СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слитное написание союзов тоже, также, чтобы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока и рабочий лист. Данный урок является 2 уроком изучения данной темы.

Просмотр содержимого документа
«рабочи1 лист»

Рабочий лист

Тема урока: «Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато и др.»



Задание № 1.

Прочитайте высказывания, объясните написание выделенных слов, раскрывая скобки.

  • «В счастье легко найти друга, за(то) в несчастье же - в высшей степени трудно». (Демокрит)

  • «Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то(же)». (Аристотель)

  • «Что(бы) ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, что(бы) им было легко и приятно жить рядом с тобой».

(Л.Н. Толстой).



Задание № 2.

Перед вами предложения, в которых нужно раскрыть скобки, поставив напротив каждого предложения буквы: Р – раздельно, С – слитно.



Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости, верь в дружбу.



Что(бы) идти дальше, нужно переложить груз.



Он прячет глаза и то(же) хочет плакать.



Я не попал на выставку, за(то) встретился с друзьями.



Он спрятался за(то) дерево







  1. То(же) слово, да не так бы молвить.

  2. Вася так(же) глядел вверх.

  3. Нельзя сказать, что(бы) он был ленив и не старателен.

  4. Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

  5. (От)того дома до нашего метров двести.

  6. Задание № 3



Послушайте притчу и подумайте, как она может быть связана с темой нашего урока?

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой, что(бы) убрать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.


На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!


Задание № 4

Представьте, что вы в социальной сети познакомились с вашим ровесником, для которого дружба не важна. Постарайтесь его убедить в том, что друзья нужны. Причём друзья живые, реальные, а не только виртуальные. Напишите своему другу такое сообщение, обязательно включая в него союзы также, чтобы, тоже, зато. Аргументируя свою точку зрения, можете опираться на текст притчи и высказывания известных людей, которые мы анализировали в рамках задания № 1.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«урок слитное написание союзов тоже, также, чтобы 7 класс»

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: «Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато, оттого, притом, причем».

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока: формировать умение различать на письме союзы тоже, также, чтобы, зато, оттого, притом, причем и наречий и местоимений с частицами то же, так же, что бы, за то, от того, при том, при чем.



Задачи:

  • формировать умение работать в соответствии с алгоритмом;

  • формировать умение анализировать языковой материал;

  • закрепить написание орфограммы «Слитное написание союзов…»;

  • формировать умение интерпретировать текст, определять тему текста;

  • акцентировать внимание обучающихся на проблеме ценности дружеских отношений в современном мире;

  • формировать умение создавать собственный текст в соответствии с предложенными критериями;

  • формировать умение анализировать созданные тексты в соответствии с предложенными критериями.

Ход урока:

1. - Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке будем продолжать изучать тему «Правописание союзов», которую вы начали на прошлом уроке. Как вы думаете, какую цель на сегодняшний урок можем для себя определить. (повторить сведения о союзе, уметь видеть союз в предложении и отличать его от других частей речи). Сегодня мы будем выполнять задания на рабочих листах. Чтобы повторить правописание союзов «чтобы», «зато» мы обратимся к заданию № 1. Ваша задача: прочитать высказывания, объясните написание выделенных слов, раскрывая скобки. Что нам для этого нужно вспомнить, что может в этом помочь? (алгоритм) – презентация.

  • «В счастье легко найти друга, за(то) в несчастье же - в высшей степени трудно». (Демокрит)

  • «Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то(же)». (Аристотель) (в соответствии с алгоритмом раскрываем скобки).



Теперь выполняем то же самое, но уже без подсказки на слайде.



  • «Что(бы) ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, что(бы) им было легко и приятно жить рядом с тобой». (Л.Н. Толстой) Молодцы. Вижу, что умеете пользоваться алгоритмом.



2. Предлагаю потренироваться, выполнив задание № 2. Перед вами предложения, в которых нужно раскрыть скобки. Для удобства работы зачеркивать ничего не будем, а напротив конкретного предложения будем ставить буквы: Р – раздельно, С – слитно. Свой ответ необходимо будет аргументировать, пользуясь приемами проверки.

Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости, верь в дружбу. Р



Что(бы) идти дальше, нужно переложить груз. С



Он прячет глаза и то(же) хочет плакать. С



Я не попал на выставку, за(то) встретился с друзьями. С



Он спрятался за(то) дерево Р



- Остальные предложения разбираем самостоятельно.



  1. То(же) слово, да не так бы молвить. Р

  2. Вася так(же) глядел вверх. С

  3. Нельзя сказать, что(бы) он был ленив и не старателен. Р

  4. Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился. Р

  5. (От)того дома до нашего метров двести. Р (слайд)

-Проверьте себя самостоятельно. Правильные ответы даны на слайде. Поднимите левую руку, кто не допустил ни одной ошибки, поднимите правую руку, кто допустил 2? Молодцы!

3. Послушайте притчу и подумайте, как она может быть связана с темой нашего урока?

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой, что(бы) убрать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.


На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!


-О чем же эта притча? (эта притча о дружбе) А что такое дружба? (чувство, которое связывает людей, объединяет). Скажите, а какие помогает дружить частям речи, помогает им объединяться в предложения, а затем в текст? (союз).

- А как вы считаете, является ли тема дружбы актуальной в наше время?


4.К сожалению, всё большее количество людей начинает думать, что друзья в жизни не нужны: на них надо тратить время, силы, иногда им надо помогать. А в современном мире каждый хочет добиться личного успеха. Представьте, что вы в социальной сети познакомились с таким человеком - вашим ровесником. Постарайтесь его убедить в том, что друзья нужны. Причём друзья живые, реальные, а не только виртуальные. Напишите своему другу такое сообщение, обязательно включая в него союзы также, чтобы, тоже, зато. Аргументируя свою точку зрения, можете опираться на текст притчи и высказывания известных людей. Каким может быть объём вашего текста? (не более 8 – 10 предложений, т.к. это текст в соц.сети).

5. Проверим то, что у вас получилось. (чтение созданных на уроке текстов, их оценка по предложенным критериям). Те работы, которые озвучить не успеем, нужно будет сдать после урока.


6. Благодарю вас за работу на нашем уроке, считаю, что работали мы неплохо. Если вы со мной согласны, предлагаю завершить наш урок аплодисментами.







































Интернет-источники:

  • http://5klass.net/russkij-jazyk-7-klass/Pravopisanie-sojuzov-chtoby-tozhe-takzhe-zato.html;

  • http://easyen.ru/load/klassnye_chasy/raznye/pritcha_dva_soseda_i_sneg/112-1-0-182854

  • http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-druzhbu-pro-druzej;

  • http://www.myshared.ru/slide/317647/






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя