СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Морфемика и словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфемика и словообразование" (тип урока: крок открытия "нового знания").

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Морфемика и словообразование"»

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 6 В

УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. 1 часть.  М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021г.

Тема: морфемика и словообразование

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели:

  • Деятельностная: организовать учебную деятельность обучающихся по формированию у них регулятивных универсальных учебных действий: умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебной деятельности; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

  • Содержательная: повторить и обобщить ранее изученное по морфемике и словообразованию; развивать умение различать однокоренные слова и формы слова; показать роль однокоренных слов как средства связи предложений в тексте; дать понятие о паронимах.

  • Прогнозируемые результаты:

  1. Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

  1. Познавательные:

  • умение выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий,

  • формулировать и ставить проблемы.

  1. Регулятивные:

  • развивают умение формулировать собственное затруднение;

  • принимают и сохраняют творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

  1. Коммуникативные:

  • адекватно используют коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

  • договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

  • адекватно оценивают свою роль в коллективной творческой деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

(2 мин)




- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и сотрудничать с вами сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить.  Урок – это   наше с вами совместное творчество.  Открывайте тетради запишите число, классная работа.


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, оформляют записи в тетради.

Личностные

Познавательные

Регулятивные


2. Этап целеполагания

(4 мин)


Постановка проблемы, определение темы и цели урока.

– Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю «собрать» слово.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка.

Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок.

Что помогло вам догадаться, какие слова я загадала?

Какую большую тему мы начнём изучать сегодня на уроке?

– Да, правильно. Запишем тему урока: морфемика и словообразование.

– Какие задачи поставим перед собой?





Подсказка.



Переводчик


Знание морфемного состава слов.

Состав слова



Повторить тему морфемика и словообразование


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

3. Изучение

нового материала

(8 мин)


Чтение определений, обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 99).


– Повторим. Что такое морфемика?

Что она изучает? Что такое морфема? Из каких частей состоит слово?

Какие части слова входят в основу? Какие слова называются однокоренными?

Давайте вспомним, что такое форма слова. Я вам раздаю памятки, вклейте их себе в тетрадь. (Приложение 1)

Как образуются формы слова?

Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?

Открывают учебник. Один из учеников читает вслух.












Вставляют пропущенные слова.

Вспоминают названия и определение морфем.












Отвечают на вопросы.


Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(7 мин)






Выполним упражнение 201.


Отвечают на вопросы. Пишут тексте по памяти.


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные


5.Физкультминутка(2 мин)




6. Закрепление нового знания.

(14 мин)

С окончанием и основой слова разобрались, вспомнили. Давайте же перейдём к формам слова и однокоренным словам. Посмотрим на упражнение 202.













Изучим поподробнее однокоренные слова. Выполним упражнение 203.


Письменно делают все самостоятельно в тетрадях. Под буквой а) делает 1 вариант, под буквой б) делает 2 вариант.


Взаимопроверка.






Один ученик у доски.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

7. Рефлексия. Итог урока.

(4 мин)

Вот подходит к концу урок. Как ваше настроение.

Как связаны морфемика и словообразование?

Все ли слова имеют окончание?

Что вам стало более понятно? Что узнали нового, а что уже знали?

На полях тетради нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение после этого урока.



Отвечают на вопросы.

Обдумывают.

Выражают своё настроение.


8. Домашнее задание

(1 мин)

Запишем домашнее задание: п. 34, упр. 204 по заданию.

Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание.




Приложение

Приложение 1

2