2 Актуализация знаний | - На прошлом уроке мы изучили очень древнюю и интересную группу организмов, они объединены в особое царство живой природы. Без них не была бы возможна жизнь на нашей планете. Как называются эти организмы? - Для того, чтобы проверить ваши знания, я предлагаю вам выполнить задание. На слайде даны утверждения, вы должны выбрать из них верные и неверные. Утверждения: - клетки бактерий имеют одно или несколько ядер; - бактерии- одни из самых древних организмов на Земле; - среди бактерий много полезных для человека видов; - гриппом заболевают вследствие заражения гриппозной палочкой; - азотофиксирующие бактерии на корнях бобовых растений обогащают почву азотом. | Бактерии Выполняют задание фронтально. | Коммуникативные - уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Проблемное объяснение нового знания | - На прошлом уроке мы рассмотрели Бактерии, попробуем определить тему сегодняшнего урока. - Посмотрите, что находиться перед вами на столе, (цветы в горшках, водоросли, папоротник). -Что объединяет эти объекты? Тема урока: Растения - У вас на парте находится рабочая карта, которую вы будете заполнять в течении урока (Приложение № 1) и оценочный лист, где нужно будет оценивать свою работу на каждом этапе. -Запишите тему урока в рабочей карте. (прикрепляет название на доску) - Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Вы уже что- то знаете о растениях? - Посмотрите, на слайде представлены вопросы, на все ли вопросы вы можете ответить. -Почему вы не можете ответить на все вопросы? -Что для этого не хватает? -Какие цели мы должны поставить перед собой? -Выясним, какие признаки объединяет все растения в одно царство? Для этого вам нужно выполнить задание 1 в рабочей карте. Время работы 1 мин. -Какие признаки вы выделили?
- Где на нашей планете Земля можно встретиться с растениями. - Разновидностей растений очень много, поэтому их определили в разные группы. Как вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу? - Для того, что бы познакомиться с группами растений, предлагаю вам поработать в группах, разделимся на 5 групп. (1-4 группы исследователи, 5 группа эксперты). - Исследователи: выполняют работу, составляя рассказ по плану: (план на доске) особенности строения местообитание значение 1 группа - цветковые растения. (Ромашки) 2 группа – голосемянные. (Сосенки) 3 группа – Мхи, папоротники, плауны и хвощи. (Сфагнумки) Распределяет названия групп на доске. 4 группа – водоросли (Золотинки) 5 группа Эксперты- проводят сравнительный анализ растительной и бактериальной клеток. -Каким способом можно получить нужную информацию? - Задания выполняем в рабочих картах (время работы 7 минут). - Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. (Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад). -Теперь посмотрим, как вы поработали. - Сегодня к нам на урок пришли гости, они заблудились, и не могут определиться, к какой группе растений они относятся, где же обитают. Поможем им? Выступление учащихся 10 класса. (Приложение №3) (проверяют работу групп «Ромашки», «Сосенки») -О следующей группе растений нам расскажет представитель команды «Сфагнумки» (класс продолжает заполнять рабочую карту) - Следующая группа растений – водоросли. Посмотрите на доску. Необходимо продолжить предложение, вставив недостающие слова. Задание Они не имеют корней и побегов, их тело называют ………… ( слоевищем) Водоросли обитают в ………..(морях, реках и океанах) Человек использует водоросли в…. (пищу) - Задание выполняет группа «Золотинки», а другие группы слушают и продолжают заполнять рабочую карту. - А теперь послушаем представителя группы «Эксперты», который расскажет, чем схожи и чем отличаются клетки бактерий и растений. |
-Это растения
-Да Знаний
Изучить признаки растений, деление на группы. Выполняют задание Отвечают (1.1 все растения объединяет зеленый цвет, 1.2 корень раст, это говорит о том, что растения растут всю жизнь.) Повсюду
Разнообразное строение
Работают в группах
Использовать источники информации (учебник, доп. литературу) Выполняют задание, фиксируют информацию в рабочих картах урока.
Отвечают на вопросы
Выступают, рассказывают о мхах, папоротниках, хвощах и плаунах по плану.
Выполняют задание
Выступает, проводит сравнительный анализ | Коммуникативные -умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь; - сотрудничество в поиске информации - умение выражать свои мысли; -использование грамотной монологической речи. Регулятивные – планирование, прогнозирование, -целеполагание; - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. |
4.Закрепление. | -А как вы думаете, теперь вы можете отличить, к какой группе относится то или иное растение? У вас на партах лежат изображения растений разных групп, вам нужно распределить их по группам в течение 1 минуты. - Один представитель из группы прикрепляет изображения на доску в подходящую группу. Учитель подводит итог, проверяет правильность выполнения. -А теперь предлагаю вам отгадать загадки. По легенде мой цветок Клады открывает. Говорят, что раз в году Чудо то бывает. Но скажу начистоту Я вообще- то не цвету! (Папоротник) Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух, и превратился в пух (Цветковые) У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки – только на макушке. (Голосеменные) Есть змеи стометровые, Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые А капитану в море От них большое горе. (Водоросли) | Да
Распределяют растения по группам Прикрепляют изображения растений
Отгадывают загадки | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения; - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию. |