Тема урока: Международные отношения в конце XIX начале XX вв.
Цели и задачи урока:
-
Раскрыть историческое значение международных отношений, актуализировать знания о развитии истории стран Западной Европы на рубеже XIX-XX веков.
-
Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.
-
Донести до сознания учащихся мысль, что накопление военного потенциала, всплеск расизма и шовинизма представляют большую угрозу миру, что нет “малых войн”, каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации, сформировать чувство протеста против несправедливых захватнических войн, стремление бороться с проявлениями национализма, шовинизма, расизма как одних из самых опасных проявлений агрессии.
-
Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.
-
Охарактеризовать общее состояние международных отношений.
-
Описать формирование блоковой системы.
-
Показать нарастание международной напряжённости в конце XIX в начале XX в. , проявившееся в гонке вооружений, росте национализма и шовинизма, создании военных союзов, региональных войнах за раздел мира.
-
Продолжить развивать умение готовить сообщение, использовать ранее изученный материал, оценивать исторические явления, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия:
-
модернизация, империализм, империалистические войны, колониализм, сферы влияния; Антанта; “Союз трёх императоров”,
-
“Тройственный союз”, “Франко-русский союз”; принцип “блестяшей изоляции”.
План урока:
-
Кризис Венской системы.
-
Система Союзов Бисмарка.
-
Рост колониальной активности. Особенности колониальной политика ведущих держав мира.
-
Англо-германсике отношения и складывание Антанты.
Проверка домашнего задания.
Игра «Крестики-нолики»
1 вариант 2 вариант
1 | 2 | 3 | | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | | 7 | 8 | 9 |
Изучение нового материала.
-
Венский конгресс. После победы над Наполеоном встал вопрос об послевоенном устройстве Европы. В 1815 г. в Вене состоялся Венский конгресс, главной задачей которого было решить этот вопрос.
-
Вспомните, какие страны приняли участие в Венском конгрессе? (Россия, Англия, Австрия и Пруссия, а также проигравшая Франция)
Новый европейским порядок должен был не допустить повторения революций, а также должен был не допустить гегемоний, т.е. превосходства, одной страны над другой. С этой целью провозглашались два принципа.
Запись в тетрадь:
-
Реставрация, т.е. возвращение к дореволюционным порядкам
-
Легитизм, т.е. восстановление на тронах законных династий.
С Венского конгресса 1815 г., ведет отсчет новая система международных отношений, которая сменила существовавшую с 1648 г. Вестфальскую систему.
XIX в. побил все рекорды по количеству конференций и встреч министров, призванных решать мирным способом спорные проблемы. Возникло представление и «европейском концерте»
Запись в тетради:
«Европейский концерт» - сообщество европейских государств, связанных общими интересами: сохранить мир, не допустить гегемонии одной державы, противостоять революциям.
В последней четверти XIX в. начинается раскол Европы на 2 лагеря.
-
Стр. 219 найдите причины, почему начинается кризис Венской системы? (В последние десятилетия все цели Венской системы остались в прошлом: отныне революции больше не вели к войнам европейского масштаба, а «принцип национальностей» привел к появлению новых государств. Поэтому необходимость в сотрудничестве против революций и национальных движений отпала. Крымская война, открыла эпоху войн, в которых приняли участие все без исключения великие державы. На место «европейского концерта» и готовности компромисса пришла «реальная политика», требовавшая руководствоваться исключительно собственными интересами.)
-
Система союзов Бисмарка.
Теперь в роли регулятора международных отношений выступала система союзов Бисмарка.
Название союза | Дата создания | Страны участницы | Цель создания союза |
Тройственный союз | 1882 г. | Германия, Австро-Венгрия, Италия | Союз против России и Франции |
Союз трех императоров | 1881 г. | Россия, Германия, Австро-Венгрия | Нейтралитет в случаи войны с не входившими в союз странами. |
Средиземноморская Антанта | 1887 г. | Австро-Венгрия, Италия, Англия | Направлен против России и Франции |
После того как Вильгельм II отправил Бисмарка в отставку, Германия отказалась перезаключать договора с Россией. Потеряв главного союза и враждуя с Австро-Венгрией, Россия была вынуждены сблизиться с Францией, тем более, что она давала большие финансовые займы России. Так в 1891 -1894 гг. был заключен русско-французский союз. Таким образом наряду с Тройственным союзом возник второй полюс силы в Европе. Начался раскол Европы на два противостоящих лагеря.
-
Рост колониальной активности. Особенности колониальной политика ведущих держав мира.
-
1 вариант: стр. 221-222, найдите и запишите в тетради причины роста колониальной активности?
-
2 вариант: стр. 222 -223 найдите и запишите в тетради особенности колониальной политики ведущих держав мира?
-
Индивидуальное задание: стр. 221-222 ответьте на вопрос, как изменилась система управления колониями?
Запись в тетради:
Причины роста колониальной активности:
-
Колоссальный рост численности населения, стал важнейшей предпосылкой переселения европейцев в другие регионы.
-
Поиск новых ресурсов за океаном для обеспечения растущего населения всем необходимым.
-
Промышленная революция сделала возможным переселение миллионов человек и захват новых территорий технически возможным.
-
Качественный рост производства, в связи с этим возникла необходимость в новых источниках сырья и рынка сбыта в колониях.
Особенности колониальной политики:
Англия: к началу XX в. колонии Англии потребляли 38% английского экспорта.
Франция: по площади колониальных владений уступала Англии в 14 раз. Началось быстрое французской колониальной империи с ее двумя основными центрами в Африке и Юго-Восточной Азии.
Германия:
США:
Перемены в системе управления колониями:
-
Англо-германсике отношения и складывание Антанты.
Таким образом:
Домашнее задание: §24, прочитать. Принести учебник ИР 2 часть. Выучить записи в тетради.