I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Из чего состоит наша речь? – Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка» | – Наша речь состоит из предложений. Слушают учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объеме изучения. 1. Предложение состоит из слов. Работа с сюжетным рисунком к сказке «Репка» (учебник, с. 7). 2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 7) | Фронтальная. Словесный. Беседа по иллюстрации, рассказ учителя | – Вспомните начало сказки. – Сколько слов вы слышите в этом предложении. – Какое слово первое? второе? третье? – Из чего состоит предложение? – Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской. Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова. – Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? – Как можно узнать, что предложение закончено? | – Посадил дед репку. – Три. – Посадил, дед, репку. – Предложение состоит из слов. – Это начало предложения. – В конце предложения ставится точка | Выражают эмоции при работе с иллюстрациями из сказки и составлении предложений. Проявляют интерес к устному народному творчеству русского народа | Коллективный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
Физкультминутка для глаз | Коллективная. Практический | Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали (поморгать глазами). Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо), Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх). Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками), В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вверх, вправо и вверх – влево), Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз (посмотреть вниз), Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими) | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Фронтальный. Правильное выполнение упражнений |
Коллективная. Словесный. Работа с иллюстрациями и схемами предложений, рассказ учителя | – Соотнесите схемы с рисунками. Составьте предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему? Вытянул репку! В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками. Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения | С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам. – Выросла репка большая. – Позвал дед бабку. – Позвала бабка внучку. – Позвала внучка Жучку. – Позвала Жучка кошку. – Позвала кошка мышку | Составляют простейшие предложения и моделируют их с помощью схем. Составляют предложения по заданным схемам. «Читают» предложения по схемам | Коллективный. Составление предложений по схемам |
III. Закрепление знаний и способов действий. 1. Пословицы о труде | Индивидуальная. Словесный. Рассказывание пословиц | – Расскажите пословицы о труде и трудолюбии | Рассказываю пословицы о труде и трудолюбии (см. Приложение) | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи | Индивидуальный. Рассказывание пословиц |
2. Работа с пословицей «Берись дружно, не будет трудно» (учебник, с. 6). | Фронтальная. Проблемный. Работа с пословицей | – Прочитайте текст под знаком (для читающих детей): «Берись дружно, не будет трудно». – Подумайте, почему так говорят? | Читают текст дети, отвечают на вопрос учителя | Оформляют свои мысли в устной форме | Индивидуальный. Дифференцированное задание (чтение) |
3. Работа с рисунком. Инструменты | Фронтальная. Практический. Работа с рисунком | – Что изображено на рисунке? – Как назвать одним словом предметы? | – Лопата, грабли, ножницы, пила (ножовка), молоток. – Инструменты | Осуществляют синтез как составление целого из частей | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективный. Практический | На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали. Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкульт-привет! | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
IV. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чем полезным занимались на уроке? – Какие знания помогли нам? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Осмысливают свою деятельность, осуществляют итоговый контроль | Фронтальный. Устные ответы |