СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет конспект урока "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато". Данная тема является достаточно сложной для изучения. Поэтому в разработке дается подробный алгоритм отличия союзов от слов других частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы"»

Тема: «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато».

 

  1. Мотивация к учебной деятельности. Проверка знаний учащихся.

В данных предложениях найдите 5 орфографических ошибок. Запишите их в правильном варианте


1) В течении мая чаще всего дули северо-западные ветры.

2) Договорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались.

3) Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

4) Урожай был невысоким в следствии засухи.

5) В следствие по делу о хищении было допущено много неточностей.

6) Положите деньги на счёт в банке.


- Проверьте вашу запись.


1). В течениЕ мая всё чаще дули северо- западные ветры.

2). Договорившись НАСЧЁТ завтрашнего дня, они расстались.

3). Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

4). Урожай был невысоким ВСЛЕДСТВИЕ засухи.

5). В следствиИ по делу о хищении было допущено много неточностей.

6). Положите деньги на счёт в банке.


-Оцените свою работу по пятибалльной системе. Поставьте отметку. (Можно на поле, можно под работой).


На какую орфограмму данные примеры? (Правописание производных предлогов и омонимичных с ними частей речи).


-Что следует помнить при правописании производных предлогов? (Они не являются членами предложения, производный предлог можно заменить непроизводным предлогом, предлог всегда входит в падежный вопрос).


- какую часть речи мы изучаем? (Союз).

       

2. Формулировка темы, целей урока.


-Каким образом наша работа может быть связана с темой «Союз»?


(Ученики выдвигают версии, приходим к мнению: правописание союзов и омонимичных с ними частей речи).

- Сформулируем тему урока, определим наши цели. (Правописание союзов и омонимичных с ними частей речи, научиться отличать союзы от омонимичных частей речи и правильно их писать).

  Уточнение темы урока (Слайд №3).


Переход к новой теме: «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»


Цели нашего урока:

1) знать правило написания союзов;

2) уметь отличать союз от самостоятельной части речи;

3) уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова.


 3.Актуализация знаний.

           - Что необходимо знать для правильного написания союзов?

(Грамматические признаки союза, чем он отличается от других частей речи).

Наблюдения.


Запомните: союзы также, тоже, чтобы, зато – пишутся слитно.


Но их нужно отличать от слов других частей речи, которые пишутся раздельно.


Н-р, от наречия с частицей ТАК ЖЕ, от местоимений с частицей ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, которые пишутся раздельно. Особенность частиц состоит в том, что частицы можно опустить.

Записываем.


  1. Я хочу, чтобы ты дал мне совет.


Это СПП предл. с подчинит. союзом «чтобы». Задаем вопрос от главной части к зависимой: Я хочу (что? чего?), чтобы ты дал мне совет.


Союз ЧТОБЫ можно заменить другим союзом- ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ.

БЫ нельзя опустить или переставить в другое место.


  1. Я спросил, что бы мне почитать.


В этом предложении ЧТО БЫ – местоимение ЧТО с частицей БЫ, т.к. частицу БЫ можно опустить или переставить в другое место. Получится предложение: Я спросил, что мне почитать (бы). Смысл предл-я не изменился.

- Почему ЧТО является местоимением? Задаем вопрос (почитать что?) ЧТО – вопрос падежный.


  1. Сережа выполнил задание, я тоже его сделал


В этом предложении союз ТОЖЕ, пишем слитно, т.к. его можно заменить другим, синонимичным союзом ТАКЖЕ или И


Ср.: Сережа выполнил задание, я также его сделал


Сережа выполнил задание, и я его сделал


Частицу ЖЕ нельзя опустить или переставить в другое место.


  1. Сережа выполнил то же задание, что и я


Частицу ЖЕ можно опустить


- Какой частью речи является ТО и как подчеркнуть в предл-ии?

Зададим вопрос Сережа выполнил задание (какое?) то, то – местоим-е, подчеркиваем как определение.


Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет.

Оля так же решила задачу, как и все остальные.


Мы долго трудились, зато получили хорошие результаты.

Моего друга хвалили за то, что он отлично выполнил работу.


- Используя материал параграфа, составьте таблицу «Признаки союзов и омонимичных с ними словосочетаний» (Работа в паре).

1). Можно переместить часть на другое место.

2). Можно поставить вопрос.

3). Играет связующую роль.

4). Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

5). Нельзя поставить вопрос.

6). Не является членом предложения.

7). Является членом предложения.

8). Заменяем союзами И, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, НО.

9). Заменяем синонимом ( самостоятельной частью речи).

- Сверим вашу запись со слайдом. Поднимите руки, кто выполнил задание верно. Оцените свою работу.

Союзы.

Омонимичные словосочетания.

Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

Можно переместить часть на другое место.

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.

Не является членом предложения.

 Является членом предложения.

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

4.Первичное закрепление с комментированием.

-Потренируемся в применении «инструкции», проговаривая условия выбора соседу по парте. Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы.

1). Приют наш мал, (за)то спокоен.

2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.

3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.

4). Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.

5). Берись(за) то, что тебе по душе.

6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

7). В радости ведь то(же) нужна помощь.


- Сделаем вывод. (В предложениях 1, 4, 6. 7 выделенные слова- союзы, часть союза нельзя убрать или переставить на другое место, они не являются членами предложения, их можно заменить другими союзами. В предложении 2-местоимение с частицей, которую можно убрать. К местоимению можно поставить вопрос, оно является дополнением. В предложении3-наречие с частицей, к которому можно поставить вопрос как?, член предложения-обстоятельство, частицу же можно убрать или переставить на другое место. В 5 предложении – указательное местоимение с предлогом. Его можно заменить существительным дело, член предложения – дополнение.)

- Поднимите руку, кто может себе за эту работу поставить «5», «4», «3». Поставьте оценку на поля.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно.

1). Что(бы) мне подарить подруге?

2). Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы.

3). Незнакомец свернул за(то) здание.

4). Моряки то(же) ушли в море.

5). Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей.

6). Не делай то(же), что и все, если все делают плохо.

7). В дружбе доверие нужно так(же), как надежность.

8). Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то(же) время.

9). Журналисты собрались в студии, что(бы) обсудить проблему.

10) .Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.


Учащиеся самостоятельно выполняют задание, меняются тетрадями, проверяют работы

  1. Что бы мне подарить подруге?

  2. Неслышно было ничего такого, что бы нарушало спокойствие природы.

  3. Незнакомец повернул за то здание.

  4. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.

  5. В дружбе доверие нужно так же, как и надёжность.

  6. Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то же время.

-Поднимите руку, кто в работе не допустил ни одной ошибки, кто одну или две., у кого больше трёх.


Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя