СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Международные отношения в XIX начале XX вв."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит подробный конспект урока. Конспект составлен к учебнику Всеообщая история. История Нового времени 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Международные отношения в XIX начале XX вв."»

Тема урока: Международные отношения в конце XIX начале XX вв.

Цели и задачи урока:

  • Раскрыть историческое значение международных отношений, актуализировать знания о развитии истории стран Западной Европы на рубеже XIX-XX веков.

  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.

  • Донести до сознания учащихся мысль, что накопление военного потенциала, всплеск расизма и шовинизма представляют большую угрозу миру, что нет “малых войн”, каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации, сформировать чувство протеста против несправедливых захватнических войн, стремление бороться с проявлениями национализма, шовинизма, расизма как одних из самых опасных проявлений агрессии.

  • Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

  • Охарактеризовать общее состояние международных отношений.

  • Описать формирование блоковой системы.

  • Показать нарастание международной напряжённости в конце XIX в начале XX в. , проявившееся в гонке вооружений, росте национализма и шовинизма, создании военных союзов, региональных войнах за раздел мира.

  • Продолжить развивать умение готовить сообщение, использовать ранее изученный материал, оценивать исторические явления, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия:

  • модернизация, империализм, империалистические войны, колониализм, сферы влияния; Антанта; “Союз трёх императоров”,

  • “Тройственный союз”, “Франко-русский союз”; принцип “блестяшей изоляции”.

План урока:

  1. Кризис Венской системы.

  2. Система Союзов Бисмарка.

  3. Рост колониальной активности. Особенности колониальной политика ведущих держав мира.

  4. Англо-германсике отношения и складывание Антанты.


Проверка домашнего задания.

Игра «Крестики-нолики»

1 вариант 2 вариант

1

2

3


1

2

3

4

5

6

4

5

6

7

8

9


7

8

9


Изучение нового материала.

  1. Венский конгресс. После победы над Наполеоном встал вопрос об послевоенном устройстве Европы. В 1815 г. в Вене состоялся Венский конгресс, главной задачей которого было решить этот вопрос.

  • Вспомните, какие страны приняли участие в Венском конгрессе? (Россия, Англия, Австрия и Пруссия, а также проигравшая Франция)

Новый европейским порядок должен был не допустить повторения революций, а также должен был не допустить гегемоний, т.е. превосходства, одной страны над другой. С этой целью провозглашались два принципа.

  • Стр. 215 п. 1 найдите какие принципы провозглашались и запишите их в тетрадь.

Запись в тетрадь:

  • Реставрация, т.е. возвращение к дореволюционным порядкам

  • Легитизм, т.е. восстановление на тронах законных династий.


С Венского конгресса 1815 г., ведет отсчет новая система международных отношений, которая сменила существовавшую с 1648 г. Вестфальскую систему.

XIX в. побил все рекорды по количеству конференций и встреч министров, призванных решать мирным способом спорные проблемы. Возникло представление и «европейском концерте»

  • Стр. 215 найдите и запишите в тетрадь, что значит «европейский концерт»?

Запись в тетради:

«Европейский концерт» - сообщество европейских государств, связанных общими интересами: сохранить мир, не допустить гегемонии одной державы, противостоять революциям.


В последней четверти XIX в. начинается раскол Европы на 2 лагеря.


  • Стр. 219 найдите причины, почему начинается кризис Венской системы? (В последние десятилетия все цели Венской системы остались в прошлом: отныне революции больше не вели к войнам европейского масштаба, а «принцип национальностей» привел к появлению новых государств. Поэтому необходимость в сотрудничестве против революций и национальных движений отпала. Крымская война, открыла эпоху войн, в которых приняли участие все без исключения великие державы. На место «европейского концерта» и готовности компромисса пришла «реальная политика», требовавшая руководствоваться исключительно собственными интересами.)


  1. Система союзов Бисмарка.

Теперь в роли регулятора международных отношений выступала система союзов Бисмарка.

  • Стр. 221 составить таблицу «Военные союзы и их участники»

Название союза

Дата создания

Страны участницы

Цель создания союза

Тройственный союз

1882 г.

Германия, Австро-Венгрия, Италия

Союз против России и Франции

Союз трех императоров

1881 г.

Россия, Германия, Австро-Венгрия

Нейтралитет в случаи войны с не входившими в союз странами.

Средиземноморская Антанта

1887 г.

Австро-Венгрия, Италия, Англия

Направлен против России и Франции


  • Стр. 221 найдите и запишите в тетрадь противоречия системы союза? Зачем Бисмарку нужна была такая система союзов?

После того как Вильгельм II отправил Бисмарка в отставку, Германия отказалась перезаключать договора с Россией. Потеряв главного союза и враждуя с Австро-Венгрией, Россия была вынуждены сблизиться с Францией, тем более, что она давала большие финансовые займы России. Так в 1891 -1894 гг. был заключен русско-французский союз. Таким образом наряду с Тройственным союзом возник второй полюс силы в Европе. Начался раскол Европы на два противостоящих лагеря.


  1. Рост колониальной активности. Особенности колониальной политика ведущих держав мира.

  • 1 вариант: стр. 221-222, найдите и запишите в тетради причины роста колониальной активности?

  • 2 вариант: стр. 222 -223 найдите и запишите в тетради особенности колониальной политики ведущих держав мира?

  • Индивидуальное задание: стр. 221-222 ответьте на вопрос, как изменилась система управления колониями?

Запись в тетради:

Причины роста колониальной активности:

  1. Колоссальный рост численности населения, стал важнейшей предпосылкой переселения европейцев в другие регионы.

  2. Поиск новых ресурсов за океаном для обеспечения растущего населения всем необходимым.

  3. Промышленная революция сделала возможным переселение миллионов человек и захват новых территорий технически возможным.

  4. Качественный рост производства, в связи с этим возникла необходимость в новых источниках сырья и рынка сбыта в колониях.


Особенности колониальной политики:

Англия: к началу XX в. колонии Англии потребляли 38% английского экспорта.

Франция: по площади колониальных владений уступала Англии в 14 раз. Началось быстрое французской колониальной империи с ее двумя основными центрами в Африке и Юго-Восточной Азии.

Германия:

США:

Перемены в системе управления колониями:


  1. Англо-германсике отношения и складывание Антанты.


Таким образом:


Домашнее задание: §24, прочитать. Принести учебник ИР 2 часть. Выучить записи в тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!