1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний | Устный счет: 0,13 1,09 0,8 0,45 0,006 43% 18% 40% 77% 112% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Давайте вспомним основные задачи на проценты: а) как найти процент от числа; Найдите: 20% от 250 Решение: 20% = 0,2 250 0,22 = 5 0 б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 5% которогоравны 12. Решение: 5% = 0,05 12 : 0,05 = 240 в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 150 от 600? Решение: 150 : 600 100% = 25%. | Учащиеся записывают ответы в тетради. В процессе проверки сверяют их с правильными и оценивают свою работу ( результаты фиксируют в листе самооценки). Учащиеся выполняют решение данных задач с комментированием : применяемое правило и алгоритм решения. |
3. Этап изучение нового материала. | Рассмотрим следующую задачу: Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5А 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5Б -11, но в 5А- 16 учеников, а в 5Б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. Тема нашего урока: Решение задач на проценты. - Какова цель нашего урока? | Учащиеся формулируют и отвечают на вопросы: -Как ответить на этот вопрос помогут проценты? - Если мы выразим количество учащихся в процентах, будет ли ясен ответ? - Что нужно сделать с процентами для ответа на вопрос задачи? Формулируют цель урока:- обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. |
4.Этап первичное осмысление и закрепление знаний | - Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. 1. Классный руководитель – завуч школы. 1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента. 2) 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2. Продавец - покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки. Товар:скидка на данный товар: Шуба - 38 500 рублей 14 % Сапоги – 7 800 рублей 10% Шапка - 2 200 рублей 8 % Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 % Кроссовки – 1 850 рублей. 5 % 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач в тетрадях. При необходимости могут использовать калькуляторы. По окончании работы оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: 67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”. Ответ к задаче: 2) 42,9% учеников посещают спортивные секции, 57,1% учеников посещают различные кружки. Ответ к задаче: Скидка на Сумма к товар: оплате: (руб.)(руб.) Шуба 5 390 33 110 Сапоги 780 7 020 Шапка 176 2 024 Сп.костюм 352 2 848 Кроссовки 92,5 1757,5 Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 р, Премия 10 327,5 рублей, Общая сумма 33 277,5 рублей, Налог 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. |
5.Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
6.Этап закрепление изученного материала | Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся сравнивают полученные результаты с правильными ответами и анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения. |
7.Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. Домашнее задание: Решите следующую задачу: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом: Статья расхода | Процент от заработанной суммы | Оплата расходов на содержание квартиры | 8 | Плата за детский сад за 1 ребенка | 6 | Покупка продуктов | 23 | Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.) | 23 | В копилку | 40 | Задания: 1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц. 2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев попутевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. На оценку «3»- необходимо ответить на первый вопрос в задаче; На оценку «4»-необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче. На оценку «5»- творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |