Тема: Рельеф земной поверхности
Воспитательная цель:
воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений;
развивать интерес к изучаемому предмету, исследованию родного края.
Способствовать формированию географической культуры.
Образовательная цель:
ввести новые понятия относительная и абсолютная высота, рельеф, нивелир, геодезия,
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий,
дать сведения о формах рельефа.
Развивающая цель:
создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, картами, схемами, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;
уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент
Начинается урок точно вовремя и в срок
Сели правильно, красиво,
Чтоб на урок хватило силы.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
2. Повторение пройденного
3. Изучение нового
- На предыдущих уроках мы изучали явления, которые доказывают, что Земля внутри живая. Как вы можете это доказать? (вулканы, землетрясения)
- Мы знаем, что вещества, составляющие ядро Земли, мантию и земную кору постоянно находятся в движении и последствия этих перемещений человек видит на земной поверхности.
- Я предлагаю отдохнуть при помощи наших ладошек (упражнения) – ладошки нам помогут не только отдохнуть, но и должны помочь определить тему урока.
- Поверните ладошки вверх, скажите – ровную ли поверхность они имеют? Что вы видите? (ответы детей: холмик, углубление, глубокие линии, выпуклые и вогнутые части). А что они нам напоминают? (земную поверхность). На ней тоже есть горы, впадины, равнины. Все это напоминает нам неровную поверхность.
И какой же мы делаем вывод:
ОТВЕТ: Земная поверхность тоже неровная.
- Найдите в учебнике стр. 54, определение - рельеф (отвечают).
ОТВЕТ: Рельеф – совокупность неровностей поверхности суши или дна океанов и морей.
В русском языке этот термин появился в 19 веке, с французского – это «выступ», «выпуклость», от латинского – поднимать, возвышаться.
- Наши ладошки имеют различные очертания, также и земная поверхность состоит из различных форм рельефа: вогнутые и выпуклые формы рельефа, примеры вогнутых форм рельефа: долина, овраг, а выпуклые: горы, хребты, холмы, а дне океана также имеются подводные горы, хребты, глубоководные впадины.
Ребята, какие вы знаете формы рельефа? (называют)
Вот видите, какое большое количество форм рельефа мы с вами вспомнили. Таким образом, выходит что рельеф это действительно СОВОКУПНОСТЬ неровностей.
Так, с неровностями мы разобрались. Теперь пришло время разобраться с другой частью определения: суши или дна океана. Почему же рельеф – это совокупность неровностей поверхности только суши или только дна океана? Ребята, вы уже знаете ответ на этот вопрос. Какие предположения?
ОТВЕТ: потому что земная кора едина (оболочка земли) и подразделяется на континентальную и океаническую.
-На карте формы рельефа имеют свои названия и фоновую окраску, их мы можем найти на физической карте полушарий. Нам необходимо разделится на три группы:
1 группа находит на карте горы,
вторая группа – находит на карте равнины,
третья – формы рельефа дна океана.
Необходимо отметить названия на контурной карте, уметь показать на карте (находят на карте, выписывают, называют, показывают на карте у доски).
4. Закрепление
5. Домашнее задание