СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Общение", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью общения при формировании личности человека; исследовать цели общения и его механизм; выяснить особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Общение", 6 класс»

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: ________________ Класс:_______ Дата проведения_________

ТЕМА: Общение

Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью общения при формировании личности человека; исследовать цели общения и его механизм; выяснить особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность, виды и особенности общения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принци­пами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эв­ристическую беседу, работать с документами, анализировать про­блемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппа­рат {общение, речевое общение, неречевое общение, мимика, эмоции) для раскрытия сущности механизма общения; объяснять сущность и механизмы общения, определять его цели; находить нужную со­циальную информацию и адекватно ее воспринимать; анализиро­вать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественных явлений с позиций одобряемых в современном российском обществе;

метапредметные — I) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формули­ровать свою точку зрения и быть готовым ее изменить; определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

2)регуля­тивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3) познавательные: осуществлять расши­ренный поиск информации; анализировать, сравнивать, класси­фицировать и обобщать факты и явления; давать определения по­нятий;

4) личностные: понимание значения общения; осмысленное отношение к искусству общения; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

1. Организационный момент

2. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек сидел в одиночестве. Вдруг к нему подошел его друг. «Я дол­жен поговорить с тобой», — сказал он. Человек увидел знак в том, что пришел его друг, и стал говорить о том, что он считал важным. Он гово­рил о Божьих благословениях, о любви и о том, что он увидел в приходе друга знак от своего ангела, потому что до этого он чувствовал себя оди­ноко, а теперь у него была компания.

Друг слушал его, не говоря ни слова, поблагодарил и ушел. Но не сча­стье, а еще большее одиночество почувствовал человек. Позже он понял, что в восторге не обратил никакого внимания на просьбу своего друга: поговорить.

Вопросы к классу

  • Как вы поняли смысл этой притчи?

  • Какое отношение она имеет к нашим урокам?

(Ответы, учеников.)


Проверим знания по теме прошлых уроков «Человек в груп­пе», выполнив несколько заданий.

  1. Из двух суждений: а) санкции охраняют групповые нормы;

б) санкции включают как поощрение, так и отрицание:

  1. верно только а;

  2. верно только б;

  3. оба суждения верны;

  4. оба суждения неверны.

  1. Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Вся Сеча представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торго­вали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шин­карей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Это не было какое-нибудь сборище бражников, напивавшихся с горя; это было просто какое-то бешеное разгулье веселости...

Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это счита­лось уже поношением всему козачеству: его, как бесчестного, привязыва­ли к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий про­ходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Неплатившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не ре­шался его выкупить и заплатить за него долг. Но более всего произвела впечатленья на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубий­ство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом.

Вопрос к классу

— Какие групповые нормы существовали у казаков в описы­ваемое Н.В. Гоголем время?


  1. Какое из двух высказываний вы поддерживаете? Приведите не менее двух аргументов в защиту своей позиции.

  1. без групповых норм невозможно добиться цели, выпол­нить дело, за которое борется группа;

  2. групповые нормы сковывают инициативу человека, ме­шают ему развиваться, а значит, и достигать цели.

  1. Подумайте и напишите, какие санкции могут быть приме­нены в следующих ситуациях:

  1. ученик опоздал на урок

  2. ученик победил в школьной олимпиаде

  3. ученик отказался помочь маме

  4. ученик распускал слухи и сплетни об однокласснике

  5. ученик помог другу сделать домашнюю работу

(Проверка выполнения заданий.)


Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 67 учебника.

(Ответы учеников.)


Тема уроков: «Общение».

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

  1. Что такое общение.

  2. Каковы цели общения.

  3. Как люди общаются.

  4. Особенности общения со сверстниками, старшими и млад­шими.

  5. «Слово — серебро, молчание — золото».

Проблемный вопрос уроков

  • Почему человек не может быть вне общения?


  1. Введение в новый материал

Каждый из нас живет, учится и работает среди людей. Мы хо­дим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т. д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих нена­

видим. Что же такое общение? Какую роль оно играет в жизни человека? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

  1. Работа по теме уроков

  1. Что такое общение

  • Какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?

(Ответы учеников.)

В. Даль дает такое толкование понятия «общение»: «изяще­ство, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость». «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения», — написал А. де Сент-Экзюпери.

Формирование личности происходит в непосредственном окружении, которое называется социальной средой. Можно ска­зать, что человек существует и развивается в обществе, в окру­жающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями из­меняет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими членами группы. Все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.

Роль и перспективы общения отмечал более двухсот лет назад великий ученый М.В. Ломоносов в «Российской грамматике»: «...Когда к сооружению какой-либо махины (т. е. машины. — Ред.) приготовленные части лежат особливо и ни которая определенно­го себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел те­чения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были диких зверей...»

  • Что же такое общение?


Задание: внимательно изучите и прокомментируйте приве­денную схему.












Задание: предположите, что было бы, если бы не было обще­ния. При ответе вспомните случаи с детьми-маугли, о которых мы уже говорили ранее (на уроках 3,4).

(Проверка выполнения задания.)

У разных людей различные способности к общению. Одни об­щаются легко и непринужденно, а другие с трудом идут на контакт.


  1. Каковы цели общения

Задание: используя прием «Мозговой штурм», выскажите свои предположения на тему «Для чего человеку необходимо общение».

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)




Человеческое общение — сложный процесс, который напо­минает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех уровней. Каждый уровень по-своему важен и в разные моменты общения может выйти на передний план, скрывая остальные.

Задание: изучите «пирамиду общения» и обозначьте ее ступе­ни по степени важности для себя. Свой выбор объясните.








Задание: изучите п. 2 § 8 учебника и, разделившись на две группы, ответьте на следующие вопросы.

Вопрос для первой группы: что происходит в процессе общения? Вопрос для второй группы: что происходит с людьми в резуль­тате общения?

Результаты работы представьте наглядно.

Презентация работы первой группы






Презентация работы второй группы




3. Как люди общаются

Общение происходит в нескольких основных формах. В зави­симости от способа передачи информации различают следующие виды общения.






Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в страну «Об­щение». По пути вы должны делать путевые записи, а в конце его дать характеристику видов общения.

Рабочий материал

Слайд 1. Выделяют две разновидности устной речи — монолог и диа­лог. Диалог (от греч. dia через и logos — слово, речь) — это непосред­ственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos — один и logos слово, речь) — это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. Со­ответственно, монологическим и диалогическим называют виды обще­ния, различающиеся по постоянной (переменной) коммуникативной роли я - говорящего и ты — слушающего.

Слайд 2. Существуют такие типы неречевого общения, которые свя­заны с использованием предметов и рисунков (например, государствен­ные флаги, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы). Около 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны, не умеют ни читать, ни писать, а для общения используют устную речь и символы. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык. Из 3000 языков мира меньше половины облечены в письменную форму, у остальных культурное наследие передается следующим поколениям путем устного общения.

Слайд 3. В повседневной жизни вы часто прибегаете к неречевому (вербальному) общению: воспринимаемый внешний вид и выразитель­ные движения человека (жесты, мимика, позы, походка и т. д.). Жесты являются зеркалом, отражающим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы считываем в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую спе­цифическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу нере­чевых форм коммуникации мы прибегаем в тех случаях, когда не доверя­ем словам человека. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность собеседника.

Слайд 4. Самый простой прием невербального общения — жесты- символы, они ограничены рамками той или иной культуры или мест­ности. Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (например, указание рукой) и также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы играют важную роль в на­чале и конце беседы (например, рукопожатие - традиционная и древ­нейшая форма приветствия). Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и прояв­ляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признака­ми переживаний (нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т. д.).

Слайд 5. Ваше поведение должно быть естественным, не должно за­ставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха. (На слайде демонстрируются открытые позы, позы защиты, размышления, уверен­ности, намерения и т. д.).

Слайд 6. Для каждой эмоции характерно свое положение бровей. Так, если брови подняты дугой — это демонстрирует уверенность и позитив­ные эмоции; брови подняты высоко — человек чем-то удивлен; опущен­ные брови — неуверенность и негативные ощущения (признак слабости и тревоги).

Слайд 7. Когда люди из разных стран недостаточно понимают друг друга, они пытаются и использовать жесты. При этом привычные же­сты для одного народа могут быть непонятны другому или даже носить противоположный характер. Так, если провести ребром ладони у горла, показывая японцу, что ты уже сыт, то это произведет на него тягостное впечатление. Этот жест у японцев означает обезглавливание или, в со­временном варианте, увольнение с работы. Лучше провести ладонью не под подбородком, а над головой — тогда японец поймет, что его гость угостился «выше крыши».

