СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"»

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня мы с вами продолжим исследовать тайны русского языка. Откроем ещё одну тайну, которая поможет вам сделать ещё один шаг на пути к грамотному письму.

2.Словарная работа.

Спишите словарные слова, выделите буквы, которые нужно запомнить:

Тетрадь, коньки, картофель, воробьи, пальто, (Слайд2)

- Почитайте слова. Что общего у этих слов?

(Это словарные слова. Все слова имена существительные. Во всех словах пишется мягкий знак.)

- Чем отличаются данные слова?

(Существительные единственного числа и множественного числа. Мягкий знак встречается в середине и конце слов.

3. Воспроизведение правила написания мягкого знака в слове.

Отгадайте загадки: (Слайд3)

- Сердитая недотрога - Живёт в норке.

Живёт в глуши лесной. Грызёт корки.

Иголок очень много Короткие ножки,

А нитки ни одной. (Ёж) Боится кошки. (Мышь)

- С серебристой чешуёй,

Не плотва. Какой большой! Махнула птица крылом,

А копчёный – это вещь! Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)

Догадались? Это …..(Лещ)

- Что общего во всех отгадках?

(Заканчиваются на шипящие звуки)

- Дайте характеристику этим звукам: ж, ш, ч, щ

( ш - согл., глух., твёрдый; ж- согл., звонк., твёрдый;ч- согл., звонк., мягкий;

щ - согл., глух., мягкий)

4. Создание проблемной ситуации.



- Вспомните, что вы знаете о написании мягкого знака в именах существительных?

(Обозначает мягкость согласного и разделяет согласный с гласным) (Слайд 4)

- Что можете сказать о написании Ь после шипящих: Ж, Ш, Ч,Щ (Слайд 6)

5. Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из ситуации.

- Поработайте в парах. У вас на столах карточки

- Задание 1. Разбейте слова на две группы: с Ь – знаком и без Ь - опираясь на предложенный алгоритм.    ( Слайд 6)  

Алгоритм

Прочитайте слово.

 Определите часть речи.

 Какие звуки слышатся на конце слова?

 Определите грамматические значения слов.

 Определите, на какие группы можно распределить слова.

 Запишите слова, распределив их в группы.

 Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.

 Сделайте вывод.

 - взаимопроверка (Слайд 7)

- Задание 2.Прочитайте синонимы. Обозначьте род имён существительных с шипящей на конце.

 - взаимопроверка (Слайд 7)

- Что заметили?

(У им. сущ. жен. р. пишется - Ь, у им. сущ. муж. р. – не пишется Ь) (Слайд 8)

6. Знакомство с правилом

Прочитайте правило в учебнике на стр. 31

- Что можно сказать о написании Ь знака на конце имён существительных после шипящих? (Это орфограмма) (Слайд 9)

7. Закрепление.

- Работа по учебнику:

стр. 31, упр51,

стр32, упр. 53

8. Рефлексия. Занимательные фигуры. (Слайд 10)

Отгадайте слова:


1.Резиновый ____________(мяч)

2. Летучая _____________(мышь)

3.Вставить в замок ________(ключ)

4.Оказать скорую _____________(помощь).

5.Найти в лесу душисты ___________(ландыш)

6.Заточить цветной ____________(карандаш)
- Какую орфограмму открыли сегодня на уроке? (Слайд11)

- Кому было трудно на уроке ------------

- Кому было интересно -------------------

Кто продолжит: я научился_______________ (писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
- Кого могли бы отметить на уроке? (Оценки)

9. Домашнее задание:
- учебник стр. 32, упр. 55.

























                                                                                     

Задание 1. Разбей слова на две группы:

шалаш, багаж, душ, ложь, ёрш, вещь, глушь, мышь, луч, дочь.

Задание 2.Прочитайте синонимы. Обозначьте род имён существительных

с шипящим на конце.

Сила – мощь ( ), соревнование матч ( ), неправда – ложь ( )

Призыв – клич ( ), граница – рубеж ( ), команда – экипаж ( )




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!