства Решите неравенства: |