Слайд 8. Если человек, соединив указательный и большой палец в виде кружка, пожелает показать, что у него все в порядке, имитируя выражение «о’кей», то японец подумает, что он хочет получить деньги (таким образом показанный кружок для японца — это монета). Если вы захотите выразить, что не нужно чего-то много, а только «вот столечко», показав при этом мизинец, это тоже будет истолковано неправильно, поскольку поднятый мизинец в японской системе жестов означает слово «женщина». Жест «отлично, молодец» (большой палец вверх, остальные сжаты в кулак) у японцев означает «мужчина».

Слайд 9. Жест приглашения у японцев в точности совпадает с нашим жестом прощания — ладонь обращают от себя и раскачивают ею вперед и назад. А наш жест приветствия — ладонь, обращенная к собеседни­ку, раскачивается влево-вправо — истолковывается японцами как жест прощания. Говоря «я», европеец укажет на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу. Поза задумчивости в ев­ропейской традиции — ладонь у лба. Японец в задумчивости скрещи­вает руки на груди. Указующий жест у японцев — это рука, протянутая ладонью вверх в определенном направлении. Для американцев это жест попрошайки, поэтому служащие японских гостиниц, которые, кстати, не берут чаевые, но с помощью этого жеста приглашающие гостей прой­ти, воспринимаются ими как вымогатели.

Слайд 10. Когда мы хотим намекнуть, что кто-то не в своем уме, то вертим пальцем у виска. Японец в этой ситуации подносит к виску кулак и внезапно разжимает пальцы. Когда японец приставляет указа­тельные пальцы к голове наподобие рожек, то это значит, что кто-то тре­тий, например начальник, зол как черт. Также этот жест может означать ревность.

Слайд 11. Китайцу ничего не скажут такие обычные для нас жесты, как покрутить пальцем у виска, многозначительно похлопать полбу или глубокомысленно почесать затылок. С другой стороны, многое в поведе­нии и жестах китайцев для нас непонятно, а иногда и просто неприятно. Некоторые жители Китая протягивают для рукопожатия левую руку. По­жав руку, благорасположенный к вам китаец может долго не отпускать

ее, иногда начинает раскачивать вашу руку, похлопывать сверху другой рукой, слегка тянуть вниз.

Слайд 12. В былые времена в Китае выражать свои чувства в обще­ственных местах считалось дурным тоном. Сейчас прикосновения от­крывают иное качество личных взаимоотношений, придавая им теплоту и доверительность, символизируя внимание и заботу. Многие китайцы имеют привычку во время беседы трогать своего собеседника за локоть или плечо, поглаживать или теребить рукав, выражая тем самым друже­любное отношение к нему.

Слайд 13. Если в университетском городке двое-трое китайских сту­дентов прогуливаются по аллее, взявшись за руки или положив руки друг другу на плечи, то это означает, что их связывают приятельские отно­шения.

Слайд 14. Указательный палец следует использовать очень осторож­но, когда находишься среди китайцев. Представители западной культуры имеют привычку во время своей экспансивной речи злоупотреблять ука­зывающими жестами. Для представителя китайской народности вытяну­тый в его сторону указательный палец является если не оскорблением, то уж во всяком случае выражением недовольства или признаком дурного тона. Может, американские политики и дипломаты не всегда могут найти ключ к партнерам из Китая из-за того, что не следят за руками?

Слайд 15. Реакция китайца в ответ на выражение недовольства — улыбка, тем более лучезарная, чем больше шумит его собеседник. Улыбка в данном конкретном случае — это выражение страха «потерять лицо». Для извинения есть особый жест, напоминающий наше козыряние — правая ладонь, обращенная к вам, поднимается где-то на уровне уха. Так, подрезавший автомобиль таксист, улыбаясь, «козыряет» водителю в зеркало заднего вида: «извини, мол, спешу...»

