Конспект урока окружающего мира
УМК «Школа России» руководитель Плешаков А.А. Раздел: Природа
Тема: Про кошек и собак.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: обобщение представление детей о домашних животных.
Задачи:
систематизировать знания о домашних животных;
познакомить с некоторыми породами кошек и собак их особенностями и роль в жизни человека;
выяснить, как ухаживать за кошками и собаками;
Продолжать развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы ( логические познавательные УУД);
способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;
Умение оценивать свою деятельность и других ( регулятивныеУУД)
воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним (личностные УУД).
Планируемый результат:
Должны узнать, отличительные особенности некоторых кошек и собак;
Особенности ухода за кошками и собаками и их роль в жизни людей;
Должны научиться различать несколько видов кошек и собак и пользоваться атласами-определителями, ухаживать за домашними питомцами;
работать в парах, осуществлять самооценку и взаимооценку.
Средства обучения: А.А. Плешаков «Окружающий мир» , 2 класс, первая часть, страницы84-87. Презентация, атлас - определитель « От земли до неба» А. А. Плешаков.
Ход урока
Приветствие
Орг.момент
На уроке мы сидим.
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимем
Если спросят, отвечаем!
На столе в порядке
Книжки и тетрадки.
А ещё необходимо нам внимание:
Без него не получить новые знания.
Повторение материала прошлых уроков
- Скажите, пожалуйста, о ком мы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)
- Закончите предложения:
1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят себе жилище, заботятся о потомстве, называются …
2.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
Ребята, давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом уроке.
СЛАЙД 1
Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха)
Что их объединяет? (Животные живого уголка)
Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.)
Работа по теме урока
Мордочка усатая, Собой не птица,
Шубка полосатая, Петь не поёт.
Часто умывается, Кто к хозяину идёт,
А с водой не знается. (Кошка) Она знать даёт. (Собака)
- Кто догадался и может назвать тему нашего урока? (ответы детей)
СЛАЙД 2
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами, про кошек и собак.
Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?
- А зачем нужно изучать эту тему? (ответы детей)
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
- Сначала мы поговорим о кошках. Это самые распространенные домашние животные. А приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
Полина, ты должна была дома найти определение, кто же такие кошки?
-Ко́шка, или дома́шняя ко́шка — домашнее животное, одно из наиболее популярны (наряду с собакой) «животных-компаньонов».
Домашняя кошка — млекопитающее. Ранее домашнюю кошку нередко рассматривали как отдельный биологический вид.
В настоящее время выведено около 200 пород, от длинношёрстных (персидская кошка) до лишённых шерсти (сфинксы).
В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.
В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.
А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки ловят мышей. Почему бы не приручить полезных животных? Вскоре кошки настолько привыкли к человеку, что стали жить с ним в одном доме.
- А в дикой природе у этих животных остались грозные и могучие родственники. Как вы думаете, кто это? (лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь)
СЛАЙД 5
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
- Кошки известны еще и тем, что предсказывают землетрясения и извержения вулканов. По поведению кошки можно предсказать погоду. Кошки проявляют необыкновенную чуткость к своим заболевшим хозяевам. Они часто устраиваются рядом с больным, урчат, позволяют себя погладить, и тогда больному становится легче.
В наше время кошки выступают в цирковых номерах, например, в театре Юрия Куклачева, снимаются в кино.
- Действительно, кошка могут быть охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, и даже живым «будильником» может стать для вас кошка.
- А какие вы знаете породы этих животных?(ответы детей)
5 СЛЕДУЮЩИХ СЛАЙДОВ
1 – Матвей
Персидские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
2-Саша
Сибирские - Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью, чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.
3-Тася
Голые кошки (сфинкс) - горячие на ощупь, нежные, но сильные и элегантные животные с длинным телом, длинными конечностями и длинным хвостом, но с крепким костяком. Хвост длинный, прямой. Стремление к постоянному общению с хозяином, исключительная ласковость и привязчивость.Отсутствие шерсти дает возможность завести себе любимца даже тем, кто не может себе это позволить из-за аллергии.
4-Алина
Сиамские - Шерсть у них короткая, мягкая и блестящая. Окрашена она неравномерно. Специфический признак породы – темная «маска» на мордочке и голубые глаза.
5 – Ярослав
Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Прикоснуться рукой к их плюшевой шерстке – одно удовольствие.
Физминутка
СЛАЙД
Продолжение работы.
Кто же такие собаки?
МИША
Соба́ка — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) животных-компаньонов.
Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре.
Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и другого, а также декоративные породы (например, болонка, пудель).
В дикой природе у этих животных остались родственники. Как вы думаете, кто это? (серый волк, рыжая лиса, голубой песец и др.)
СЛАЙД
Породы собак, слайды
Работа по учебнику.
- Как вы думаете, сколько всего существует пород собак? (предположения детей)
- Ответ на этот вопрос вы узнаете из последнего абзаца текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)
- Так сколько пород? (около 400 пород)
СЛАЙДЫ 6 ШТ
- А сейчас послушайте стихотворение Агнии Барто и подумайте, какой вывод можем сделать.
СЛАЙД
- Какой можно сделать вывод из этого стихотворения? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Нельзя забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили.
СЛАЙД
VIII. Итог урока.
- Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- О чем еще захотелось узнать?
- Так о чем же надо подумать прежде, чем заводить домашнего питомца?
IX. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о какой-нибудь породе кошек или собак.
Определение «кошки» - Полина
Персидские кошки – Матвей
Сибирские – Саша
Сфинкс – Тася
Сиамские – Алина
Русская голубая – Ярик
Собака - Миша