Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня мы с вами продолжим исследовать тайны русского языка. Откроем ещё одну тайну, которая поможет вам сделать ещё один шаг на пути к грамотному письму.
2.Словарная работа.
Спишите словарные слова, выделите буквы, которые нужно запомнить:
Тетрадь, коньки, картофель, воробьи, пальто, (Слайд2)
- Почитайте слова. Что общего у этих слов?
(Это словарные слова. Все слова имена существительные. Во всех словах пишется мягкий знак.)
- Чем отличаются данные слова?
(Существительные единственного числа и множественного числа. Мягкий знак встречается в середине и конце слов.
3. Воспроизведение правила написания мягкого знака в слове.
Отгадайте загадки: (Слайд3)
- Сердитая недотрога - Живёт в норке.
Живёт в глуши лесной. Грызёт корки.
Иголок очень много Короткие ножки,
А нитки ни одной. (Ёж) Боится кошки. (Мышь)
- С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой! Махнула птица крылом,
А копчёный – это вещь! Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)
Догадались? Это …..(Лещ)
- Что общего во всех отгадках?
(Заканчиваются на шипящие звуки)
- Дайте характеристику этим звукам: ж, ш, ч, щ
( ш - согл., глух., твёрдый; ж- согл., звонк., твёрдый;ч- согл., звонк., мягкий;
щ - согл., глух., мягкий)
4. Создание проблемной ситуации.
- Вспомните, что вы знаете о написании мягкого знака в именах существительных?
(Обозначает мягкость согласного и разделяет согласный с гласным) (Слайд 4)
- Что можете сказать о написании Ь после шипящих: Ж, Ш, Ч,Щ (Слайд 6)
5. Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из ситуации.
- Поработайте в парах. У вас на столах карточки
- Задание 1. Разбейте слова на две группы: с Ь – знаком и без Ь - опираясь на предложенный алгоритм. ( Слайд 6)
Алгоритм
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Какие звуки слышатся на конце слова?
Определите грамматические значения слов.
Определите, на какие группы можно распределить слова.
Запишите слова, распределив их в группы.
Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
Сделайте вывод.
- взаимопроверка (Слайд 7)
- Задание 2.Прочитайте синонимы. Обозначьте род имён существительных с шипящей на конце.
- взаимопроверка (Слайд 7)
- Что заметили?
(У им. сущ. жен. р. пишется - Ь, у им. сущ. муж. р. – не пишется Ь) (Слайд 8)
6. Знакомство с правилом
- Прочитайте правило в учебнике на стр. 31
- Что можно сказать о написании Ь знака на конце имён существительных после шипящих? (Это орфограмма) (Слайд 9)
7. Закрепление.
- Работа по учебнику:
стр. 31, упр51,
стр32, упр. 53
8. Рефлексия. Занимательные фигуры. (Слайд 10)
Отгадайте слова:
1.Резиновый ____________(мяч)
2. Летучая _____________(мышь)
3.Вставить в замок ________(ключ)
4.Оказать скорую _____________(помощь).
5.Найти в лесу душисты ___________(ландыш)
6.Заточить цветной ____________(карандаш)
- Какую орфограмму открыли сегодня на уроке? (Слайд11)
- Кому было трудно на уроке ------------
- Кому было интересно -------------------
Кто продолжит: я научился_______________ (писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
- Кого могли бы отметить на уроке? (Оценки)
9. Домашнее задание:
- учебник стр. 32, упр. 55.
Задание 1. Разбей слова на две группы:
шалаш, багаж, душ, ложь, ёрш, вещь, глушь, мышь, луч, дочь.
Задание 2.Прочитайте синонимы. Обозначьте род имён существительных
с шипящим на конце.
Сила – мощь ( ), соревнование матч ( ), неправда – ложь ( )
Призыв – клич ( ), граница – рубеж ( ), команда – экипаж ( )