Слайд 16. Некоторые жесты имеют древнейшее происхождение. На­пример, обычай приветствовать друг друга сложением обеих рук перед грудью был упомянут еще в «Рассуждениях и беседах» Конфуция. Счита­лось, что раскрытая ладонь одной руки и обхваченный ею сжатый кулак другой символизируют собой два противоположных начала китайской философии — инь и янь. Другие говорят, что такое положение рук де­монстрирует нежелание нанести первый удар и является данью уваже­ния противнику. В настоящее время этот жест является установленным элементом приветствия, с которым участник спортивных соревнований по ушу обращается к судьям и зрителям. Сложив руки таким образом, китайцы поздравляют своих родственников и знакомых с днем рождения, повышением по службе, переездом на новую квартиру и т. д.

Вопросы к классу

  • Что такое речевое общение?

  • Что такое невербальное общение?

  • Какую роль оно играет в жизни человека?

  • Приведите примеры влияния невербального взаимодейст­вия на ход общения.

  • Приведите примеры способов невербального общения, применяемые в Японии и Китае.

  • Каковы достоинства невербального общения?

  • Каковы его недостатки?

(Ответы учеников.)


Один и тот же смысл можно передать по-разному, большую роль играют тембр голоса, интонация и порядок построения фраз. Убедимся в этом, послушав притчу.

О слове

Одному падишаху приснился страшный сон — один за другим у него выпали все зубы. В глубоком волнении падишах приказал привести к нему придворного толкователя снов.

  • Мой повелитель, мне очень жаль, но твой сон вещает о том, что ты одного за другим потеряешь всех своих близких, — ответил толкователь, выслушав рассказ падишаха.

Падишах в гневе велел бросить несчастного в темницу. Но сон не да­вал ему покоя, поэтому, немного успокоившись, он велел позвать кого- нибудь другого в надежде, что придворный толкователь ошибся. И вот привели к нему мудреца.

  • Мой повелитель, твой сон повествует о том, что ты будешь жить очень долго и переживешь всех своих родных, — сказал мудрец.

Падишах на радостях шедро наградил мудреца, что вызвало изумле­ние у придворных. Они спросили у мудреца, почему же его предшествен­ник был брошен в темницу, а он сам щедро награжден.

  • По сути, мы оба сон истолковали одинаково. Но ведь одну и ту же мысль можно выразить по-разному. И порой многое зависит от того, какими словами она будет высказана, — ответил мудрец.

Вопросы к классу

  • О чем эта притча? Как вы поняли ее смысл? (Ответы уче­ников.)

Задание: обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 70—71 учебника. Внимательно изучите текст и ответьте на во­просы.

  • О ком вы узнали?

  • Какое отношение имеет рассказ о Левитане к теме наших уроков?

(Ответы учеников.)

  1. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

  • С кем вам легче общаться, находить общий язык: со сверст­никами или с теми, кто вас старше? Почему?

(Ответы учеников.)







Задание: работая с п. 4 § 8 учебника, заполните сравнительную таблицу.

Общение со сверстниками и старшими

Общение со сверстниками

Общение со старшими

Черты различия

Общаемся на равных.

Младшие находятся в положении опекаемого не только родителями, но и старшими детьми.

Младших защищают, учат, пере­дают свой опыт, пытаются пред­остеречь от ошибок.

Иногда по отношению к младшим появляется категоричность и стро­гость

Выступаем в роли ребенка. Старших слушают, стараются им не прекословить, не позволяют грубости.

От старших мы узнаем много интересного, они передают нам свой опыт, предостерегают от ошибок

Рекомендации по выстраиванию отношений

Серьезно и с пониманием отно­ситься к детским играм, фантази­ям, не смеяться над ними, а уте­шать, разбираться в их капризах, проявлять интерес и чуткость

Следует уважать старших, при­слушиваться к их словам, не оби­жаться и не обижать, проявлять к ним внимание

Черты сходства

И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание. Это помогает выстраивать правильно общение

Прочитайте и проанализируйте отрывки из документа «Билль о правах родителей» психолога Э. Шостома на с. 72 учебника.

  • Какие выводы на его основе можно сделать?

(Ответы учеников.)


  1. «Слово — серебро, молчание — золото»

Задумываемся ли мы над тем, как говорим и общаемся? По­нимаем ли окружающих, умеем слушать?

Авторы учебника дают практический совет: чтобы научиться понимать другого, важно чаще ставить себя на его место, пред­ставлять, как сказываются на окружающих ваши слова и по­ступки.

Вопросы к классу

  • Как вы относитесь к этому совету?

  • Какие выводы из него вы можете сделать?

(Ответы учеников.)


Задание: прочитайте абзацы 1—3 на с. 74 учебника и ответьте на вопросы.

  • Нет ли противоречия в этой ситуации?

  • Объясните смысл слов первой женщины.

Почему на Руси сложилась поговорка «Слово — серебро, а молчание — золото»?

(Ответы учеников.)

В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: слу­шать и слышать. К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга.

Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник за­щищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды на пути общения. От чего же зависит появле­ние барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения?



Творческое задание. Объединившись в группы, определите барьеры, препятствия в ходе общения, т. е. то, что может мешать общению. Работая с дополнительным материалом, выработайте собственные рекомендации для продуктивного общения.

(Во время выполнения задания появляются записи на доске и в тетрадях.)

Барьеры общения:

  • характер человека (замкнутый, неуживчивый);

  • принижающе-уступчивая и защитно-агрессивная формы поведения;

  • неуважение к собеседнику;

  • отсутствие интереса к точке зрения собеседника;

  • грубость;

  • неясная формулировка собственной позиции.

Дополнительный материал

Рекомендации для продуктивного общения

  1. Выражайте свои позиции, стремления, чувства и идеи открыто, ясно и прямо без извинений и принижения как себя, так и оппонента.

  2. При обсуждении конкретных действий (позиций), при оказании воздействия на собеседника делайте акцент на их преимуществах или отрицательных последствиях для достижения целей партнера по об­щению.

  3. Избегайте использования личных нападок, унизительных утвер­ждений или угроз в адрес оппонента.

  4. Четко осознавайте и контролируйте свое эмоциональное состоя­ние в ходе взаимодействия и стремитесь направлять его в положительную сторону.

  5. Используйте «позитивные» слова и выражения, по возможности избегайте эмоционально-нагруженных фраз и оценочных суждений, не демонстрируйте безразличие к личности партнера и его интересам.

  6. Избегайте нетерпеливости, пустого разглагольствования и уступ­чиво-унизительной манеры обращения.

  7. Берите на себя ответственность, не сваливайте вину на других или обстоятельства, в противном случае собеседник начнет сомневаться в ва­шей способности реально оценивать события.

  8. Осуществляйте самоконтроль, когда начинаете чувствовать раз­дражение или нетерпение.

  9. Избегайте грубости, нетактичности, высокомерия, менторского тона. Не забывайте о чувстве собственного достоинства вашего партнера.

  10. Не вводите партнера в заблуждение.

  11. Не нужно недооценивать интеллект партнера. Никогда не счи­тайте себя умнее собеседника.

  12. Не загоняете собеседника в угол. Позволяя ему отступить, со­хранить свое лицо и чувство собственного достоинства, вы ничего не те­ряете, а только приобретаете или укрепляете психологический контакт, доверие к себе.

  13. Не используйте знания о слабых сторонах человека.

  14. Не напоминайте постоянно о старых промахах и обидах.

  15. Позиция «Я прав, а вы нет» препятствует стремлению достигнуть компромисса. Помните, что ваше понимание ситуации — не единственно возможное.

  16. Правильно воспринимайте критику. Люди с уважением относятся к тем, кто принимает критику спокойно и умеет учиться с ее помощью.

(Проверка выполнения задания.)

На этом этапе уроков проведем исследование самих себя и по­пробуем выработать приемы, которые смогут помочь эффективно общаться.

Рабочий материал

Тест «А вы приятный собеседник?»

Если человек общителен, это еще не значит, что с ним приятно раз­говаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают бук­вально с первых минут разговора. А вы приятный собеседник? Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

  1. Вы больше любите слушать, чем говорить?

  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

  4. Любите ли вы давать советы?

  5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

  6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

  8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

  9. Вы любите быть в центре внимания?

  10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете доста­точными знаниями?

  11. Вы хороший оратор?

Ключ к тесту. За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 начислите по одному баллу.

1—3 балла — вы то ли молчун, из которого слова не вытянешь, то ли просто не очень общительны. Общаться с вами непросто.

4—9баллов — внимательный и приятный собеседник, хотя и не очень общительный. Когда вы чем-то огорчены или обижены, то в такие мину­ты не требуете особого внимания к своей персоне.

9баллов и выше — один из самых приятных в общении людей, друзья не могут без вас обойтись. Возникает только один вопрос: не приходится вам слишком много играть, как на сцене?

Приемы повышения эффективности общения

  1. Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени (имени и отчества) партнера, с которым вы общаетесь. Это показывает внимание к нему, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положитель­ными эмоциями.

  2. Прием «зеркало отношений» — добрая улыбка и приятное выраже­ние лица говорят собеседнику, что «я ваш друг». А друг — это сторонник, защитник. У человека возникает чувство защищенности.

  3. Прием «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, тем самым происходит как бы заочное удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет к образованию положи­тельных эмоций.

  4. Прием «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внима­тельного выслушивания проблем собеседника. Это приводит к удовле­творению одной из самых важных потребностей любого человека — по­требности в самоутверждении.

  5. Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к хоб­би, увлечениям собеседника, что повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.



Упражнение «Улови настрой класса». 2—3 ученика выходят из класса. В это время остальные договариваются изобразить ра­дость (обиду, огорчение, удивление). Вошедшие должны угадать эту эмоцию.

Если быть внимательным друг к другу, можно увидеть на­строение другого человека, разделить с ним печаль и радость.



  1. Рефлексия

Игра «Пик понимания». Представьте, что перед нами гора. Пик — вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребе­нок. Вы, ученик, карабкаетесь по склону. (Можно использовать рисунок — макет горы и фигурку ученика.)

Определите, насколько близко вы подобрались к вершине, т. е. поняли тему урока.

  • Как прошла работа?

  • Достигнуто ли понимание проблемы?

(Это решают ученики, помещая фигурку у подножия либо выше по склону горы.)

  1. Подведение итогов уроков

Проверим себя и ответим на несколько вопросов.

  • Что такое общение?

  • Почему оно названо взаимодействием двух и более людей?

  • Какую роль играет общение в вашей жизни?

(Ответы учеников.)


  • Прослушайте рассказ и отметьте те ошибки, которые сделал главный герой.

Вася очень торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо. Он пришел за 10мин. до назначенного срока. Сильно нажал кнопку звонка. Дверь отворила хозяйка. Вася сказал: «Здравствуйте!» — и протянул цве­ты. Добавил: «Поздравляю с днем рождения!» «Проходите», — сказала хозяйка. Вася шагнул через порог, наступил хозяйке на ногу, но тут же извинился. Снял пальто и шапку, вспомнил про подарок. Достал его из кармана. Подарок был слегка помят. «Нате!» — сказал Вася и облег­ченно вздохнул.

За столом Вася пользовался приборами. Он знал, как вести себя за столом. Вилку он держал в правой руке, нож в левой. Оплошал только раз: уронил нож, когда перекладывал приборы из руки в руку, после того как порезал на кусочки жаркое. Но и тут он извинился. Так как хозяйка сказала: «Ничего, ничего, не стоит волноваться, я принесу другой», — Вася успокоился и не стал лезть под стол. Салфетку он не пачкал, разло­жил красиво на коленях. Хлеб брал вилкой. Сначала угощал всех, и хозяйку тоже, потом накладывал блюдо себе. Обязательно не доедал, оставляя немного на тарелке. Вспомнил, что надо благодарить хозяйку за угоще­ние, сказал «спасибо». И добавил, что это было очень вкусно. А потом сообщил: «Но моя мама готовит еще лучше». Так как все рассмеялись, Вася осмелел и стал рассказывать анекдоты.

Когда хозяйка поднялась, чтобы принести чай, Вася решил быть га­лантным и стал ей помогать. И даже дал два дельных совета: «Торт надо положить на большое блюдо!» и «Нужны щипчики для сахара!» Напившись чая, Вася отодвинул чашку и сказал: «Ух, наелся и напился!встал из-за стола. — Спасибо хозяйке!»

Вопрос к классу

  • Какие ошибки в общении допустил Вася?

(Ответы учеников.)

Чтобы закрепить полученные знания, ответим на вопросы 1,2 рубрики «Проверим себя» на с. 74 учебника.

Что мешает общению?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

  1. Прочитать § 8 учебника.

  2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 6 учебника (задание 4, 5 или 6).



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!