СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах» (Русский язык, 5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для обучающихся 5 класса, как урок усвоения новых знаний по данной теме. 

Данная тема помогает дальнейшему развитию и совершенствованию пунктуационных навыков.

Урок разработан с учётом возрастных особенностей учащихся и способствует развитию творческих способностей и личностных качеств. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах» (Русский язык, 5 класс)»

Кравченко Алла Владимировна, учитель русского языка и

Литературы МБОУ «Старомихайловская школа Марьинского района»

 


Урок русского языка в 5 классе


Тема: Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Цель: формировать представление учащихся об обобщающих словах, их роли в речи.

Задачи:

Образовательная: научиться находить обобщающие слова, правильно расставлять знаки препинания при ОЧП и обобщающих словах, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений;

Развивающая: уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать пунктуационную зоркость;

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.


Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.



Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Начинаем урок русского языка. Надеюсь, у всех вас прекрасное настроение.

2. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Тема нашего урока – «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

- Ребята, давайте вместе определим цели и задачи нашего урока.

Сегодня мы научимся находить обобщающие слова, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений.

3. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся вспоминают правило об однородных членах предложения, на примере одного предложения повторяют правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

- Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными.

Итак, ОЧП – это такие слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения. Обычно они выражены одной и той же частью речи и произносятся с интонацией перечисления.

- Рассмотрим пример предложения с однородными членами.


В молодой листве поют соловьи, кукушки, скворцы.


Соловьи, кукушки, скворцы – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос – кто? Выражены существительными, в предложении выступают подлежащими. Произносятся с перечислительной интонацией. Между ними нет союзов, поэтому стоят запятые. Это правило вы уже знаете.


4. Наблюдение над языковым материалом

- Ребята, давайте подумаем. Каким одним словом можно объединить слова соловьи, кукушки, скворцы. Правильно. Это слово - птицы.

В русском языке некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия.

Слова, которые обозначают родовые понятия, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщённом слове при однородных членах предложения.

Изменим наше предложение, добавив в него слово птицы. Что же получится?

В молодой листве поют разные птицы: соловьи, кукушки, скворцы.

Слово птицы стоит перед однородными членами. После этого слова ставится двоеточие.

Поменяем местами обобщающее слово и однородные члены предложения.

Соловьи, кукушки, скворцы – разные птицы поют в молодой листве.

В таких предложениях ставится тире.


5. Изучение новой темы


1) Рассмотрев примеры, выводим правило.


Обобщающими называются слова, которые объединяют ОЧП в одну смысловую группу.


Если обобщающее слово стоит перед ОЧП, то после него ставится двоеточие.

Схема:

О: О, О, О.

Если обобщающее слово стоит после ОЧП, то перед ним ставится тире.

Схема:

О, О, О - О.


«Идеальные» обобщающие слова

Все всё никто ничто везде всюду нигде никогда


2) Игра «Найди обобщающее слово»



Ананас

Божья коровка

Капуста

Груша

Бабочка

Огурец

Апельсин

Пчела

Помидор

Персик

Таракан

Баклажан

Лимон

Стрекоза

Морковь

Яблоко

Муравей

Овощи

Фрукты

Насекомые



3)Редактирование предложений. Заполни пропуски «идеальными» обобщающими словами.

Лиственный лес прекрасен_______ и зимой, и весной, и летом, и осенью.

Она купила ________ и одежду, и обувь.

Ни есть, ни пить, ни спать _________ ему не хотелось.


Проверка:

Лиственный лес прекрасен всегда: и зимой, и весной, и летом, и осенью.

Она купила всё: и одежду, и обувь.

Ни есть, ни пить, ни спать - ничего ему не хотелось.


6. Закрепление новой темы

Самостоятельная творческая работа.

Составить предложения с обобщающими словами по схемам, используя картинки:


1)изображения животных: О: О, О и О.

2)изображения цветов. О: О и О, О и О.


7. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.

Делаем вывод: что узнали на уроке, чему учились. Делаем вывод, что природу надо любить и охранять. Используя смайлики, определяем настроение на конец урока.


8. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему «Мир вокруг нас», используя предложения с обобщающими словами.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!