СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Побег и почки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с лабораторной работой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Побег и почки"»

Тема урока: Побег и почки.

Цели урока:

а) обучающие: изучить побег и почки растений; дать определения понятий – побег, почка, верхушечная почка, пазушная почка, придаточная почка, вегетативная почка, генеративная почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, очередное листорасположение, супротивное листорасположение, мутовчатое листорасположение, дать представление о развитии побега из почки;

б) воспитывающие: формирование научного мировоззрения, эстетическое, экологическое

в) развивающие: продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: побеги с почками березы, сирени, черемухи; побеги деревьев и кустарников с различным листорасположением; таблицы «Строение побега», «Строение почки», «Листорасположение», «Почки на побегах разных деревьев и кустарников»; лупа.

Методы обучения:

а) словесные: объяснение с элементами беседы

б) наглядные: демонстрация таблиц «Строение побега», «Строение почки», «Листорасположение», демонстрация побегов сирени, черемухи, березы, демонстрация побегов деревьев и кустарников с различным листорасположением

в) практические: наблюдение

Форма обучения и тип урока: урок - лабораторная работа.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Повторение пройденного (7 мин)

  3. Изучение нового (10 мин)

  4. Закрепление (20 мин)

  5. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. С каким настроением вы пришли на урок?

Итак, начнем наше занятие. Проверьте, пожалуйста, чтобы у каждого из вас был простой карандаш, ластик, учебник, рабочая тетрадь.

Ребята, давайте проверим, что же вы запомнили с предыдущего урока. Ответ на вопрос должен быть кратким, но полным.

В: Какой орган растения мы изучали несколько последних занятий?

О: Несколько последних занятий мы изучали корень.

Давайте посмотрим, какие знания вы получили о корне. Ваша задача – сказать, верно ли следующее утверждение.

В: Корень – орган почвенного питания.

О: Верно.

В: Существуют корневые системы: мочковатая, верхушечная, придаточная.

О: Не верно.

В: Боковые корни отходят от главного.

О: Верно.

В: Придаточные корни образуются только на боковых корнях.

О: Не верно.

В: Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

О: Верно.

В: В корне за зоной всасывания идет зона деления.

О: Не верно.

В: У пшеницы стержневая корневая система.

О: Не верно.

В: Главный корень одуванчика похож на стержень.

О: Верно.

В: Кончик корня покрыт корневым чехликом.

О: Верно.

В: Корневые волоски – это выросты клеток покровной ткани.

О: Верно.

А сейчас, ребята, постарайтесь дать мне ответы на несколько вопросов.

В: какие растения образуют корнеплоды?

О: Корнеплоды образуют такие растения, как редис, турнепс, свекла, репа, брюква и др.

В: Каково значение корней-прицепок?

О: Корнями-прицепками растение прикрепляется к опоре.

В: Какие еще видоизменения корней вам известны?

О: Мы знаем такие видоизменения корней, как корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни, корни-подпорки.

Итак, мы с вами повторили ранее изученный нами материал. Давайте теперь перейдем к изучению новой темы. Мы с вами уже хорошо знаем особенности подземной части растения, сегодня нам предстоит узнать о надземной части растения.

В: Ребята, как вы думаете, что трогается в рост после корня растения?

О: После корня в рост трогается стебель.

В: А что располагается на стебле?

О: На стебле располагаются листья и почки.

В: Как же будет называться стебель с расположенными на нем листьями и почками?

О: Стебель с расположенными на нем листьями и почками будет называться побегом.

Молодцы! Итак, мы с вами выяснили, что побег состоит из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Стебель - осевая часть побега, на стебле расположены листья – боковые части побега. Участок стебля, на котором развивается лист, называется узлом, а расстояние между двумя узлами – междоузлие. Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

Ребята, давайте с вами в рабочих тетрадях зарисуем небольшую схему строения побега.

Ребята, рассмотрите, пожалуйста, побег березы и сирени.

В: Одинаково ли расположены листья на стебле?

О: Нет, листья на стебле расположены не одинаково.

Правильно. Листья на побегах могут располагаться по-разному. Способ расположения листьев на стебле называют листорасположением.

Ребята, изучите рисунок 73 на странице 107 нашего учебника.

В: Какие типы листорасположения существуют?

О: Существует очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.

Совершенно верно. Существует три основных типа листорасположения. Если от узла отходит только один лист и расположены они поочередно, на разных сторонах побега, такое листорасположение называют очередным. Такое расположение листьев имеют береза, ива, рожь, подсолнечник. Когда из одного узла отходит два листа, расположенных друг напротив друга, то это супротивное расположение. Это клен, сирень, крапива, фуксия. Если из одного узла отходит три и более листьев, такое листорасположение называют мутовчатым. Например, элодея, олеандр. 

Давайте в наших тетрадях зарисуем схемы основных типов листорасположения.

В: Ребята, что есть на побеге еще, кроме листьев?

О: На побеге, кроме листьев, есть еще почки.

Давайте же с вами разберемся, что такое почка. Возьмите в руки побеги деревьев, лежащие на ваших столах и рассмотрите их. Найдите на них почки.

