Тема урока: «Шестнадцатеричная системы счисления».
Цели урока:
образовательные – показать связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления; сформировать знания и умения перевода небольших десятичных и двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
развивающие – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
воспитательные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Задачи:
1) рассмотрение восьмеричной системы счисления как знаковой системы;
2) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления
3) рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы;
4) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;
5) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления;
6) характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
система счисления;
цифра;
алфавит;
основание;
развёрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
восьмеричная система счисления;
шестнадцатеричная система счисления.
ХОД УРОКА
I Организационный момент (2 мин)
II Повторение. Введение в тему (2 мин)
Постановка проблемного вопроса
Какую систему счисления используем мы – люди? (Десятичную) Как вы думаете, с чем это связано? (Это обусловлено нашей физиологией.)
Сегодня мы рассмотрим еще одну системы счисления, которые, как и двоичная, восьмеричная часто используются в информатике.
Как вы думаете, о какой системе счисления идет речь?
– Это шестнадцатеричная система счисления.
Сообщение темы урока
Итак, тема урока «Шестнадцатеричная системы счисления»
III Изучение нового материала. (10 мин)
Восьмеричная система счисления
В тетрадях обучающиеся записывают следующие определения:
Система счисления | Основание | Алфавит |
Шестнадцатеричная | 16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, А,B,C,D,E,F |
Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления воспользуемся способом последовательного деления на 16.
Пример. Правило перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Показать пример перевода из десятичной СС 240 в 16-ую СС на доске.
Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение. Указать что в остатке и в последнем частном могут быть числа от 0 до 15.При этом числа от 10 до 15 заменяем на соответствующие буквы алфавита 16-ой СС.
Показать пример перевода из шестнадцатеричной 2F в 10-ую СС на доске.
IV Закрепление. Практическая работа. (10 мин)
Работа в группах по 2 человека-раздаточный материал(подготовка к контрольной работе)
1. 1)MMMCDLXIX→ x10 2)187810→р.с.с. 2.(ОГЭ) 1)11011112→ x10 2)103810→ x2 3.(ОГЭ) 43210→ x8 4. 15416→ x10 5. 11001112+1101112= x2 | Ответы: 1.1)3469 2) MDСССLXXVIII 2. 1)11110 2) 100000011102 3.6608 4.9A16 5.100111102 |
V Итоги урока. Выставление оценок