СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный конспект урока позволить повторить знания о видах подчинения в СПП. Содержит таблицы, помогающих понять расстановку знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
11.02.2020. 9а русский язык Долгих М.А.
Тема: Особенности расстановки знаков препинания в предложениях с несколькими придаточными
Цель урока:
усвоение новых знаний о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза и союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения;
- Закрепить знания об однородном, последовательном, параллельном и комбинированном подчинении;
- Научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
- Ознакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными.
Развивающие:
- Способствовать развитию связной речи учащихся, творческих способностей, обогащению словарного запаса учащихся с помощью дополнительной литературы;
- Развивать навык связного рассказа на лингвистическую тему;
- Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
- Воспитывать потребность в использовании дополнительной литературы;
Тип урока: закрепление знаний.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока.
Слово учителя: Сегодня мы закрепим знания по теме, на практике закрепим умения находить и характеризовать данные виды предложений, будем готовиться к экзамену. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять».
3.Фронтальный опрос:
- Какое подчинения называется однородным, параллельным, последовательным, комбинированным. – работа с таблицами .
Вид подчинения придаточной части главной | Примеры |
Последовательное
| [Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко).
|
Параллельное | (Когда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным). |
Однородное | [Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть). |
Работа в парах
Расставьте знаки препинания:
Когда она открыла глаза перед ней стояли капитан и лейтенант который в руке держал бутылку.
А Геля сокрушается что ей никто на свете не поверит что все сочтут её за выдумщицу.
Когда учитель отвернулся Александр наклонился чтобы поднять записку.
4. Закрепление изученного материала. – работа в парах
Расставить знаки препинания, определить вид придаточных и вид подчинения.
1)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.
2)Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.
3)Многим покажется странным, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
4)Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.
5.Самостоятельная работа (Раздаточный материал).
Определить вид СП. Списать предложения, расставить недостающие знаки препинания, сделать схемы, определить виды придаточных и виды подчинения.
1) Пугачев подал знак и меня тотчас развязали и оставили.
2) Я хорошо помню как мы шли по тропинке как она постепенно стала петлять как я нашел грибное место и отстал от друзей.
3) Было уже совсем темно когда мы добрались до лагеря чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
4) Не то вдалеке был пожар не то это закат пламенел.
5) Когда Нарцисс захотел пить он нагнулся к ручью в водах которого увидел свое отражение.
6) Ураган прошел однако связи с городом еще не было.
7) Я был очень занят но все-таки я нашел бы время для встречи с друзьями.
6.Готовимся к ГИА – выполнение заданий №3
7.Подведение итогов урока.
Назовите основные виды придаточных в СПП
(однородное, неоднородное, последовательное, комбинированное подчинение).
В чем особенность каждого вида придаточных?
На что следует обратить внимание при различении СПП с однородным подчинением?
(один из союзов иногда опускается)
Назовите виды схем СПП.
(горизонтальная и вертикальная схемы)
Рефлексия.
Что показалось вам наиболее интересным?
Какие задания вызвали затруднение?
Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы?
7. Домашняя работа. – выполнить карточку.
Расставить знаки препинания, указать границы предложений, подчеркнуть грамматические основы, определить вид подчинения.
1.Летом я окончил институт и когда приехал из Санкт-Петербурга был поражён изменениями произошедшими в нашем городе.
2. В комнату смотрит солнце и если мальчик протянет руку в окно то с кустов посыплется роса (В.Г. Короленко)
3. Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова ее были привычными для Сабурова но от них вдруг защемило сердце.
4. Он сказал что если будет свободен то вечером придёт ко мне
5. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика приказывал поднимать верх коляски дабы никто не мог вторгнуться в его тесный маленький мирок. (А.П. Чехов «Человек в футляре»)
6. Кто не знает что когда больному говорить захотелось то это значит то же самое что жить захотелось (М.М. Пришвин)
7. Это потому что когда вагон останавливается то во всем вашем теле происходит замедление скорости (А.Н. Толстой.
8. Егор привел неожиданное для Лёвина замечание что когда он жил у хороших господ тогда он был своими господами доволен (по Л.Н. Толстому).
9. Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков (А.И. Куприн).
10. Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка и когда мы шли краем леса мы невольно хватались за длинные ветки болотных кустарников.
11. Знаю что когда придёт отец мы пойдём в зоопарк.
12. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-нибудь то зверь тревожно нюхал воздух (Максим Горький)
13. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем.
14. Этот беззвучный разговор взглядов так взволновал Лизу что когда она села за столик в большом зале то её глаза не отвечая никому тоже говорили о смущении (К.А. Федин)