В: Где они располагаются?

О: Почки располагаются на верхушке побега/в пазухе листа.

Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют верхушечными. А могут располагаться в пазухах листа, и тогда их называют боковыми, или пазушными. Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях) называют придаточными. Из верхушечной почки развивается главный побег, за счет которого растение вытягивается в длину. Из пазушных почек развиваются боковые побеги, за их счет растение разрастается вширь. Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки. Для каждого вида растений характерно определенное расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение. По этим и многим другим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой

Снаружи почка покрыта почечными чешуями. 

В: Как вы думаете, какова их функция?

О: Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных воздействий внешней среды. 

А теперь аккуратно раздвиньте почечные чешуи.

В: Что вы под ними видите?

О: Под ними расположен зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания. На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки, их можно рассмотреть только в лупу. 

В: Как вы думаете, зачем растениям нужен конус нарастания?

О: Конус нарастания образован образовательной тканью, за счет конуса нарастания из почки развивается новый побег.

Совершенно верно. Таким образом, мы с вами доказали, что почка – это зачаточный побег.

Ребята, побеги могут быть вегетативные и генеративные, а значит и почки могут быть вегетативные и генеративные. На стебле так же могут располагаться цветки и впоследствии плоды, то есть генеративные органы. В этом случае побег так и называется генеративный. А побег, на котором нет репродуктивных органов, называется вегетативным. Почки могут нести в себе зачаток как вегетативного, так и генеративного побега. В соответствии с этим их называют вегетативными или генеративными.

Возьмите веточки, лежащие на ваших столах, и давайте рассмотрим внешнее строение почки растения. Генеративные или цветочные почки представляют собой зачаточный бутон или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют округлую форму. Почки, в которых находятся зачаточные побеги с листьями, называют листовые или вегетативные, почки в которых находятся бутоны цветков, называют цветочные или генеративные.

Ребята, на верхушке, сбоку побега находятся почки – зачаточные побеги из которых будут развиваться новые побеги, ветви. Используя материал учебника на стр. 109-110 Статья «Рост и развитие побега» прочтите первый абзац, запишите этапы развития побега из почки.

В: Итак, как же развивается побег из почки?

О: Первый этап – распускание почек. Второй – опадение почечных чешуй. Третий – рост, удлинение побега. Четвертый - новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.

В: Ростом и развитием побегов можно управлять. Подумайте, как?

О: Если срезать верхушечную почку, то растение перестает расти в длину, но начинает ветвиться. Если срезать верхушку бокового побега, то он тоже перестанет расти в длину и начнет ветвиться. Подрезая побеги, садоводы придают растениям причудливые, красивые формы.

А сейчас давайте закрепим то, что мы с вами сегодня изучили. Я предлагаю вам выполнить лабораторную работу. Обратите внимание на стр. 109. Тема нашей лабораторной работы – «Строение почек. Расположение почек на стебле». В ходе лабораторной работы мы должны познакомиться со строением почек и их расположением на стебле. Инструктивная карточка к выполнению лабораторной работы размещена на стр.109 нашего учебника. Задания выполняем в последовательности, указанной в учебнике. Результаты лабораторной работы оформляем в тетради в виде рисунков и ответов на вопросы. Время на выполнение лабораторной работы: 15 минут.

Ученики выполняют лабораторную работу. Учитель контролирует.

Итак, ребята. Мы выполнили лабораторную работу. Теперь давайте обобщим то, что мы узнали.

В: Как же могут располагаться почки на побеге?

О: Почки на стеблях, как и листья, могут быть расположены тремя способами – очередное, супротивное, мутовчатое расположение.

В: Как различают почки?

О: Генеративные, или цветочные, почки крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Итак, ребята, мы выполнили лабораторную работу. Давайте поговорим и вспомним то, что мы сегодня изучили.

В: Что такое побег, из каких частей он состоит?

О: Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

В: Что такое узел?

О: Узел – это участок стебля, на котором развиваются листья.

В: Какие типы листорасположения вы знаете?

О: Существует три основных типа листорасположении – очередное, супротивное, мутовчатое.

В: Что такое почка?

О: Почка-это зачаточный побег.

В: Какое строение имеет почка?

О: Снаружи почка покрыта почечными чешуями. Почка имеет зачаточный стебель, зачаточные листья и зачаточные почки.

В: За счет чего происходит рост побега в длину?

О: Побег удлиняется за счет деления клеток конуса нарастания.

А сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу. Вам нужно будет вписать в текст пропущенные слова.

«Побегом называется _____ с расположенными на нем _____ и _____. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются _____ . Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называются _____. Пазуха листа – это _____ между листом и находящимся выше междоузлием.»

Ответ: стебель, листьями, почками, узлами, междоузлиями, угол.

Итак, мы закрепили полученные нами знания, теперь давайте запишем домашнее задание. Вам нужно будет составить тест по теме «Побег и почки» из 10 вопросов с ответами.

Ребята, мне было приятно с вами работать. Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!